Программа работы школьного музея
Программа работы
школьного музея
Тумашовской основной общеобразовательной школы Заводоуковского городского округа Тюменской области
на 2011 – 2013 годы
Богайчук Л.Р., руководитель школьного музея
Пояснительная записка
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из следующих экспозиций:
Из истории села.
История школы
Они защищали Родину
Коллективизация в С. Тумашово.
Музей возник как результат работы поисковых отрядов. Каждый экспонат обладает значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников.
Цели программы:
Содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся.
Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся.
Использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.
Принципы построения программы:
Принцип личностно ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося.
Принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации.
Принцип системности.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа рассчитана на три года обучения и опирается на знания обучающихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки экологии, ИЗО).
Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться у целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:
Работа поисковых отрядов по заданиям совета музея.
Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов.
Интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.
Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
Собеседования с обучающимися.
Методики сочинений.
Наблюдения.
Анкетирования.
Тестирования.
Метода самооценки.
На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.
Учебно-тематический план для обучающихся начальной школы
(2 – 4 классы)
Тема | Новые понятия | Место проведения | Форма проведения занятия и его содержание |
1. Мы пришли в музей | История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод | Школьный музей | Обзорная экскурсия каждое 1 сентября |
2. Гости из прошлого | Память | Школьный музей | Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната» Творческая работа на тему: «Описание экспоната» |
3. Документальные свидетели жизни человека | Документ, гражданин, Гражданствен-ность | Школьный музей | Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации» Самостоятельная работа на тему: «Что может рассказать обо мне мой дневник?» |
4. О чем рассказала реликвия | Реликвия, Патриотизм | Школьный музей | На примере подлинного документа рассказ о судьбе человека. Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии» |
5. Школа, в которой я учусь | Малая Родина, Отечество | Школьный музей | Экскурсия на тему «Страницы истории школы» Беседа на тему «Наша школа сегодня, ее успехи и проблемы». Практическое занятие на тему «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-х годов XX века». Самостоятельная работа на тему: «Рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы» |
6. Моя родословная | Род, родственники, родословие, личность | Школьный музей | Беседа на тему: «История страны – история семьи» Практическая работа на тему: «Составление моей родословной» Самостоятельная работа на тему: «Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников» |
7. Моя семья. Многодетные семьи с. Тумашово | Сопереживание, сопричастность, уважение к старшим, поколение | Школьный музей | Беседа на тему «Семья, ее роль в жизни человека». Рассказы обучающихся о своей семье. Практическая работа на тему «Портрет моей семьи». Самостоятельная работа – написание мини-сочинения «Моя семья» |
8. Герои вокруг нас | Современник, герои | Школьный музей | Экскурсия по экспозициям «Они защищали Родину», «Подвиг воинский и трудовой» Самостоятельная работа на тему «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях» |
9. Село родное | | На местности | Экскурсии «История с. Тумашово (к 260-летию села)» |
10. «Праздник, со слезами на глазах» | | Дом культуры | Встреча с ветеранами труда. Практическая работа на тему «Подготовка текста поздравительной открытки». Поздравление ветеранов с праздником Победы. Возложение цветов на братские захоронения |
Учебно-тематический план для обучающихся основной школы
(5 – 9 классы)
Тема | Ключевые и новые понятия | Форма проведения занятия и его содержание |
1. Страницы истории | Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны своим существованием | Музейный урок на тему «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании своей страны, своего края, своей школы» |
2. Село родное | | Викторина, Экскурсии |
3. Хлебный, целебный, лесной | | Викторина об истории Заводоуковского городского округа. Самостоятельная подготовка к викторине по материалам музея, краеведческой литературе. |
4. История Ингальской долины | Археология, реликвия, полевой дневник, геральдика, нумизматика, раскоп | Экскурсия в районный музей |
5. Отчизны верные сыны | Отчизна, долг, мужество, честь, толерантность | Урок мужества на тему «Встречи с выпускниками школы – участниками контртеррористических операций в Чеченской республике» |
6. Детство, опаленное войной | Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность | Урок памяти – встреча с детьми, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны. |
7. Отзовись, фотография (поиск «Родная школа) | Школьная дружба, трудолюбие, память, профессия, трудовой героизм | Музейный урок. На встречу с обучающимися приглашаются бывшие выпускники школы, которые рассказывают ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников. |
8. Поклонимся великим тем годам | Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство, Отчизна. | Урок нравственности на тему «Величие подвига народа – победителя в Великой Отечественной войне» |
9. Поисково-краеведческие задания | | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: