Протокол № от 2013 года от 2013 г. Рабочая программа по литературе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 20
с. Лувеньга
Рассмотрено «Утверждаю» на заседании педагогического Директор _________Г.А.Зуева
совета
МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ №_______________
протокол №_____________ от «___»__________2013 года
от «___» ___________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 - 6 класса
разработана на основе Примерной программы
основного общего образования
на базовом уровне.
Разработчик: Федорова Юлия Нуруллаевна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развития эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений
о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных произведений;
· основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20
веков
· изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы
и план прочитанного;
· определять __________род и жанр литературного произведения;
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; давать характеристику героев;
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать своё отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему
с учётом норм русского литературного языка;
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и
его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
В связи с тем, что в Мурманской области предусмотрена дополнительная неделя каникул, учебный год составляет 34 учебные недели.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | По примерной программе | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | всего |
1 | Литература как искусство слова | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
2 | Русский фольклор | 11 | 10 | 2 | 6 | 2 | - | 20 |
3 | Древнерусская литература | 17 | 2 | 2 | 4 | 3 | 6 | 17 |
4 | Литература 18 века | 15 | 2 | 1 | 2 | 3 | 8 | 16 |
5 | Литература XIX века | 193 | 39 | 26 | 30 | 40 | 58 | 193 |
6 | Русская литература xx века | 60 | 32 | 21 | 22 | 18 | 30 | 123 |
7 | Зарубежная литература | 18 | 15 | 14 | 6 | 5 | 5 | 45 |
8 | Итоговый урок. | | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
| Итого: | 319 | 102 | 68 | 68 | 68 | 102 | 408 |
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно-тематический план
5 класс
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество уроков внеклассно- го чтения | Количество Уроков развития |
1 | Литература как искусство слова | 1 ч. | | |
2 | Русский фольклор | 10 ч. | 1ч. | |
3 | Древнерусская литература | 2 ч. | | |
4 | Литература 18 века | 2ч. | | |
5 | Литература XIX века | 39 ч. | 4 ч. | 5 ч. |
6 | Русская литература xx века | 32 ч. | 2 ч. | 6 ч. |
7 | Зарубежная литература | 15ч. | 1 ч. | |
8 | Итоговый урок. | 1 ч. | | |
Всего : 102 часа (3 часа в неделю) |
Календарно – тематическое планирование
5 класс (102 часа)
раздел | № | Тема урока | Р\Р, Вн.чт | дата |
Литература как искусство слова (1 ч.) | 1 | Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. | | |
Русский фольклор (10ч.) | 2 | Фольклор. Малые жанры фольклора. | | |
| 3 | Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. | | |
| 4 | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. | | |
| 5 | «Царевна-лягушка». Чтение и изучение произведения. | | |
| 6 | Народная мораль в характере и поступках героев. Ритмичность сказочного повествования. | | |
| 7 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Волшебные персонажи. Поэтика волшебной сказки. | | |
| 8 | «Иван-крестьянский сын». Волшебная богатырская сказка героического содержания. | | |
| 9 | Особенности сюжета сказки. Иван –крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство героя. | | |
| 10 | Сказочники. Русские народные сказки. | Вн.чт | |
| 11 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». | | |
Древнерусская литература (2 ч. ) | 12 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. | | |
| 13 | «Повесть временных лет» как литературный памятник. («Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») | | |
Литература 18 века (2ч.) | 14 | М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение | | |
| 15 | Роды и жанры литературы. | | |
Литература XIX века (39 ч.) | 16 | Басня как литературный жанр. И.А.Крылов. Слово о писателе. Басня, аллегория, эзопов язык. | | |
| 17 | «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | | |
| 18 | «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости. | | |
| 19 | Образы животных и их роль в басне. Рассказ и мораль в басне. | Р/р | |
| 20 | Басни И.А.Крылова. | Вн.чт | |
| 21 | В.А.Жуковский. Слово о писателе. В. А. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». | | |
| 22 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | | |
| 23 | В.А.Жуковский "Кубок" Понятие о балладе. | | |
| 24 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады. | | |
| 25 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. «У лукоморья дуб зеленый…». | | |
| 26 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Русская литературная сказка. Истоки рождения сюжета сказки. | | |
| 27 | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Противостояние добра и зла. | | |
| 28 | Помощники царевны. Богатыри. Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев. | | |
| 29 | Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | Р/р | |
| 30 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | Вн.чт. | |
| 31 | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные Жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет | | |
| 32 | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps». Героическое и обыденное в сказке. | | |
| 33 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Образ старого солдата – участника сражения. | | |
| 34 | «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинскому сражению. | | |
| 35 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | | |
| 36 | «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание трагичного и комичного. | | |
| 37 | Н.А.Некрасов «На Волге». "Крестьянские дети" Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Мир детства в стихотворении. | | |
| 38 | Отрывок из поэмы - «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений и эпитетов. | | |
| 39 | Любимые стихотворения Н,А. Некрасова. | Вн.чт. | |
| 40 | И.С. Тургенев Слово о писателе. История созданиия рассказа «Муму». | | |
| 41 | Быт и нравы крепостной России в рассказе. Портрет Герасима История отношений Герасима и Татьяны. | | |
| 42 | Герасим и Муму. | | |
| 43 | «Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | | |
| 44 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие. Протест героя против рабских отношений. Работа над сочинением. | Р/р | |
| 45 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Р/р | |
| 46 | А.А.Фет Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни | | |
| 47 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа. | | |
| 48 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | | |
| 49 | Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысли писателя о жизни разных народов. Картины природы в рассказе. | | |
| 50 | Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | Р/р | |
| 51 | А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор. | | |
| 52 | А.П.Чехов. Юмористические рассказы. | Вн.чт | |
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. | 53 | Ф.И.Тютчев - великолепный певец природы. Слово о поэте. «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха. | | |
| 54 | Лирика А.Н.Плещеева,И.С.Никитина, А. Н.Майкова, И.З Сурикова. | | |
Русская литература xx века (32 ч.) | 55 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. | | |
| 56 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Повесть. Сюжет. Композиция. | | |
| 57 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | | |
| 58 | Взаимопонимание – основа взаимоотношений в семье. | | |
| 59 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | | |
| 60 | Сочинение. Путь Васи к правде и добру. | Р/р | |
| 61 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Р/р | |
| 62 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». | | |
| 63 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Отличие сказа от сказки. | | |
| 64 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | | |
| 65 | Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка. | | |
| 66 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | Вн.чт. | |
| 67 | К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | | |
| 68 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | | |
| 69 | «Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой. | | |
| 70 | Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. | Р/р | |
| 71 | С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | | |
| 72 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. | | |
| 73 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победы добра над злом. | | |
| 74 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в изображении героя | | |
| 75 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык Платонова. | | |
| 76 | В.П.Астафьев. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро». | | |
| 77 | Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведене Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки. | | |
| 78 | Сочинение. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки. | Р/р | |
| 79 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | Р/р | |
| 80 | В.П.Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». | Вн.чт. | |
| 81 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста». | | |
| 82 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | | |
| 83 | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Сочинение. Беседа. | Р/р | |
| 84 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | | |
| 85 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И. Бунин, Д. Кедрин, А. Прокофьев, Н. Рубцов, Дон - Аминадо. | | |
| 86 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» | | |
Зарубежная литература (15ч.) | 87 | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. | | |
| 88 | Д.Дефо «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. | | |
| 89 | «Робинзон Крузо». Природа и цивилизация. | | |
| 90 | « Робинзон Крузо». Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя. | | |
| 91 | Х.К.Андерсен. Страницы биографии. «Снежная королева». | | |
| 92 | «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды. Близость произведения к народной сказке. | | |
| 93 | Борьба добра и зла в сказках Андерсена. | | |
| 94 | Сказки Х.К.Андерсена. | Вн.чт | |
| 95 | Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». | | |
| 96 | «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей | | |
| 97 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. | | |
| 98 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты. | | |
| 99 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров. | | |
| 100 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | | |
| 101 | «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | | |
| 102 | Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения. | | |
Итого: 102 часа ( 3 часа в неделю) |
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры
фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись
(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада
(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,
рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные
представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения
(литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,
например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-
следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского
отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие и др.);
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для
учителя. – М. Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по
литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. – М.: Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое
пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.
Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:
Просвещение, 2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»
8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество уроков внеклассно- го чтения | Количество Уроков развития |
1 | Литература как искусство слова | 1 | | |
2 | Русский фольклор | 2 | | |
3 | Древнерусская литература | 2 | | |
4 | Литература 18 века | 1 | | |
5 | Русская литература 19 века | 26 | 2 | 4 |
6 | Русская литература 20 века | 21 | | 3 |
7 | Зарубежная литература | 14 | 1 | 1 |
8 | Итоговый урок. | 1 | | |
Всего : 68 часов ( 2 часа в неделю) |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: