NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития «Дом, окнами в детство»


Проблемы:

В процессе гуманизации и демократизации образования возникли новые проблемы, разрешение которых позволит дальнейшее развитие МБОУДОД «Дом детского творчества».

Первая проблема заключается в недостаточной интеграции  общего и дополнительного образования. Система общего образования не обеспечивает в достаточной мере готовность выпускников школы к самостоятельному решению многих жизненных задач. Появилась необходимость интеграции общего и дополнительного образования.

Решение: Проблема может быть решена путём создания комплексных интегрированных дополнительных образовательных программ, создания предпрофильных и профильных курсов в рамках организации профильного обучения.

 Вторая проблема связана со сложностью реализации выбранной воспитанником индивидуальной образовательной траектории системы образования.

Возникает необходимость выбора образовательных маршрутов для детей с низкой мотивацией учения, имеющих проблемы социализации, в решении которых семья практически не может помочь детям. Многие семьи по уровню своей педагогической культуры оказываются не в состоянии использовать достоинства индивидуальной образовательной траектории. Необходимо создать систему индивидуальной поддержки развития детей.

Решение: Обеспечение разнообразия дополнительных образовательных программ, постоянное изучение спроса на дополнительные образовательные услуги. Активизировать работу социально-педагогического направления для изучения индивидуальных особенностей воспитанников.

Третья  проблема  касается  ресурсного  обеспечения  образовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы финансирования. Значительная часть средств, выделяемых на нужды образования, не удовлетворяет потребность в ремонте здания, обновлении оборудования, создании материальной базы для современных образовательных технологий, стимулировании эффективной педагогической деятельности. Это касается также и финансирования мероприятий, имеющих первоочередное значение для развития МБОУДОД «Дом детского творчества».

Решение: поиск внебюджетных средств финансирования деятельности учреждения. Участие Дома детского творчества в мероприятиях Приоритетного национального проекта «Образование».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Стратегическим направлением развития учреждения является организация исследовательской и проектной деятельности и создание развивающей образовательной среды.

Становление особой образовательной среды осуществляется путем проектирования сообществом участников образовательного процесса будущего развития МБОУДОД «Дом детского творчества», воспитание у членов сообщества творческой инициативы, раскрытия их индивидуального и коллективного творческого потенциала.

Концепция исходит из того, что главной целью деятельности МБОУДОД «Дом детского творчества» в 2011-2015 гг. станет  формирование у воспитанников ключевых компетентностей социально - адаптированной, творческой личности.

Следовательно, организационными  задачами МБОУДОД «Дом детского творчества» в 2011-2015 гг. станут:

    совершенствование работы по социализации личности воспитанников, основанной на компетентностно – ориентированном подходе к образованию и профильном обучении;

    повышение эффективности деятельности в сфере профессиональной социализации молодёжи и поддержки молодёжных инициатив;

    поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержка талантливой молодёжи;

   гражданское воспитание молодёжи; 

   дальнейшее внедрение новых педагогических технологий, в том числе, здоровьесберегающих;

    развитие кадровых, программно - методических, материально- технических и финансовых ресурсов МБОУДОД «Дом детского творчества».

Условия решения поставленных задач:

1.     Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников

   расширить диапазон образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей;

   разработать сквозные программы, курсы, направленные на социальное, творческое развитие воспитанников (научно-техническое, художественное, социально-педагогическое, естественно-научное);

   разработать единую программу взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей;

   осуществить методическое и организационное сопровождение работы педагогов дополнительного образования и классных руководителей, руководителей УДОД многопрофильных и технической направленности.

2. Формирование  и развитие коллектива единомышленников

   организовать взаимодействие между детскими объединениями Дома детского творчества  через разработку и реализацию целевых программ и проектов;

   поддерживать и развивать традиции Дома детского творчества;

  организовать детское самоуправление на основе творческих групп по целевым программам Дома детского творчества.

3.  Профессионально - личностное развитие педагогов

    организовать учрежденческую систему повышения квалификации по освоению инновационных образовательных технологий (информационных, развивающих, проектных, исследовательских, технологии педагогической поддержки);

    оказывать сопровождение работы классных руководителей (конкурс «Классный - самый классный», семинары, консультации по проблемам воспитания школьников, работы с родителями, развития воспитательных систем);

   поддерживать профессиональное развитие руководителей МБОУДОД «Дом детского творчества» многопрофильных и технической направленности (семинары, совещания директоров, заместителей директоров УДОД).

Модернизация управления

  организовать действенную рекламную работу по формированию позитивного имиджа Дома детского творчества;

   стимулировать участие сотрудников и обучающихся в мероприятиях в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»;

  организовать благотворительную деятельность Дома детского творчества через разработку социально - педагогических проектов;

  создать  комплекс  методических  средств  по  проектированию, управлению, анализу образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

   создание единой системы образовательного и воспитательного пространства.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:

Основные ценности образовательного процесса в МБОУДОД «Дом детского творчества»:

  реализация идей гуманизации образования;

 стремление к высокой психологической комфортности для всех участников воспитательного процесса;

  открытость, доверие, уважение друг к другу;

  свобода творчества;

 стремление к обеспечению личностного и профессионального развития выпускника и его успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Основные принципы организации развивающей образовательной среды МБОУДОД «Дом детского творчества»: открытость, вариативность, адаптивность, партнерство.

Принцип открытости относим как к процессу образования, обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к организации взаимодействия МБОУДОД «Дом детского творчества» с социокультурной средой.

Принцип  вариативности  обеспечивает  выбор  индивидуального развивающего  маршрута  образования,  предполагает  признание объективного многообразия дополнительного образования как системы инновационных технологий и реализацию этого многообразия в действительности; разработку различных вариантов образовательных программ,   образовательных   модулей,   дифференцированных   в зависимости  от  возраста,  уровня  развития,  индивидуальных особенностей и интересов детей.

Принцип  адаптивности  предусматривает такое  взаимодействие личностей, социальных групп между собой и со средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания всех его участников.

Принцип партнерства предполагает формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса  МБОУДОД «Дом детского творчества» и окружающего сообщества.

Построение развивающейся образовательной среды МБОУДОД «Дом детского творчества».

Образовательный процесс состоит из 3 содержательных блоков, представляющих основные виды деятельности учреждения: воспитательную, образовательную и  досуговую.

 Воспитательный блок  включает в себя систему воспитательных мероприятий Дома детского творчества, направленных на реализацию функций воспитания, а также систему активного участия воспитанников Учреждения в самоуправлении, социокультурных развивающих программах через:

 работу в творческих объединениях, с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления и студенческой молодежью;

 гражданское воспитание детей и молодежи;

 организацию воспитательного пространства по месту жительства детей и молодежи.

   Образовательный блок  представлен  4-мя уровнями, при прохождении которых  ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от  репродуктивных до творческих).

  «Восхождение» 5-8 лет. Задачи педагогов на этом этапе – раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении.

 «Мир твоих увлечений» (9-11 лет). Основная задача педагога – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности

 «Школа мастерства» (12-15 лет). Задача педагога – освоение воспитанником продуцирования — преобразования человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации.

 «Профессиональное самоопределение» (16-18 лет). Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

Досуговый блок состоит из следующих форм работы:

  разработка сценариев культурно-массовых мероприятий,

 организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ, конкурсов,  «капустников»,  викторин, фестивалей, выставок, смотров, игр и др.,

  подготовка и проведение  творческих вечеров, встреч с интересными людьми,

  организация летнего отдыха детей и молодежи.

В качестве показателей и эффективности образовательного процесса могут быть использованы следующие 3  группы  критериев:

Критерии успешности  самоопределения:

 Наличие стремления к общению и к поддержанию активных межличностных   взаимоотношений, умение  строить коммуникации с другими людьми, взаимодействовать с партнером для получения общего продуктивного результата;

 Стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности;

 Умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы, нести ответственность за свои решения;

 Наличие устойчивого интереса детей к творческой деятельности и коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов);

 Умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового результата, анализ результатов, рефлексия и самооценка;

 Рост личностных достижений детей. Наличие опыта познания своих индивидуальных особенностей (Образ Я);

 Профессиональная ориентированность воспитанников.

Критерии творческих достижений детей:

 Уровень творческой  активности (выявление позиций, отношений и желаний ребенка в   различных видах деятельности);

 Мотивация участия в творческих конкурсах, выступлениях, защите собственных проектов;

 Результативность (Портфолио).

Критерии уровня развития коллектива:

 Социально-психологический климат в коллективе;

 Состояние взаимодействия его членов (наличие или отсутствие изолированных детей, отношения в коллективе);

 Уровень самоуправления в коллективе.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МБОУДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»: модель выпускника, цели и задачи, основные направления и содержание деятельности.

Понимание необходимости преемственности в образовании ребёнка предполагает интеграцию общего и дополнительного образования для построения его индивидуальной образовательной траектории.

В основе инновационной работы  в данном направлении лежит возрастной подход к организации образовательной деятельности.

В рамках реализации данной концепции развития была выработана определенная система работы. Это разноуровневый, ступенчатый механизм роста и развития  воспитанника МБОУДОД «Дом детского творчества».

На первой ступени  осуществляется работа на уровне дошкольного и младшего школьного возраста и является основой формирования у детей младшего возраста общей культуры, развития творческого потенциала на первоначальной стадии развития личности.

Основная задача работы на данной ступени - как можно раньше раскрыть потенциальные возможности ребёнка для его дальнейшего продуктивного развития. Создать необходимые условия для умственного, психического, физического развития, подготовить воспитанника к дальнейшему обучению в системе дополнительного образования, помочь ребёнку в будущем сделать свою жизнь полноценной и содержательной.

Технология работы: дидактические развивающие игры, развивающая деятельность.

Содержание образования: комплекс занятий с детьми различной направленности,  многообразие форм, отражающих различные виды творческой деятельности.

Вторая ступень  ориентирована на детей среднего школьного возраста, имеющих первоначальный опыт общения в коллективе.

 Основная задача работы на второй ступени - формирование нового уровня мышления, широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов, развитие интереса к себе как личности, развитие чувства взрослости и собственного достоинства, форм и навыков личностного общения, моральных чувств.

Технология работы: игровые,  репродуктивные и творческие формы работы.

Содержание  образования:  широкое  комплексное  дополнительное образование по определению сферы деятельности.

Третья ступень - специализация для ребят старшего школьного возраста.

Основная задача работы на третьей ступени - формирование чувства личностной тождественности, профессиональное самоопределение. Развитие готовности к жизненному самоопределению. На этой ступени воспитанники серьёзно задумываются: «Кем я буду?»

Технология работы: проблемная, учебно-игровая.

Содержание образования: творческие лаборатории в микрогруппах на основе узкой специализации.

Итог освоения: профессионально-ориентированный выбор, сертификация деятельности для поступления в средние специальные учебные заведения.

Четвертая ступень - реализация для особо одарённых детей. Основная задача на четвёртой ступени - глубокое освоение программ и практических навыков по профилю деятельности, осуществление научно-исследовательской деятельности.

Технология работы: научно-исследовательская деятельность.

Содержание образования:  сочетание индивидуальных занятий с самостоятельной практической деятельностью.

Формы реализации: индивидуальные занятия и малыми группами.

Итог освоения: сертификация деятельности для поступления в ВУЗы,

техникумы и т.п.

Ступенчатый механизм роста и развития  воспитанников МБОУДОД «Дом детского творчества» строится на реализации образовательных программ дополнительного образования детей и оказании дополнительных образовательных услуг по  пяти основным  направлениям: художественно - эстетическое, эколого – биологическое, краеведческое, социально-педагогическое, культурологическое. В учреждении реализуются следующие дополнительные образовательные программы:

         Художественно- эстетическая направленность:

1.      Комплексная программа хоровой студии «Соловушка»;

2.      Программы по обучению игре на музыкальных инструментах;

3.      Рукоделие;

4.   Рукодельница (керамика и тестопластика);

         Социально-педагогическая направленность:

1.      Программа «Я Лидер XXIвека»;

2.      Программы подготовки детей к школе «Росток»;

3.      Инновационная программа «Отдых- дело полезное» летней оздоровительной кампании;

         Краеведческая направленность:

Программа «Я и Родина моя».

         Эколого – биологическая направленность:

Исследовательская деятельность.

         Культурологическая направленность:

Программа «В гостях у Этикета».

Численный состав объединения, продолжительность занятий определяются уставом учреждения и нормами СанПиН 2.4.4.1251-ОЗ. Расписание занятий объединений, их длительность определяется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей,  нормами СанПиН 2.4.4.1251-ОЗ.

Основываясь на направления деятельности учреждения, необходимо произвести инновационные преобразования до 2015 года:

 Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  Социальное и психолого-педагогическое обеспечение;

  Организационно-технологическое обеспечение;

  Финансово-экономическое обеспечение;

  Материально-техническое обеспечение.

 

Основные направления

 

Организационно-педагогические задачи

Результат деятельности

 

1.Организационно-методическое обеспечение.

 

Систематизация организационно-методической работы.

1.Создание научных основ программирования и апробации новых образовательных программ.

2.Разработка, совершенствование образова-тельных программ и учебно-методических комплектов к ним.

3.Организационное сопровождение работы классных руководителей, руководителей УДОД многопрофильных и технической направленности.

2.Социальное и психолого-педагогическое обеспечение.

 

Выявление образовательных потребностей современного социума.      Повышение профессионализма педагогов. Диагностика творческого потенциала детей и педагогов.

 

1.Участие педагогов в курсах повышения квалификации.

2.Организация   системы занятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства.

3.Подготовка и проведение аттестации.

4.Обобщение и распространение опыта и новых технологий творческих педагогов.

5.Информационно-рекламная деятельность   (связь с печатью).

6.Работа с детьми, юношеством и  студенческой молодежью по направлениям центра.

7. Работа по месту жительства, организация летнего отдыха.

3.Организационно-технологическое обеспечение.

 

Создание условий оптимального

функционирования детских объединений

 

1. Совершенствование личностно ориентированной деятельности объединений с учётом интересов, возраста, способностей.

2.Сотрудничество с родителями, представителями социума и общественными организациями.

3. Укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями.

4.Поддержка социально незащищённых детей.

5. Создание учебно-методических комплексов и образовательных программ нового поколения.

6.Целевая работа с одарёнными детьми, усиление учебно-исследовательской деятельности.

7. Активное участие в конференциях, конкурсах,             олимпиадах, соревнованиях различного масштаба.

8. Апробация путей и форм стимулирования творчества педагогов.

9.Осуществление оптимальной кадровой политики, в том числе и пересмотр штатного расписания.

10. Обновление структуры МБОУДОД «Дом детского творчества».

11.Создание системы диагностик внутри МБОУДОД «Дом детского творчества».

12. Коррекция и апробация обновлений системы управления и контроля.

4.Финансово-экономическое обеспечение.

 

Реализация  эффективного финансово-экономического механизма в условиях современного социума.     

Целевые консультации специалистов по вхождению в рынок в современных условиях. Введение  платных дополнительных услуг.

5.Материально-техническое обеспечение.

Создание   условий   для качественной   реализации  более широкого спектра образовательных услуг.

Ремонт здания МБОУДОД «Дом детского творчества».

Приобретение мебели для учебных аудиторий.

Оснащение   учебных   аудиторий наглядными пособиями ТСО.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:



Образовательная программа «От рождения до школы»

Образовательная программа: 1 стр.




Программа развития

Программа: 1 стр.