Программа по направлению подготовки 030300. 68 Психология «Ювенальная юридическая психология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Магистерская программа
по направлению подготовки
030300.68 Психология
«Ювенальная юридическая психология»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Нормативный срок освоения программы – 2 года
Форма обучения: очная
Научный руководитель магистерской программы:
Щербаков Евгений Павлович, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.пс.н.
Координатор программы:
Рягин Сергей Николаевич, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор, Почетный работник образования РФ
Омск, 2013
Цели и задачи магистерской программы
Цель магистерской программы: профессиональная подготовка магистра к решению комплекса задач ювенальной юридической психологии.
Задачи магистерской программы:
подготовить к разработке исследовательских и научно-практических проектов в сфере юридической психологии детей и подростков, психологических программ, направленные на обеспечение прав и наилучших интересов детей и подростков в различных сферах, профилактики девиантного поведения детей и подростков;
обеспечить освоение технологий социальной и психологической реабилитации и психологического сопровождения детей и подростков (с девиантным поведением, а также жертв насилия и жестокого обращения, свидетелей, подсудимых) совместно со специалистами смежных дисциплин (юристами, медиками, педагогами, социальными работниками и др.);
сформировать готовность к осуществлению экспертных психологических исследований детей и подростков, к выступлению в качестве экспертов и специалистов в суде по делам несовершеннолетних;
подготовить к преподавательской и просветительской деятельности по проблемам юридической психологии детей и подростков.
Требования к результатам освоения магистерской программы
В результате освоения программы выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК- 1);
самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК- 2);
активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);
свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК -4);
использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом
(ОК- 5);
принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК- 6);
адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК -7);
позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК -8);
выбору адекватного математического обеспечения научно – исследовательской работы (ОК -9);
использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)
оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК - 11)
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2);
совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-3);
созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);
определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);
модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);
планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);
анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психосоциальных составляющих функционирования (ПК-8);
профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);
выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-10);
овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-11);
сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);
подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);
планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке прикладных задач в области экономической психологии (ПК-16);
диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и
состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);
созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-18);
комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);
формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);
разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);
в проектно – инновационной деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке инновационных профессиональных задач в области научно –исследовательской и практической деятельности (ПК-22);
проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);
выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);
созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);
в педагогической деятельности:
способностью и готовностью к:
участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-26);
проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);
подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);
обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);
руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);
участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к: супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности (ПК-33);
мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области (ПК-34);
организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества (ПК-35);
поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);
решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур (ПК-37);
установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами (ПК-38);
подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);
использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-40).
Дисциплины магистерской программы
Учебный план магистерской программы включает в себя следующие дисциплины:
Общенаучный цикл
Инвариантные дисциплины: «Методологические проблемы психологии», «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии»,
Вариативные дисциплины: «Психология развития детей и подростков», «Психологические проблемы семьи и детства».
Курсы по выбору: «Психопатология развития у детей и подростков» / «Детская и подростковая психиатрия", «Психология аномального развития детей и подростков» / «Психология девиантного поведения»; «Международные правовые нормы относительно несовершеннолетних» / «Ювенальное право»
Профессиональный цикл
Инвариантные дисциплины: «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Статистические методы в психологии», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования».
Вариативные дисциплины: «Ювенальная юридическая психология», «Методы психологического консультирования детей, подростков и семей», «Психодиагностика нормального и отклоняющегося развития».
Курсы по выбору: «Социальные и психологические технологии ювенальной юстиции» / Развитие правосознания школьников и правовая культура образовательного учреждения ; «Социальное и психологическое сопровождение детей и подростков в суде»/ «Судебно-психологическая и комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном и гражданском процесс»; «Психокоррекция девиантного поведения у детей и подростков»/ «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних»
Практики и научно-исследовательская работа
Программа предусматривает научно-исследовательскую, производственную и научно-педагогическую практики. Практики проводятся на кафедре педагогики, психологии и социальной работы, в учреждениях образования, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах психолого-медико-социального сопровождения.
Итоговая государственная аттестация
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен.
Компетентностноориентированные технологии обучения
Реализация компетентностного подхода предусматрива широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов предусмотрены мастер-классы и встречи со специалистами по ювенальной психологии.
Кадровый потенциал
Непосредственное руководство студентами-магистрантами и преподавание дисциплин осуществляется 3 докторами наук (Рягин С.Н., д.п.н., профессор; Щербаков Е.П., д.пс.н., профессор; Зуева О.М., д. мед.н., профессор), 8 кандидатами наук (Мельниченко С.А., к.философ.н., профессор, Борсуковский Б.А., к.п.н., доцент; Скрипник Т.В., , к.пс.н., доцент; Карпова Л.Г., к.пс.н., доцент; Таротенко Т.И., к.пс.н., доцент; Стебляк Е.А., к.п.н., доцент; Срокин А.Д., к.б.н., доцент; Дусь Т.Э., к.п.н., доцент).
Возможные места трудоустройства и научная перспектива выпускников
Специалисты, прошедшие подготовку по данной программе, могут работать в качестве консультантов в учреждениях здравоохранения, юстиции, медико-социальной помощи, в административных органах, в организациях, предоставляющих психологические услуги подросткам и семьям.
После успешного освоения магистерской программы выпускники могут продолжить образование в аспирантуре по научным специальностям:
19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии.
19.00.06 – Юридическая психология
19.00.07 – Педагогическая психология
Вступительные испытания
Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению «Психология» или диплом специалиста, зачисляются на магистерскую подготовку на конкурсной основе по результатам собеседования. Лица, желающие освоить программу подготовки магистра и имеющие высшее профессиональное образование по другим специальностям, допускаются к конкурсу по результатам сдачи профильного экзамена, предусмотренного Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра.
Контакты
Ждем Вас по адресу: г. Омск, ул. 4-ая Челюскинцев 2А, каб. 306
тел.: 35-62-19
e-mail: [email protected]
страница 1
скачать
Другие похожие работы: