Протокол № от сентября 2011 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр моу сош №1
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/Чульдум К.Ч./ Протокол № ___ от «____» сентября 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык __________/Хажики З.А./ «____» сентября 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык _________/Ондар В.С./ «____» сентября 2011 г |
Программа элективного курса для учащихся 11 класса
«Учимся писать сочинение-рассуждение»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории Чылбак-оол Любовь Оваковна
Кызыл-Мажалык – 2011
Структура программы
- пояснительная записка;
-содержание программы;
- прогнозируемый результат;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- календарно-тематическое планирование элективного курса;
- список литературы.
Пояснительная записка
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, но и необходимо иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций. Для того чтобы выполнить задание части 3, необходимо выявить основную проблему предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как- то: тема произведения, проблема, основная мысль, изобразительно-выразительные средства языка и т. п. Помочь в этом может данный элективный курс, который позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научит решать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Работа над сочинением учит выражать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащихся к творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня необходимо не только уметь свободно и грамотно писать, но и свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно.
Часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем не реализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение» будет полезна не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Курс рассчитан на 1 учебный год по 1 часу в неделю. Общий объем – 34 часа.
Цели элективного курса:
1) подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в частности, к выполнению задания С;
2) обобщить основные программные знания о речеведческих понятиях;
3) формировать у учащихся практические умения и навыки написания сочинения-рассуждения;
4) развивать их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания.
Задачи элективного курса:
- научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2;
- совершенствовать умение учащихся выявлять и формулировать основную проблему исходного текста, дать её комментарий; определять авторскую позицию и способы её выражения;
- развивать умение грамотно, последовательно, связно передавать в письменной форме собственное мнение по выявленной проблеме;
- формировать умение подбирать аргументы и органично вводить их в текст;
- познакомить с приёмами написания вступления и заключения сочинения-рассуждения.
Содержание элективного курса
Вводное занятие. Знакомство с целью и задачами ЭК, с КИМом; обучение заполнению бланка регистрации, бланков ответов № 1, № 2.
Коллективное решение КИМа. Повторение изученного в 5 – 9 классах. Требования к части 3 (заданию С1) – критерии оценки .
Текст. Признаки текста. Тема, идея, проблема. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Речевая ситуация. Стили речи: разговорный, книжные (научный, официально-деловой, литературно-художественный, публицистический).
Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста Выявление авторской позиции. Выделение микротемы. Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Роль средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических). Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения текста (его композиция). Впечатление от данного текста.
Композиция сочинения – рассуждения. Вступление, основная часть, заключение.
Работа над вступлением. Цели, структура и приёмы написания вступления.
Работа над основной частью. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова.
Позиция автора и способы её выражения.
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте. Языковой анализ текста (выполнение заданий В1-В8).
Логические приёмы мышления.
Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Типы аргументации. Способы ввода аргументов. «Копилка мудрых мыслей».
Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения.
Анализ сочинений-рассуждений по текстам.
Самостоятельное написание сочинений по текстам. Экспертная оценка сочинений.
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждение на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по усвоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня усвоения ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (успешность выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ п/п | Темы уроков | Часы | Дата |
1 | Вводное занятие. Цели, задачи, содержание ЭК. | 1 | |
2 | Коллективное решение КИМа. Новые требования к части 3 (заданию С1). | 3 | |
3 | Текст. Типы речи. Стили речи. (Повторение) | 2 | |
4 | Комплексный анализ исходного текста. | 2 | |
5 | Композиция сочинения – рассуждения. Работа над вступлением. | 3 | |
6 | Работа над основной частью. Способы выявления проблемы. Формулировка проблемы. | 2 | |
7 | Комментирование проблемы. Виды комментария. Оценочные слова. | 2 | |
8 | Позиция автора и способы её выражения. | 2 | |
9 | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в тексте. | 1 | |
10 | Языковой анализ текста. (Задания В1-В8). | 3 | |
11 | Логические приёмы мышления. | 1 | |
12 | Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. | 2 | |
13 | Типы аргументации. Способы ввода аргументов. «Копилка мудрых мыслей». | 3 | |
14 | Работа над заключением. Цели и приёмы написания заключения. | 2 | |
15 | Самостоятельное написание сочинений по текстам. | 4 | |
16 | Резерв | 1 | |
Список литературы
1. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
2.Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 5-е изд., перераб. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
3. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, И.П.Цыбулько. Единый государственный экзамен 2010. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Русский язык. 5 – 9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Учимся писать сочинение-рассуждение: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 – 7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
6. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 кл.: Кн. Для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: