Программа развития «Дом, окнами в детство»
Проблемы:
В процессе гуманизации и демократизации образования возникли новые проблемы, разрешение которых позволит дальнейшее развитие МБОУДОД «Дом детского творчества».
Первая проблема заключается в недостаточной интеграции общего и дополнительного образования. Система общего образования не обеспечивает в достаточной мере готовность выпускников школы к самостоятельному решению многих жизненных задач. Появилась необходимость интеграции общего и дополнительного образования.
Решение: Проблема может быть решена путём создания комплексных интегрированных дополнительных образовательных программ, создания предпрофильных и профильных курсов в рамках организации профильного обучения.
Вторая проблема связана со сложностью реализации выбранной воспитанником индивидуальной образовательной траектории системы образования.
Возникает необходимость выбора образовательных маршрутов для детей с низкой мотивацией учения, имеющих проблемы социализации, в решении которых семья практически не может помочь детям. Многие семьи по уровню своей педагогической культуры оказываются не в состоянии использовать достоинства индивидуальной образовательной траектории. Необходимо создать систему индивидуальной поддержки развития детей.
Решение: Обеспечение разнообразия дополнительных образовательных программ, постоянное изучение спроса на дополнительные образовательные услуги. Активизировать работу социально-педагогического направления для изучения индивидуальных особенностей воспитанников.
Третья проблема касается ресурсного обеспечения образовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы финансирования. Значительная часть средств, выделяемых на нужды образования, не удовлетворяет потребность в ремонте здания, обновлении оборудования, создании материальной базы для современных образовательных технологий, стимулировании эффективной педагогической деятельности. Это касается также и финансирования мероприятий, имеющих первоочередное значение для развития МБОУДОД «Дом детского творчества».
Решение: поиск внебюджетных средств финансирования деятельности учреждения. Участие Дома детского творчества в мероприятиях Приоритетного национального проекта «Образование».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Стратегическим направлением развития учреждения является организация исследовательской и проектной деятельности и создание развивающей образовательной среды.
Становление особой образовательной среды осуществляется путем проектирования сообществом участников образовательного процесса будущего развития МБОУДОД «Дом детского творчества», воспитание у членов сообщества творческой инициативы, раскрытия их индивидуального и коллективного творческого потенциала.
Концепция исходит из того, что главной целью деятельности МБОУДОД «Дом детского творчества» в 2011-2015 гг. станет формирование у воспитанников ключевых компетентностей социально - адаптированной, творческой личности.
Следовательно, организационными задачами МБОУДОД «Дом детского творчества» в 2011-2015 гг. станут:
совершенствование работы по социализации личности воспитанников, основанной на компетентностно – ориентированном подходе к образованию и профильном обучении;
повышение эффективности деятельности в сфере профессиональной социализации молодёжи и поддержки молодёжных инициатив;
поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержка талантливой молодёжи;
гражданское воспитание молодёжи;
дальнейшее внедрение новых педагогических технологий, в том числе, здоровьесберегающих;
развитие кадровых, программно - методических, материально- технических и финансовых ресурсов МБОУДОД «Дом детского творчества».
Условия решения поставленных задач:
1. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников
расширить диапазон образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей;
разработать сквозные программы, курсы, направленные на социальное, творческое развитие воспитанников (научно-техническое, художественное, социально-педагогическое, естественно-научное);
разработать единую программу взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей;
осуществить методическое и организационное сопровождение работы педагогов дополнительного образования и классных руководителей, руководителей УДОД многопрофильных и технической направленности.
2. Формирование и развитие коллектива единомышленников
организовать взаимодействие между детскими объединениями Дома детского творчества через разработку и реализацию целевых программ и проектов;
поддерживать и развивать традиции Дома детского творчества;
организовать детское самоуправление на основе творческих групп по целевым программам Дома детского творчества.
3. Профессионально - личностное развитие педагогов
организовать учрежденческую систему повышения квалификации по освоению инновационных образовательных технологий (информационных, развивающих, проектных, исследовательских, технологии педагогической поддержки);
оказывать сопровождение работы классных руководителей (конкурс «Классный - самый классный», семинары, консультации по проблемам воспитания школьников, работы с родителями, развития воспитательных систем);
поддерживать профессиональное развитие руководителей МБОУДОД «Дом детского творчества» многопрофильных и технической направленности (семинары, совещания директоров, заместителей директоров УДОД).
Модернизация управления
организовать действенную рекламную работу по формированию позитивного имиджа Дома детского творчества;
стимулировать участие сотрудников и обучающихся в мероприятиях в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»;
организовать благотворительную деятельность Дома детского творчества через разработку социально - педагогических проектов;
создать комплекс методических средств по проектированию, управлению, анализу образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;
создание единой системы образовательного и воспитательного пространства.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
Основные ценности образовательного процесса в МБОУДОД «Дом детского творчества»:
реализация идей гуманизации образования;
стремление к высокой психологической комфортности для всех участников воспитательного процесса;
открытость, доверие, уважение друг к другу;
свобода творчества;
стремление к обеспечению личностного и профессионального развития выпускника и его успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Основные принципы организации развивающей образовательной среды МБОУДОД «Дом детского творчества»: открытость, вариативность, адаптивность, партнерство.
Принцип открытости относим как к процессу образования, обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к организации взаимодействия МБОУДОД «Дом детского творчества» с социокультурной средой.
Принцип вариативности обеспечивает выбор индивидуального развивающего маршрута образования, предполагает признание объективного многообразия дополнительного образования как системы инновационных технологий и реализацию этого многообразия в действительности; разработку различных вариантов образовательных программ, образовательных модулей, дифференцированных в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей.
Принцип адаптивности предусматривает такое взаимодействие личностей, социальных групп между собой и со средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания всех его участников.
Принцип партнерства предполагает формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса МБОУДОД «Дом детского творчества» и окружающего сообщества.
Построение развивающейся образовательной среды МБОУДОД «Дом детского творчества».
Образовательный процесс состоит из 3 содержательных блоков, представляющих основные виды деятельности учреждения: воспитательную, образовательную и досуговую.
Воспитательный блок включает в себя систему воспитательных мероприятий Дома детского творчества, направленных на реализацию функций воспитания, а также систему активного участия воспитанников Учреждения в самоуправлении, социокультурных развивающих программах через:
работу в творческих объединениях, с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления и студенческой молодежью;
гражданское воспитание детей и молодежи;
организацию воспитательного пространства по месту жительства детей и молодежи.
Образовательный блок представлен 4-мя уровнями, при прохождении которых ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих).
«Восхождение» 5-8 лет. Задачи педагогов на этом этапе – раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении.
«Мир твоих увлечений» (9-11 лет). Основная задача педагога – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности
«Школа мастерства» (12-15 лет). Задача педагога – освоение воспитанником продуцирования — преобразования человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации.
«Профессиональное самоопределение» (16-18 лет). Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.
Досуговый блок состоит из следующих форм работы:
разработка сценариев культурно-массовых мероприятий,
организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ, конкурсов, «капустников», викторин, фестивалей, выставок, смотров, игр и др.,
подготовка и проведение творческих вечеров, встреч с интересными людьми,
организация летнего отдыха детей и молодежи.
В качестве показателей и эффективности образовательного процесса могут быть использованы следующие 3 группы критериев:
Критерии успешности самоопределения:
Наличие стремления к общению и к поддержанию активных межличностных взаимоотношений, умение строить коммуникации с другими людьми, взаимодействовать с партнером для получения общего продуктивного результата;
Стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности;
Умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы, нести ответственность за свои решения;
Наличие устойчивого интереса детей к творческой деятельности и коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов);
Умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового результата, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
Рост личностных достижений детей. Наличие опыта познания своих индивидуальных особенностей (Образ Я);
Профессиональная ориентированность воспитанников.
Критерии творческих достижений детей:
Уровень творческой активности (выявление позиций, отношений и желаний ребенка в различных видах деятельности);
Мотивация участия в творческих конкурсах, выступлениях, защите собственных проектов;
Результативность (Портфолио).
Критерии уровня развития коллектива:
Социально-психологический климат в коллективе;
Состояние взаимодействия его членов (наличие или отсутствие изолированных детей, отношения в коллективе);
Уровень самоуправления в коллективе.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МБОУДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»: модель выпускника, цели и задачи, основные направления и содержание деятельности.
Понимание необходимости преемственности в образовании ребёнка предполагает интеграцию общего и дополнительного образования для построения его индивидуальной образовательной траектории.
В основе инновационной работы в данном направлении лежит возрастной подход к организации образовательной деятельности.
В рамках реализации данной концепции развития была выработана определенная система работы. Это разноуровневый, ступенчатый механизм роста и развития воспитанника МБОУДОД «Дом детского творчества».
На первой ступени осуществляется работа на уровне дошкольного и младшего школьного возраста и является основой формирования у детей младшего возраста общей культуры, развития творческого потенциала на первоначальной стадии развития личности.
Основная задача работы на данной ступени - как можно раньше раскрыть потенциальные возможности ребёнка для его дальнейшего продуктивного развития. Создать необходимые условия для умственного, психического, физического развития, подготовить воспитанника к дальнейшему обучению в системе дополнительного образования, помочь ребёнку в будущем сделать свою жизнь полноценной и содержательной.
Технология работы: дидактические развивающие игры, развивающая деятельность.
Содержание образования: комплекс занятий с детьми различной направленности, многообразие форм, отражающих различные виды творческой деятельности.
Вторая ступень ориентирована на детей среднего школьного возраста, имеющих первоначальный опыт общения в коллективе.
Основная задача работы на второй ступени - формирование нового уровня мышления, широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов, развитие интереса к себе как личности, развитие чувства взрослости и собственного достоинства, форм и навыков личностного общения, моральных чувств.
Технология работы: игровые, репродуктивные и творческие формы работы.
Содержание образования: широкое комплексное дополнительное образование по определению сферы деятельности.
Третья ступень - специализация для ребят старшего школьного возраста.
Основная задача работы на третьей ступени - формирование чувства личностной тождественности, профессиональное самоопределение. Развитие готовности к жизненному самоопределению. На этой ступени воспитанники серьёзно задумываются: «Кем я буду?»
Технология работы: проблемная, учебно-игровая.
Содержание образования: творческие лаборатории в микрогруппах на основе узкой специализации.
Итог освоения: профессионально-ориентированный выбор, сертификация деятельности для поступления в средние специальные учебные заведения.
Четвертая ступень - реализация для особо одарённых детей. Основная задача на четвёртой ступени - глубокое освоение программ и практических навыков по профилю деятельности, осуществление научно-исследовательской деятельности.
Технология работы: научно-исследовательская деятельность.
Содержание образования: сочетание индивидуальных занятий с самостоятельной практической деятельностью.
Формы реализации: индивидуальные занятия и малыми группами.
Итог освоения: сертификация деятельности для поступления в ВУЗы,
техникумы и т.п.
Ступенчатый механизм роста и развития воспитанников МБОУДОД «Дом детского творчества» строится на реализации образовательных программ дополнительного образования детей и оказании дополнительных образовательных услуг по пяти основным направлениям: художественно - эстетическое, эколого – биологическое, краеведческое, социально-педагогическое, культурологическое. В учреждении реализуются следующие дополнительные образовательные программы:
Художественно- эстетическая направленность:
1. Комплексная программа хоровой студии «Соловушка»;
2. Программы по обучению игре на музыкальных инструментах;
3. Рукоделие;
4. Рукодельница (керамика и тестопластика);
Социально-педагогическая направленность:
1. Программа «Я Лидер XXIвека»;
2. Программы подготовки детей к школе «Росток»;
3. Инновационная программа «Отдых- дело полезное» летней оздоровительной кампании;
Краеведческая направленность:
Программа «Я и Родина моя».
Эколого – биологическая направленность:
Исследовательская деятельность.
Культурологическая направленность:
Программа «В гостях у Этикета».
Численный состав объединения, продолжительность занятий определяются уставом учреждения и нормами СанПиН 2.4.4.1251-ОЗ. Расписание занятий объединений, их длительность определяется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей, нормами СанПиН 2.4.4.1251-ОЗ.
Основываясь на направления деятельности учреждения, необходимо произвести инновационные преобразования до 2015 года:
Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса;
Социальное и психолого-педагогическое обеспечение;
Организационно-технологическое обеспечение;
Финансово-экономическое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение.
Основные направления | Организационно-педагогические задачи | Результат деятельности |
1.Организационно-методическое обеспечение. | Систематизация организационно-методической работы. | 1.Создание научных основ программирования и апробации новых образовательных программ. 2.Разработка, совершенствование образова-тельных программ и учебно-методических комплектов к ним. 3.Организационное сопровождение работы классных руководителей, руководителей УДОД многопрофильных и технической направленности. |
2.Социальное и психолого-педагогическое обеспечение. | Выявление образовательных потребностей современного социума. Повышение профессионализма педагогов. Диагностика творческого потенциала детей и педагогов. | 1.Участие педагогов в курсах повышения квалификации. 2.Организация системы занятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства. 3.Подготовка и проведение аттестации. 4.Обобщение и распространение опыта и новых технологий творческих педагогов. 5.Информационно-рекламная деятельность (связь с печатью). 6.Работа с детьми, юношеством и студенческой молодежью по направлениям центра. 7. Работа по месту жительства, организация летнего отдыха. |
3.Организационно-технологическое обеспечение. | Создание условий оптимального функционирования детских объединений | 1. Совершенствование личностно ориентированной деятельности объединений с учётом интересов, возраста, способностей. 2.Сотрудничество с родителями, представителями социума и общественными организациями. 3. Укрепление сотрудничества с образовательными учреждениями. 4.Поддержка социально незащищённых детей. 5. Создание учебно-методических комплексов и образовательных программ нового поколения. 6.Целевая работа с одарёнными детьми, усиление учебно-исследовательской деятельности. 7. Активное участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного масштаба. 8. Апробация путей и форм стимулирования творчества педагогов. 9.Осуществление оптимальной кадровой политики, в том числе и пересмотр штатного расписания. 10. Обновление структуры МБОУДОД «Дом детского творчества». 11.Создание системы диагностик внутри МБОУДОД «Дом детского творчества». 12. Коррекция и апробация обновлений системы управления и контроля. |
4.Финансово-экономическое обеспечение. | Реализация эффективного финансово-экономического механизма в условиях современного социума. | Целевые консультации специалистов по вхождению в рынок в современных условиях. Введение платных дополнительных услуг. |
5.Материально-техническое обеспечение. | Создание условий для качественной реализации более широкого спектра образовательных услуг. | Ремонт здания МБОУДОД «Дом детского творчества». Приобретение мебели для учебных аудиторий. Оснащение учебных аудиторий наглядными пособиями ТСО. |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУДОД «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: