Программа развития
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 ст. Воздвиженской 2011-2015 гг.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 ст. Воздвиженской
2011-2015 гг.
Актуальность, назначение и цель разработки программы
Современное общество, существующее и развивающееся за счет широкого применения высоких технологий, оперирования информационными потоками и осуществления скоростных коммуникаций, требует участия в осуществлении практически любой деятельности людей, обладающих высокой профессиональной компетентностью. В то же время существование личности в социуме предполагает наличие высоких нравственных качеств, чувства ответственности и навыков общения. Эти, а также многие другие факторы, влияющие на качество жизни, формируются в процессе учебной деятельности, что делает сферу образования одной из системообразующих.
Педагогический коллектив МБОУ СОШ №8 в течение последних лет осуществлял свою деятельность в режиме развития, т.е. целенаправленно вел инновационную деятельность, руководствуясь долговременной программой. В настоящее время, в условиях начала нового этапа модернизации системы образования, можно констатировать, что переход деятельности образовательного учреждения на новый качественный уровень состоялся, что влечет за собой необходимость создания новой Программы развития.
Программа развития
-констатирует реализацию предыдущей программы развития, анализирует состояние и выявляет существующие проблемы образовательного учреждения, позволяет наметить пути их разрешения;
-прогнозирует тенденции, определяет направления и особенности развития школы, алгоритм и последовательность осуществления инноваций;
-обеспечивает научно-методическую основу и основные практические подходы, для реализации следующего этапа модернизации образовательного учреждения;
-утверждает механизм управления реализацией программы: и контроля качества ее осуществления.
При разработке данной Программы учитывались и использовались:
приоритетные направления развития государственной образовательной системы (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования, Закон «Федеральная программа развития образования на 2011-2015 гг.», Концепция профильного обучения РФ:
-научные концепции развития образования и отдельных направлений
образовательной деятельности;
-анализ опыта и результативность практической деятельности школы;
-состояние материально-технической, базы школы и другие внешние
факторы, способные повлиять на процесс ее реализации.
Цель разработки программы: определение стратегических и тактических задач деятельности школы в рамках современных тенденций развития образования, обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития РФ. 1 этап - 2011 - 2013 гг., II этап - 2014 - 2015гг.
Программа направлена на улучшение качества и условий получения образовательных услуг, повышение доступности качественного образования, в соответствии с современными стандартами и требованиями инновационного социально-ориентированного развития РФ для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья.
I. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Концепция деятельности школы
Миссия школы № 8 как общеобразовательного учебного учреждения
состоит в создании условий для осуществления:
-полноценной воспитательной деятельности, формирующей жизненные установки и нравственные ориентиры, чувство социальной ответственности;
-доступного качественного обучения на базовом уровне, формирования у учащихся целостной универсальной системы знаний.
Концепция деятельности школы основана не только на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, но и на решении комплекса задач по формированию их личностных качеств и нравственных приоритетов.
В МБОУ СОШ №8 разработана концепция образовательной деятельности, в которой приоритетными являются следующие направления;
-создание у учащихся целостной картины мира;
-формирование толерантного сознания, гражданственности, патриотизма и устойчивых нравственных ориентиров у детей и подростков;
обеспечение непрерывности образования, определение дальнейшей образовательной траектории, повышение мотивации к обучению, профориентация;
следование международным требованиям к построению программ для учащихся с высокими интеллектуальными способностями (углубление содержания, развитие мыслительных процессов и способностей);
-сохранение психологического и физического здоровья учащихся.
В рамках экспериментальной и инновационной деятельности достигнуты результаты, значимые для процесса развития образовательного пространства школы и позволяющие перейти на новую качественную ступень, приступив к реализации данной Программы развития.
Педагогический коллектив школы готов к продолжению инновационной деятельности. По результатам собеседований, опросов, педагогических советов и советов школы отмечается высокая заинтересованность педагогов, родителей школьников и учащихся в реализации модели школы как единого, толерантного, информационно-образовательного пространства, интегрированного в систему профильного обучения и сетевого взаимодействия школ района.
Условиями реализации поставленной цели являются:
целенаправленное развитие школы,
осуществление социального проекта, обеспечивающего нравственное развитие,
гражданско-патриотическое воспитание учащихся,
реализация в полном объеме модели социокультурного центра,
комплексное применение новых подходов к организации и мониторингу качества образовательного процесса.
Задачей педагогического коллектива школы является:
-совершенствование форм и методов работы с детьми с целью создания возможности для саморазвития личности, расширения кругозора учащихся. Средством достижения поставленной цели является внедрение новых образовательных технологий в процессы обучения и воспитания. Совершенствуя связи в системе «ученик – учитель – родители», влияющие на духовный мир ребенка, создающие благоприятный климат в коллективе, оказывающие психологическую поддержку, школа осуществляет подготовку учащихся к достойному вступлению в жизнь.
2. Цели и задачи деятельности школы
Цели:
-обеспечение доступности качественного образования, соответствующего образовательным запросам учащихся и являющегося основой для выстраивания их образовательных траекторий;
-создание модели социокультурного центра, интегрированного в образовательное пространство района;
-реализация нравственной парадигмы образования.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих основных задач:
Обновление, дифференциация и индивидуализация содержания образования в соответствии со стандартами базового и профильного уровней.
Разработка системы курсов по выбору, проектной и научно-исследовательской деятельности, интегрированной с образовательными ресурсами дополнительного образования для обеспечения предпрофильной подготовки и осознанного выбора траектории обучения (профиля).
Реализация личностного подхода и концепции целостного видения мира (интеграции) в процессе обучения.
Системное использование развивающих и здоровьесберегающих
педагогических технологий в учебной и воспитательной деятельности.
Реализация нового подхода к осуществлению контроля качества
знаний посредством оптимизации системы мониторинга, разработки и активного использования тестов и тестовых заданий.
Организация системы научно-исследовательской деятельности и
учета достижений школьников (портфолио ученика).
Ведение воспитательной работы, ориентированной на развитие
идей патриотизма и толерантности. Реализация социальных проектов на
базе школы.
Интенсификация инновационной, деятельности за счет вовлечения большего количества педагогов и создания творческих микрогрупп учителей; повышения квалификации учителей; осуществления общешкольных проектов.
Совершенствование материально-технической базы школы. Создание общешкольного информационного пространства.
3. Основные принципы деятельности школы
Демократизация - стремление создать массовую, адаптивную, доступную и комфортную для детей, родителей и учителей школу, обеспечивающую возможность самореализации каждого учащегося.
Гуманизация - приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям, реализации его гражданских прав; обеспечении эффективного изучения комплекса знаний о человеке и обществе. Гуманизация школы мы — гуманизация личности.
Гуманизация – это воспитание не только образованных, но и гуманных людей, способных к подлинно человеческим отношениям к другим людям, к плодам их труда, к природе, т. е. обладающих качествами, которые все в большей мере становятся необходимыми для выживания человечества.
Фундаментализация - систематизация знаний, выявления главных, ключевых моментов, имеющих принципиальное значение. Это одна из важнейших тенденций модернизации образования, обеспечивающая преемственность разных его форм и разнообразных источников.
Стандартизация - соответствие содержания учебного процесса и уровня обученности национальным, мировым нормам и стандартам образования. Важность соответствия этому принципу подчеркивается введением государственного образовательного стандарта и ЕГЭ.
Компьютеризация системы образования дает возможность универсального выхода к необходимой информации и оперирования ею. Это важнейший шаг к созданию информационного общества.
Интеграция - в современных условиях школы - это стремление к созданию совместных различных форм и систем обучения, обеспечивающих преемственность образования на различных уровнях, облегчение процесса учения как для учителей, так и для учеников - с помощью новых методик, технологий и систем обучения.
Интернационализация - развитие межкультурных связей, следование принципам толерантности, интеграция их в содержание учебно-воспитательного процесса.
4. Результаты реализации предыдущей программы развития
(2005 -2010 гг.)
Административно-организаторская деятельность. Работа по организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на решение задач школы, носит научно-методический характер и ведется на диагностической основе, с использованием инновационных и экспериментальных подходов и методик.
Создана и функционирует в полном объеме единая, унифицированная система планирования, отчетности и мониторинга. Такой подход позволяет рассматривать школу как единый организм и осуществлять контроль его деятельности в полном объеме.
Вывод:
-обобщив опыт организации учебно-воспитательного процесса в школе, необходимо произвести корректировку управленческой системы, учитывая предстоящий переход к новым образовательным стандартам;
-оптимизировать систему внутришкольного документооборота информирования.
В школе успешно функционирует система повышения квалификации, включающая индивидуальные консультации по методической работе, деятельность методических объединений по вопросам освоения новых педагогических технологий, педагогические и научно-методические советы. При этом активно используются система повышения квалификации (курсы, семинары, конференции, публикации). Многие учителя занимаются самообразованием, продолжают обучение в вузах, приобретая вторую специальность или повышая уровень своей подготовки.
Основной упор делается на овладение новыми информационными технологиями. Большинство педагогов школы (около 80%) имеет уровень подготовки, соответствующий требованиям, предъявляемым к пользователям или опытным пользователям. Учителя использовали информационно-коммуникативные технологии при проведении уроков по следующим предметам: химии, географии, физике, истории, литературе, биологии, английскому языку, математике. При подготовке к занятиям компьютер используют практически все учителя, имеющие соответствующие навыки. При этом нехватка АРМ учителя не позволяет использовать полученные знания в полном объеме и применять информационные технологии не только при подготовке, но и при проведении уроков. Вывод: - желательно поощрять и расширять участие учителей в курсовой системе, позволяющей использовать актуальные педагогические технологии, обновлять содержание образования при преподавании конкретных дисциплин. Особое внимание необходимо уделить обучению на курсах, организуемых различными общественными организациями (новый взгляд, новый подход), участию в различных педагогических проектах, в т. ч. выходящих за рамки привычной структуры;
- оснастить рабочие места учителей в классах компьютерной техникой. Количество учителей, владеющих навыками работы с компьютером, необходимо продолжать увеличивать, как и уровень подготовки тех, кто уже владеет информационно-коммуникационными технологиями. Необходимо развитие внутришкольной системы повышения квалификации.
В методической работе школы принимают участие все учителя. За последние годы деятельность их методических объединений активизировалась и вышла на новый качественный уровень.
Педагогические технологии позволили реализовать в образовательном процессе единство обучения и воспитания.
Они направлены на создание оптимальных условий решения практических задач, создают предпосылки для перехода с более низкого уровня деятельности к более высокому.
Наиболее востребованы здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и развивающие образовательные технологии. Метод проектов используется в урочной и во внеурочной деятельности по истории, литературе, биологии, информатике. Другие технологии ( игровые, исследовательские, разноуровневое и проблемное обучение) также широко применяются. Вывод:
-система информационной и методической поддержки учителя должна развиваться и совершенствоваться, прежде всего - на внутри-
школьном уровне;
-острая необходимость в освоении новых педагогических технологий и методик должна удовлетворяться с использованием всех ресурсов системы образования.
-необходимо активизировать участие учителей в инновационной работе, в освоении новых педагогических технологий и обновлении содержания образования, в т. ч. на новом качественном уровне;
Учебная работа определяется в первую очередь совершенствованием образования в школе.
Учебный план общеобразовательного учреждения соответствует его специфике. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится с учетом биологического оптимума умственной работоспособности школьников.
Учебный план школы был разработан на основе БУП -2004 года. На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования. Превышения норм максимальной нагрузки учащихся нет.
В школе функционирует научное общество учащихся РИТМ. Вошедшие в его состав учащиеся не только успешно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах, во время подготовки к которым активно используются ресурсы школы, но и участвуют в организации внутришкольных конкурсов и олимпиад.
Ведется систематическая работа по учету персональных достижений (портфолио)учащихся. Вывод:
-использование имеющегося административного и кадрового ресурса для повышения комфортности обучения и пребывания учащихся и учителей в школе является приоритетной задачей на данном этапе.
-необходимо продолжить совершенствование системы помощи учащимся с повышенной мотивацией (в рамках школьного научно-исследовательского общества);
-разработать систему курсов по выбору, позволяющих осуществлять предпрофильную подготовку учащихся.
Воспитательная работа. В школе существуют многолетние традиции, позволяющие определить основные направления воспитательной работы. Основным стало гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Ученики школы стали победителями муниципальных, краевых конкурсов на патриотическую тематику.
В воспитательной практике школы широко используются методики, базирующиеся на применении информационно-коммуникационных технологий. Активно, в том числе и с использованием ИКТ, велась работа по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Большое внимание уделяется детям с повышенным уровнем тревожности, трудностями в обучении и нарушениями правил поведения.
Система дополнительного образования включает 4 основных направления: развивающее, музыкально-эстетическое, спортивное, декоративно-прикладного искусства. В системе дополнительного образования занимаются учащиеся 1 - 11 классов.
Это направление стало существенным элементом системы дополнительного образования и частью образовательной системы школы, предпрофильного образования.
Вывод:
-необходимо направить основные усилия и мобилизовать ресурсы школы на реализацию познавательных и культурных запросов учащихся посредством внеурочной, экскурсионной деятельности;
-система ДО школы нуждается в анализе и реформировании, которое позволит ей стать полноценным элементом системы предпрофильного образования.
В течение учебного года в школе работала система ученического самоуправления, которая является одним из наиболее интересных и удачно воплощенных проектов в сфере воспитания учащихся Совет учеников школы. оказывает безусловно позитивное воздействие на коллектив школы, работа в нем положительно влияет на социальную активность учащихся, позволяет им активно участвовать в жизни школы.
Вывод: деятельность системы школьного самоуправления нуждается в поддержке со стороны преподавателей и администрации школы. Возможно, приоритетным направлением ее развития должна стать система социального проектирования.
Оздоровительная деятельность, работа по сохранению здоровья учащихся является базовым фактором, необходимым условием для успешного ведения учебной, воспитательной, экспериментальной работы в школе. В последние годы анализ состояния здоровья и уровня тревожности у педагогов и учащихся выявил повышение заболеваемости и утомляемости, ухудшение состояния здоровья, увеличение количества хронических заболеваний у учителей и учеников. Ухудшение экологической ситуации, негативные социально-политические и другие факторы, отрицательно действуют на человека. В условиях школы это воздействие усугубляется большими физическими и психологическими нагрузками, постоянным стрессом, другими неблагоприятными факторами.
Административно-хозяйственная деятельность в школе также направлена на формирование комфортной школьной среды.
Вывод: оздоровительная и административно-хозяйственная деятельность, направленная на создание комфортного образовательного пространства, нуждаются в дополнительном финансировании. Расширение использования здоровьесберегающих педагогических технологий требует методической поддержки.
Все учителя школы успешно выполнили задачи, поставленные перед ними в ходе реализации программы развития школы в 2005-2010 годах. Работая над совершенствованием содержательной и воспитательной составляющих образовательного процесса, оптимизацией форм и методов учебной деятельности, учителя школы активно осваивают новые педагогические технологии, внедряют новые модели обучения и воспитания.
Общий вывод: необходимо обогащать и совершенствовать содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса. Инновационный подход является неотъемлемой частью деятельности педагогов, которая формирует образовательную систему школы. Анализ хода методической работы в школе показывает заинтересованность и большой творческий потенциал педагогического коллектива.
Перспективы: Развитие образовательного пространства школы и переход ее коллектива на новый качественный уровень работы предполагает объединение двух основных направлений инновационной деятельности:
-воспитательной, формирующей толерантность и устойчивые нравственные представления (в т.ч. о принципах межнационального согласия) в образовательном процессе; по модели общественно активной школы
-учебной, предполагающей реализацию индивидуальной образовательной траектории каждого ученика при одновременном усвоении им целостного представления о мире.
Итогом должно стать создание социокультурного центра основанного на единстве информационного пространства сфер образования и воспитания.
Структура образовательного пространства школы при таком подходе будет выглядеть следующим образом:

II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Приоритетные направления реализации программы
Реализация программы развития будет осуществляться посредством широкомасштабного осуществления инновационной деятельности, на научной основе, по следующим основным направлениям:
Формирование толерантного сознания учащихся, гражданско-патриотическое воспитание, реализация принципов межнационального согласия в образовательном процессе по технологии общественно активно школы.
Первое направление является системообразующим, т.к. в его реализации принимает участие весь коллектив школы. В рамках осуществления практической деятельности происходит взаимодействие образовательного учреждения с различными государственными и общественными организациями.
2.1.1. Проект «Школа - территория толерантности»
Цели проекта:
Гуманизация образования.
Интеграция принципов межнационального согласия и толерантности в
систему деятельности образовательного учреждения, находящегося в режиме развития.
Формирование толерантного сознания членов школьного сообщества
как основы утверждения принципов толерантности в социуме.
Повышение качества и углубление содержания образовательного
процесса в школе, предпрофильная подготовка учащихся.
Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды.
Задачи проекта:
Развитие школьного образовательного пространства как территории
толерантных взаимоотношений в системе «ученик — учитель - родители».
Организация процесса формирования толерантного сознания во
взаимодействии с различными возрастными группами учащихся.
Реализация идеологии толерантности в урочной и внеурочной деятельности.
Удовлетворение познавательных интересов учащихся в области
создания целостного представления о процессе общественного развития,
культуре мира, развитие их исторического мышления.
Активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности школьников. Повышение уровня их коммуникативности.
Формирование и поощрение креативного отношения учителей к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. Расширение информационной и методической базы их деятельности. Реализация проекта осуществляется через программы:
«Толерантность: нравственное воспитание младших школьников». В рамках этой программы преподавание базовых дисциплин в начальной
школе ведется с учетом необходимости интеграции поликультурной тематики в образовательный процесс. Осуществляется подготовка уроков и внеурочных мероприятий по теме. В т. ч. разрабатывается методика использования народных и современных сказок в воспитательной работе.
Программа включает спецкурс «Нравственное воспитание», развивающий
навыки общения, в т. ч. межкультурного, младших школьников.
Занятия социального педагога с учащимися направлены на ускорение адаптации в пространстве школы и установление дружеских отношений в классе.
Программа «Школа для родителей» посвящена той же проблематике и ориентирована на родителей учащихся младших классов, она включает систематические лекционные занятия, психологические тренинги, консультации.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Расширение участия в муниципальных и краевых
проектах, посвященных вопросам толерантности.
Трансляция опыта школы по организации научно-исследовательской, методической деятельности в рамках программ и проектов, посвященных проблемам формирования толерантного сознания.
2.2. Предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы
Предполагаемые результаты:
1 тип (научный):
Создание предвосхищаемого образа выпускника школы, обладающего устойчивыми нравственными ориентирами, навыками межкультурного взаимодействия и определенной образовательной траекторией.
Создание модели школы как единого информационного пространства.
2 тип (практический):
Сформированность толерантного сознания учащихся - необходимый элемент функционирования школы как общественного института и адаптации учащихся к условиям жизни в современном обществе.
Организация функционирования школы как единого информационного пространства (контроль, распределение, создание информационных потоков).
Разработка и апробация комплексного информационного, методического и психолого-педагогического обеспечения школы.
Организация учебного процесса, основанного на широком применении актуальных педагогических технологий и обеспечивающего повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Совершенствование системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса. Разработка новых подходов, системы тестов, позволяющих учителям отслеживать ход и качество своей деятельности.
3 тип (педагогический):
Обеспечение работы школы в режиме развития.
Пропаганда и распространение новых разработок, трансляция результатов предшествующей экспериментальной деятельности как элемент повышения квалификации сотрудников школы и возможная база для расширения инновационной деятельности внутри школы.
Утверждение нового статуса и выделение перспективных направлений развития образовательного учреждения.
Формы анализа результатов:
обобщение, анализ и представление результатов опросов, статистических исследований, мониторинга успешности учащихся;
мониторинг образовательных потребностей учащихся;
мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности
качеством образовательных услуг учеников и их родителей;
обсуждение, анализ, обобщение работы учителей в контексте проектной деятельности и функционирования методических объединений по предметам и творческих микрогрупп;
-анализ промежуточных результатов и подведение общих итогов на методическом совете школы;
-написание обобщающего отчета;
-участие в мероприятиях, проводимых управлением образования, Департаментом образования и науки.
Формы представления результатов:
-участие в семинарах, конференциях, работе Круглых столов по актуальным проблемам образовательной деятельности;
-консультационная деятельность на базе школы;
-обобщение и публикации.
Критерии эффективности
устойчивость и воспроизводимость базовых знаний школьников, наличие у них представлений о существующих взаимосвязях (целостное видение мира), на основе тестовых работ, участия в научно-исследовательской и проектной деятельности;
соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям реализации государственного стандарта образования и индивидуальным познавательным потребностям,
-понижение уровня тревожности, удовлетворенность учебным процессом со стороны учителей, учащихся и их родителей, повышение интереса школьников к учебе (через анкетирование, мониторинг и другие формы контроля);
-общая высокая культура, толерантность выпускников, удовлетворенность подготовкой к продолжению образования и адаптации к современным условиям жизни со стороны как учащихся, так и их родителей (через анкетирование);
2.3. Этапы реализации и ресурсное обеспечение программы развития
Этапы реализации программы определены в соответствии с планами развития образовательной системы округа и другими директивными документами.
Прогностический, организационный: 2011-2012 гг.
Внедренческий: 2012-2014гг.
Обобщающий: 2014-2015 уч. г.
Ресурсное обеспечение программы развития
Административно-управленческое обеспечение
Управляет реализацией программы развития и отслеживает ее результативность Научно-методический совет школы, в который входят представители администрации, методисты, учителя-предметники, активно занимающиеся инновационной деятельностью.
Кадровое обеспечение
В школе работает стабильный творческий педагогический коллектив из 15 педагогов. Имеют высшее образование 12 учителей.
Всего педагогов 15 с 1 по 11 классы | 2кв. категория | 1KB. категория | В. кв. категория | Молод, спец. | Неспец. | Пенсионеры |
Учителя, Педработники, совместители | 1 | 2 | 1 | - | | 4 |
Из общего числа педагогов 1 педагог имеет звание «Отличник народного просвещения»
Создание системы повышения квалификации педагогов в условиях современной школы
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Школа работает в инновационном режиме: мы создаем инновационную модель личностно-ориентированной современной школы.
Какие бы мы строили планы, осуществлять их предстоит учителю. Поэтому учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе.
В соответствии с разработанной в школе моделью учителя, учитель нашей школы:
Исследователь
Творец
Гуманист.
В школе создается система повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала, что является необходимостью в условиях модернизации образования, создания современной школы.
Потребности практики образования в совершенствовании методического обеспечения школьного образовательного процесса послужили основанием для выбора сквозной научно-методической темы в области повышениия квалификации и наращивания кадрового потенциала на следующие 5 лет развития школьной методической службы.
“Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках школьной образовательной системы”.
Цель научно-методической работы:
Обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования в условиях модернизации образования.
В процессе создания системы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала мы руководствуемся основными направлениями модернизации образования в РФ, приоритетным национальным проектом “Образование”, общешкольными программами и проектами, нормативными документами по аттестации педагогических кадров.
Приоритетное внимание в этой связи уделяется следующим направлениям деятельности:
В диагностико-прогностической деятельности:
диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации;
диагностика уровня педагогического профессионализма и качества образования;
диагностика информационных потребностей педагогов.
В области информационной деятельности:
создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования на базе муниципального, регионального, государственного материалов с использованием всех современных видов носителей информации;
создание проблемно-ориентированных баз данных по актуальным вопросам развития образования.
В области содержания образования:
методическое обеспечение освоения базисного учебного плана школы;
оказание научно-методической поддержки руководителям творческих объединений педагогов по переводу их деятельности в режим развития;
дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования.
В инновационной деятельности:
экспертиза инноваций,
организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющих инновационную деятельность;
организация сетевого взаимодействия с педагогами-новаторами района.
В области повышения квалификации:
организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием;
организация профессионального консультирования по актуальным проблемам;
организация программ работы над саморазвитием.
В области аттестации:
участие в аттестации педагогических и руководящих кадров;
участие в аттестации учащихся;
Основные составляющие научно-методической работы в школе:
Обучение и развитие кадров
Освоение учителями ценного продуктивного опыта:
самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;
самостоятельное приобретение знаний;
приспособление новых знаний для решения собственных проблем и встраивание их в индивидуальный стиль деятельности;
проверка действенности идей на практике.
Обобщение собственного продуктивного опыта
Создание собственных разработок
Мониторинг результативности деятельности педагогов.
Основанием обновления научно-методической работы являются:
Концепция повышения квалификации, где раскрываются основные идеи научно-методической работы в условиях модернизации образования.
Программа повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала.
Функциональная модель методической работы.
Концептуальные идеи системы повышения квалификации:
Перевод образования в режим творчества и превращения творчества в базис образования нового типа
Создание новых форм обучения педагогов с учетом их способностью к самообразованию и самосовершенствованию на школьном уровне
Создание алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческими
Цель: обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования в условиях модернизации образования.
Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы через курсы повышения квалификации, обучающие семинары на рабочем месте, дистанционные курсы, самообразование педагогов;
создание научно-обоснованной , гибкой системы непрерывного повышения квалификации через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;
преобразование методических предметных объединений учителей в творческие группы;
расширение публичности деятельности школы для привлечения новогоь контингента обучающихся, повышения конкурентоспособности школы через внедрение традиционных отчетов деятельности школы, её подразделений о своей деятельности перед населением, родителями, общественностью;
преобразование методической работы в научно-методическую деятельность через внедрение в практику работы творческих групп научно-проектной деятельности;
Основные инновации в системе методической работы:
В организации методического процесса:
Свободная индивидуальная методическая работа педагогов
Интерактивные формы методического обучения
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности
Управленческое консультирование
В содержании методического образования педагогов:
Научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам
Программа развития школы
Общешкольные целевые программы и управленческие проекты
В школе реализуются общешкольные целевые программы и проекты:
Программа повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала
Освоение и реализация современных педагогических и информационных технологий
Создание единого информационного пространства
“Портфолио” как инструмент формирования ключевых компетенций, оценки и рефлексии деятельности учителя
В системе методической работы широко используются различные формы:
Диагностика труда педагога
Методический совет
Тематический педагогический совет
Заседания творческих групп учителей
Методические семинары
Открытые уроки и мероприятия
Участие педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях
Творческие отчеты учителей
Подготовка публикаций
Аттестация педагогических работников
Важным структурным компонентом общешкольной системы повышения квалификации является уровневая модель методического процесса, включающая четыре основных уровня:
1 уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого учителя, согласно составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития.
2 уровень. Предметные методические объединения.
3 уровень.Методический совет объединяет и координируюет методическую работу в школе. На заседаниях МС рассматриваются различные актуальные для работы школы вопросы, посвященные повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов.
4 уровень. Общешкольная методическая работа включает серию различных обучающих постоянно действующих семинаров для всех учителей, выполняющих важнейшие функции:
Выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской научно-методической деятельности;
Активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;
Коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и др.
Ожидаемые результаты:
– повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
– положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
– закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;
создание условий для изменения статуса учителя,
Материально-техническое обеспечение
В школе созданы необходимые условия для осуществления образовательной деятельности:
- Имеются 1 компьютерный класс, 5 учебных кабинетов оснащены
мультимедиапроекторами, 5 АРМ-учителя. В начальной школе: 1 кабинет
оснащен компьютерной техникой для реализации программ. В здании проведена локальная сеть.
- Кроме того, в школе имеются: библиотека, медиатека; 2 спортивных зала, медицинский кабинет.
С 2007 г. учреждение находится на нормативном финансировании. Школа имеет «Паспорт безопасности», ведется комплексная деятельность по сохранению здоровья и обеспечению безопасности учащихся.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: