Программа развития библиотеки мбоу сош №5 им. О. В. Гудкова «библиотека кадетской школы» георгиевск 2012 год
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №5
им. О.В. Гудкова
__________Е.А. Левыкина
«______» февраля 2012 года.
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ
МБОУ СОШ №5 ИМ. О.В. ГУДКОВА
«БИБЛИОТЕКА КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ»
ГЕОРГИЕВСК 2012 ГОД
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
И если это в сердце утвердится
Тех, кто за партой нынешней сидит,
Учитель школьный, можешь ты гордиться –
Твой век земной не зря тобой прожит!
И.В. Камская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Cтаврополье – край с многовековой историей, богатой природой, замечательными людьми, памятниками истории и культуры. Издавна наш край называют «Воротами Кавказа». И это не просто поэтический символ, но важнейший геополитический фактор в судьбе современной России, ибо сегодня наш край волей истории стал южным бастионом нашего Отечества. Наш край является одним из многонациональных регионов страны. У нас проживают представители более ста национальностей. В школах края учатся дети коренных жителей и мигрантов.
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, а значит отлаженной работы всей системы воспитания подрастающего поколения. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Деятельность нашей школьной библиотеки в данном случае направлена на сохранение исторической памяти и передачи её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий.
Программа «Библиотека кадетской школы» разработана в соответствии со следующими документами: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 года.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О БИБЛИОТЕКЕ
Школьная библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза О.В. Гудкова, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотека работает согласно «Положению о библиотеке МБОУ СОШ №5 им. Героя Советского Союза О.В. Гудкова». Занимает площадь 42 кв. м., на 1 этаже школы. Имеет совмещенный читальный зал и абонемент для учащихся 1-11 классов, 2 хранилища. Библиотека выполняет информационную, образовательную, развивающую, воспитательную, досуговую функции.
Свою практическую деятельность библиотека осуществляет в тесном взаимодействии со школьным историко-биографическим музеем «Память».
Приоритетным направлением в нашей библиотеке является гражданско-патриотическое воспитание учащихся через книгу. Выбрали мы это направление не случайно: с 1965 года в школе работает музей «Память», в 1986 школе присвоено имя Героя Советского Союза летчика-испытателя Гудкова О.В., в 1988 году сформирован военно-патриотический клуб «Орленок», в 2006 году школа становится участницей межрегионального социального проекта «Кадет - класс».
Программа определяет цель, задачи, основные направления, конкретные мероприятия гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2012-2015 годы.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, развитие любви к книге, к родному слову, к культуре, истории страны и края, воспитание тем самым патриота своего Отечества.
Задачи:
1. Внедрение в деятельность школьной библиотеки инновационных и эффективных форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Развитие у подрастающего поколения через привитие любви к чтению социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству, уважения к малой родине, интерес к ее истории, культуре.
3. Утверждение в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям.
4. Воспитание учащихся в духе уважения к Конституции страны, законности, нормам общественной и коллективной жизни.
5. Привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой Российской символики и исторических святынь Отечества.
6. Обеспечить информационную поддержку организаторов и участников патриотического воспитания: преподавателей истории, классных руководителей, специалистов дополнительного образования, родителей.
7. Пополнение фондов библиотеки литературой и информацией на различных носителях военно-исторической тематики, в т. ч. краеведческой (поисковые и исследовательские материалы, воспоминания участников событий военных лет, произведения георгиевских авторов, электронные презентации, библиотечные издания различных форм и видов, исследовательские работы учеников).
8. Развитие на базе школьной библиотеки - медиатеки.
9. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Поиск и внедрение инновационных и эффективных форм работы по патриотическому воспитанию в нашей библиотеке достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Символика Российской Федерации.
История Армии и Флота России.
Этот день Победы.
Краеведение.
Проектно-исследовательская работа.
НАПРАВЛЕНИЕ
«СИМВОЛИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Основные задачи:
- изучение истории возникновения российских символов;
- формирование понятия символики России. Флаг. Герб. Гимн;
- изучение символов Ставропольского края и города Георгиевска.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- Историю возникновения российского флага. Сравнивать хоругви и официальные флаги России. Знать царские стяги Алексея Михайловича, Петра I, Андреевский флаг, Флаг России 19 века.
- Историю приобретения двуглавого орла как символа Российского государства и официальную версию этого символа.
- Автора слов и композитора современного гимна.
- Основные государственные праздники.
- Символы Ставропольского края, города Георгиевска.
Должны уметь:
- Описать государственный герб и определять значение каждого символа (двуглавый орёл, корона, лента, всадник, попирающий змея, скипетр, держава).
- Объяснить цветовую гамму флага и значение каждой полосы;
НАПРАВЛЕНИЕ
«ИСТОРИЯ АРМИИ И ФЛОТА РОССИИ»
Основные задачи:
- развитие через книгу чувства гордости за свою страну и её Вооруженные силы;
- изучение традиций Армии и Флота, формирование и закрепление знаний основных вех развития Российской Армии и Военно-Морского Флота страны;
- формирование личных качеств будущего защитника Родины во время встреч с членами общественной городской организации «Морское братство», с ветеранами Великой Отечественной войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- историю создания вооруженных сил России;
- основные вехи развития отечественных вооруженных сил;
- основные дни Воинской славы.
Должны уметь:
- делать описание биографий по опорному плану, составлять план выступлений, писать и защищать перед аудиторией доклады и рефераты;
- устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;
- работать с историческими документами, дополнительной литературой, произведениями живописи.
НАПРАВЛЕНИЕ
«ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
Основные задачи:
- на примерах воинского и трудового героизма земляков, подвигов ветеранов Великой Отечественной войны, литературных героев воспитывать любовь к Родине, формировать патриотические чувства;
- воспитывать уважение к старшим поколениям во время проведения бесед с ветеранами;
- во время непосредственного общения с людьми, которые защищали Родину и совершали ратные подвиги воспитывать у учащихся способность стать на защиту своей страны.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения учащиеся должны знать:
- причины Великой Отечественной войны;
- подвиги ветеранов, жителей Георгиевска – Героев Советского Союза;
- основные битвы Великой Отечественной войны;
- этапы битвы за Кавказ;
- итоги и значение Победы над фашистской Германией.
Должны уметь:
- составлять рассказ о героических подвигах своих земляков;
- анализировать материал о Великой Отечественной войне.
НАПРАВЛЕНИЕ «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Основные задачи:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, гордости за родной край и его замечательных людей;
- воспитание уважительного отношения к историческим и культурным памятникам Ставрополья;
- пропаганда краеведческих знаний в системе образования и воспитания личности;
- пополнение и сохренение фонда краеведческих документов;
- создание новых видов электронной краеведческой продукции.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучение учащиеся должны знать:
- основные разделы истории края;
- понятие «край» и «краеведческий документ»;
- историю города Георгиевска;
- историю родной школы.
Должны уметь:
- работать с краеведческими документами
- создавать домашние семейные архивы
- составлять биографии замечательных людей края, города.
НАПРАВЛЕНИЕ
«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»
Основные задачи:
- исследуя материал о трудовых и ратных подвигах наших земляков воспитывать чувство верности и ответственности за судьбу страны;
- развивать у учащихся интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;
- помочь ученикам во время исследования погружается в творческое пространство;
- научить добывать, накапливать, обобщать новые знания.
Прогнозируемые результаты:
К концу обучения учащихся должны знать:
- методы исследования (наблюдение, эксперимент);
- основные принципы проектно- исследовательской работы (объективности, анализа, единства логического и исторического, концептуального единства);
- виды исследовательских работ (доклад, статья, реферат, отчёт,
монография);
- формы предоставления исследования (публичный доклад или сообщение, обсуждение результатов, дискуссия, публичная защита, беседа и спор с оппонентами и коллегами);
Должны уметь:
- составлять план исследовательской работы;
- делать анализ исследуемого материала;
- делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал;
- оформлять исследования;
- владеть формами предоставления исследования;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Повышение эффективности работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию учащихся.
2. Развитие социального партнерства библиотеки с общественными организациями, заинтересованными в патриотическом воспитании молодежи в целях продвижения книги и чтения.
3. Пополнение фонда информационных ресурсов гражданско-патриотической направленности для проведения библиотечных уроков и использования преподавателями истории, литературы, географии, классными руководителями при проведении уроков, классных часов и внеклассных мероприятий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешной реализации программы развития библиотеки МБОУ СОШ №5 им. О.В. Гудкова «Библиотека кадетской школы» способствуют следующие условия:
- наличие материально-технической базы (читальный зал, 2 компьютера, экран, проектор);
- наличие квалифицированных кадров: 2 библиотекаря
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАМЫ
Данная программа обеспечена методическими видами продукции (разработки бесед, конкурсов, экскурсий), дидактическими и лекционными материалами. Тематика мероприятий определяется программой с включенным в нее тематическим планом. ( Приложение 1)
При реализации данной программы сочетаются различные формы проведения занятий: индивидуальные, групповые.
Основными методами воспитания являются словесный, наглядный, практический.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации программы предусматривает:
- привлечение к работе заинтересованных ведомств, учреждений, общественных организаций;
- разработку методических материалов;
- организацию и проведение массовых мероприятий посвященных Дням воинской славы России, различных конкурсов, викторин на патриотическую тематику.
В реализации данной программы принимают участие учащиеся школы, преподаватели, классные руководители, руководитель школьного музея.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: