Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
«Утверждаю»
директор МОУ СОШ с.Каменка
__________________ /Храмова О.А./



 Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
|   2011 – 2013 год  |  
|   |  
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В российском обществе молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется педагогами преподавателями ОБЖ и ОЗОЖ, классными руководителями, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, инспектора ОПДН, фельдшера ФАП и др.).
Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.
Цель комплексной программы
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .
• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Принципы программы:
доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;
анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;
опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.
системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на два года реализации и будет проведена в период сентября 2011 года по август 2013 года.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап (сентябрь - ноябрь 2011)
• Анализ состояния профилактической работы за 2010 – 2011 уч. год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический (декабрь 2011 г.- июнь 2013г.)
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (август 2013 г.)
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
|   2011-2012 учебный год  |  |||
|   №  |    Практические дела  |    Срок исполнения  |    Ответственные  |  
|   1  |    Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).  |    В течение всего года  |    классные руководители, руководители кружков  |  
|   2  |    Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.  |    Сентябрь  |    Кл. руководители. Зам. директора по ВР  |  
|   3  |    Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.  |    Сентябрь  |    Кл. руководители. Инспектор ОПД  |  
|   4  |    Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.  |    Октябрь-ноябрь  |    классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность  |  
|   5  |    Организация и проведение Дня здоровья.  |    сентябрь  |    Кл. руководители учитель физкультуры  |  
|   6  |    Родительское собрание «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).  |    октябрь  |    Зам. Директора по УВР  |  
|   7  |    Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 11 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).  |    В течение всего периода  |    Кл. руководители Зам. директора по ВР  |  
|   8  |    Анкетирование среди учащихся 9 - 11классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.  |    декабрь  |    Кл. руководители Зам. директора по ВР  |  
|   9  |    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.  |    декабрь  |    Зам. директора по ВР, кл. руководители  |  
|   10  |    Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.  |    ноябрь  |    Кл. руководители Учитель ОБЖ  |  
|   11  |    Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.  |    Ноябрь  |    Кл. руководители Учитель ОБЖ  |  
|   12  |    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.  |    Ноябрь  |    Кл. руководители  |  
|   13  |    Среди учащихся 5 - 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.  |    январь  |    Соц педагог Кл. руководители  |  
|   14  |    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.  |    январь  |    Фельдшер ФАП  |  
|   15  |    Конкурс рисунков (5 – 11 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.  |    Декабрь  |    Кл. руководители, учитель ИЗО, ОБЖ  |  
|   16  |    Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.  |    Декабрь  |    Зам. директора по ВР  |  
|   17  |    Участие в международной акции АНТИ – СПИД.  |    Декабрь  |    Зам. директора по УВР, классные  |  
|   18  |    Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.  |    1 полугодие  |    Библиотекарь  |  
|   19  |    Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”  |    2 полугодие  |    Библиотекарь  |  
|   20  |    Провести беседы с просмотром видеокассет по темам: “Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”  |    2 полугодие  |    Инспектор ОПД  |  
|   21  |    Подобрать материалы к классным родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.  |    1 полугодие  |    Библиотекарь Классные руководители, учитель ОБЖ, ОЗОЖ  |  
|   22  |    Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.  |    В течение периода реализации программы  |    Инспектор ОПД Работники ФАП  |  
|   23  |    Участие во Всероссийском уроке здоровья  |    Апрель  |    Зам. директора по УВР, мед. работник, учителя физ. культуры  |  
|   24  |    Участие в легкоатлетическом кроссе, весенней спартакиаде школьников  |    май  |    учитель физ. культуры  |  
|   25  |    Проведение спартивных соревнований по различным видам спорта согласно общешкольному плану воспитательной работы  |    В течение года  |    учитель физ. культуры , руководитель спортивного кружка  |  
|   26  |    Волонтёрское движение на базе 11 класса по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД  |  
|   27  |    Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД  |  
|   28  |    В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД  |  
|   29  |    Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.  |    Ежемесячно  |    Инспектор ОПД  |  
|   30  |    Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД  |  
|   31  |    Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.  |    В течение года  |    Кл. руководители, учителя русского языка, ИЗО  |  
|   32  |    Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.  |    В течение года  |    Мед. работник  |  
|   33  |    Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.  |    В течение года  |    Мед. Работник  |  
|   34  |    Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.  |    В течение года  |    Зам. директора по ВР Работники здравоохранения  |  
|   35  |    Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД Зам. директора по УВР  |  
|   36  |    Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни  |    Июнь - август  |    Зам. директора по ВР мед. работник, учителя физ. культуры  |  
|   2012 – 2013 учебный год  |  |||
|   1  |    Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).  |    В течение всего года  |    классные руководители, руководители кружков  |  
|   2  |    Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.  |    Сентябрь  |    Кл. руководители. Зам. директора по ВР  |  
|   3  |    Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.  |    Сентябрь  |    Кл. руководители. Инспектор ОПД  |  
|   4  |    Организация и проведение “Дня здоровья”.  |    Сентябрь  |    Кл. руководители Учитель физкультуры  |  
|   5  |    Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.  |    Традиционно Октябрь-ноябрь  |    классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность  |  
|   6  |    Анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.  |    Ноябрь  |    Кл. руководители  |  
|   7  |    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.  |    Ноябрь  |    Кл. руководители  |  
|   8  |    Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков  |    В течение года.  |    Кл. руководители  |  
|   9  |    Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков  |    В течение года.  |    Кл. руководители, зам директора по УВР, Инспектор ОПД  |  
|   10  |    Индивидуальные беседы с родителями детей  |    В течение года.  |    Кл. руководители  |  
|   11  |    Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»  |    декабрь  |    Волонтерская группа  |  
|   12  |    Встреча учащихся группы «риска» с наркологом. Викторина по теме: «Дети и наркомания»  |    декабрь  |    Инспектор ОПД  |  
|   13  |    Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство».  |    декабрь  |    Кл. руководители, Инспектор ОПД  |  
|   14  |    Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».  |    март  |    Кл.руководители, учитель ИЗО  |  
|   15  |    Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»  |    январь  |    Кл. руководители  |  
|   16  |    Встреча с врачом «Предохрани себя»  |    январь  |    Кл. руководители  |  
|   17  |    Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»  |    февраль  |    Инспектор ОПД  |  
|   18  |    Выставка литературы «Против наркомании»  |    февраль  |    библиотекарь  |  
|   19  |    Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»  |    апрель  |    Учитель ИЗО  |  
|   20  |    Проведение Недели профилактики наркозависимости.  |    март  |    Инспектор ОПД кл. руководители,  |  
|   21  |    Семинар для родителей 7 - 8-х классов «Как пережить опасный возраст?»  |    март  |    Инспектор ОПД Кл. руководители  |  
|   22  |    Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска»)  |    март  |    Кл. руководители Инспектор ОПД  |  
|   23  |    Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-9 классы  |    апрель  |    Кл. руководит., Инспектор ОПД  |  
|   24  |    Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних  |    апрель  |    Инспектор ОПД  |  
|   |    Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.  |    май  |    Кл. руководители зам. директора по ВР  |  
|   |    Классные часы, посвященные результатам анкетирования.  |    май  |    Кл. руководители  |  
|   |    Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»  |    май  |    Кл. руководители Инспектор ОПД  |  
|   |    Посещение уроков «Работа с трудными учащимися на уроке».  |    В течение года  |    Зам. директора по УВР  |  
|   |    Рейд «Наши дети и улица»  |    В теч. года  |    Инспектор ОПД  |  
|   |    Работа телефона доверия  |    В течение периода реализации программы, (среда)  |    Инспектор ОПД  |  
|   |    Участие в весенней спартакиаде школьников  |    Согласно плану ВР  |    учитель физ. культуры  |  
|   |    Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.  |    В течение года  |    Инспектор ОПД  |  
|   |    Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания,  |    Июнь - август  |    Зам. дир. по ВР мед. работник, учитель физкультуры  |  
|   |    Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год.  |    август  |    Зам. директора по ВР  |  
Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:
1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: