NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2013 года от 2013 г. Рабочая программа по литературе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 20

с. Лувеньга
Рассмотрено «Утверждаю» на заседании педагогического Директор _________Г.А.Зуева

совета

МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ №_______________

протокол №_____________ от «___»__________2013 года

от «___» ___________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 - 6 класса

разработана на основе Примерной программы

основного общего образования

на базовом уровне.

Разработчик: Федорова Юлия Нуруллаевна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного

стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на

достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование

гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,

любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развития эмоционального восприятия художественного текста,

образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений

о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном

чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи

учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений

с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по

истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и

общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного

языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20

веков

· изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы

и план прочитанного;

· определять __________род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного

произведения; давать характеристику героев;

· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль

изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их

героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать своё отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе

выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным

произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,

сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему

с учётом норм русского литературного языка;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и

его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
В связи с тем, что в Мурманской области предусмотрена дополнительная неделя каникул, учебный год составляет 34 учебные недели.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ





Название раздела

По примерной программе

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

всего

1

Литература как искусство слова

5

1

1

1

1

1

5

2

Русский фольклор


11

10

2

6

2

-

20

3

Древнерусская литература


17

2

2

4

3

6

17

4

Литература 18 века


15

2

1

2

3

8

16

5

Литература

XIX века

193

39

26

30

40

58

193

6

Русская литература xx века


60

32

21

22

18

30

123

7

Зарубежная литература


18

15

14

6

5

5

45

8

Итоговый урок.




1

1

2

2

2

8




Итого:


319

102

68

68

68

102

408


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план

5 класс

п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов


Количество

уроков

внеклассно-

го чтения


Количество

Уроков

развития

1

Литература как искусство слова

1 ч.







2

Русский фольклор

10 ч.

1ч.




3

Древнерусская литература


2 ч.







4

Литература 18 века

2ч.







5

Литература

XIX века

39 ч.

4 ч.

5 ч.

6

Русская литература xx века

32 ч.

2 ч.

6 ч.

7

Зарубежная литература

15ч.

1 ч.




8

Итоговый урок.

1 ч.







Всего : 102 часа (3 часа в неделю)


Календарно – тематическое планирование

5 класс (102 часа)

раздел



Тема урока

Р\Р, Вн.чт

дата

Литература как искусство слова (1 ч.)

1

Литература как учебный предмет.

Книга в жизни человека.







Русский фольклор (10ч.)

2

Фольклор. Малые жанры фольклора.










3

Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле.










4

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.










5

«Царевна-лягушка». Чтение и изучение произведения.










6

Народная мораль в характере и поступках героев. Ритмичность сказочного повествования.










7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Волшебные персонажи. Поэтика волшебной сказки.










8

«Иван-крестьянский сын». Волшебная богатырская сказка героического содержания.










9

Особенности сюжета сказки. Иван –крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство героя.










10

Сказочники. Русские народные сказки.

Вн.чт







11

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель».







Древнерусская литература

(2 ч. )

12

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение

древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей.










13

«Повесть временных лет» как литературный памятник. («Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»)







Литература 18 века (2ч.)

14

М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» -

научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое

нравоучение










15

Роды и жанры литературы.







Литература

XIX века (39 ч.)

16

Басня как литературный жанр.

И.А.Крылов. Слово о писателе.

Басня, аллегория, эзопов язык.










17

«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора.










18

«Свинья под дубом», «Ворона и лисица». Осмеяние жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости.










19

Образы животных и их роль в басне. Рассказ и мораль в басне.

Р/р







20

Басни И.А.Крылова.

Вн.чт







21

В.А.Жуковский. Слово о писателе. В. А. Жуковский – сказочник.

«Спящая царевна».










22

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.










23

В.А.Жуковский "Кубок"

Понятие о балладе.










24

Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.










25

А.С.Пушкин. Слово о поэте.

Стихотворение «Няне» - поэтизация

образа Арины Родионовны.

«У лукоморья дуб зеленый…».










26

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Русская литературная сказка. Истоки рождения сюжета сказки.










27

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Противостояние добра и зла.










28

Помощники царевны. Богатыри. Соколко. Народная мораль, нравственность: красота внешняя и внутренняя, гармоничность положительных героев.










29

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.

Р/р







30

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».

Вн.чт.







31

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные Жители». Нравоучительное

содержание и причудливый сюжет










32

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести.

Слово о писателе.

Сказка «Attalea Prinseps».

Героическое и обыденное в сказке.










33

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Образ старого солдата – участника сражения.










34

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинскому сражению.










35

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Народные предания – основа повести «Заколдованное место».










36

«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание трагичного и комичного.










37

Н.А.Некрасов

«На Волге». "Крестьянские дети"

Картины природы и жизни народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Мир детства в стихотворении.










38

Отрывок из поэмы - «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений и эпитетов.










39

Любимые стихотворения Н,А. Некрасова.

Вн.чт.







40

И.С. Тургенев Слово о писателе. История созданиия рассказа «Муму».










41

Быт и нравы крепостной России в рассказе. Портрет Герасима История отношений Герасима и Татьяны.










42

Герасим и Муму.










43

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.










44

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, трудолюбие, великодушие. Протест героя против рабских отношений. Работа над сочинением.

Р/р







45

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Р/р







46

А.А.Фет Слово о поэте.

«Весенний дождь».

Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни










47

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История

создания рассказа.










48

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.










49

Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысли писателя о жизни разных народов. Картины природы в рассказе.










50

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.

Р/р







51

А.П.Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Юмор.










52

А.П.Чехов. Юмористические рассказы.

Вн.чт




Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

53

Ф.И.Тютчев - великолепный певец природы. Слово о поэте.

«Зима недаром злится», «Весенние воды»,

«Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха.










54

Лирика А.Н.Плещеева,И.С.Никитина, А. Н.Майкова, И.З Сурикова.







Русская литература xx века (32 ч.)

55

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе.










56

В.Г.Короленко. Слово о писателе.

События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Повесть. Сюжет. Композиция.










57

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.










58

Взаимопонимание – основа взаимоотношений в семье.










59

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.










60

Сочинение. Путь Васи к правде и добру.

Р/р







61

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Р/р







62

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с

голубыми ставнями».










63

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Отличие сказа от сказки.










64

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.










65

Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка.










66

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.

Вн.чт.







67

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».










68

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.










69

«Заячьи лапы». Сюжет и композиция рассказа. Мысль автора об ответственности человека перед природой.










70

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка.

Р/р







71

С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».










72

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки.










73

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победы добра над злом.










74

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». Главный герой рассказа. Одухотворение природы в изображении героя










75

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык Платонова.










76

В.П.Астафьев. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро».










77

Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведене Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки.










78

Сочинение. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки.

Р/р







79

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Р/р







80

В.П.Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».

Вн.чт.







81

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».










82

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».










83

Великая Отечественная война в жизни моей семьи. Сочинение. Беседа.

Р/р







84

Анализ сочинений. Работа над ошибками.










85

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И. Бунин, Д. Кедрин, А. Прокофьев, Н. Рубцов,

Дон - Аминадо.










86

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,

«Игорь-Робинзон»







Зарубежная литература (15ч.)

87

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады

«Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков.










88

Д.Дефо «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком.










89

«Робинзон Крузо». Природа и цивилизация.










90

« Робинзон Крузо». Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.










91

Х.К.Андерсен. Страницы биографии. «Снежная королева».










92

«Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мужество Герды. Близость произведения к народной сказке.










93

Борьба добра и зла в сказках Андерсена.










94

Сказки Х.К.Андерсена.

Вн.чт







95

Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы».










96

«О чем говорят цветы».

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей










97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести.










98

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Тема дружбы и мечты.










99

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.










100

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».










101

«Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.










102

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.







Итого: 102 часа ( 3 часа в неделю)

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры

фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись

(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы

(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада

(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,

рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;

фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные

представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения

(литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его

элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,

строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,

например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-

следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского

отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,

предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения

героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить

прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и

литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:

Просвещение, 2009.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по

литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для

учителя. – М. Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по

литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9

классы. – М.: Дрофа, 2007.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое

пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.

Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:

Просвещение, 2006.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.

«Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»

8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов


Количество

уроков

внеклассно-

го чтения


Количество

Уроков

развития

1

Литература как искусство слова


1







2

Русский фольклор

2







3

Древнерусская литература

2







4

Литература 18 века

1







5

Русская литература 19 века

26

2

4

6

Русская литература 20 века


21




3

7

Зарубежная литература


14

1

1

8

Итоговый урок.

1







Всего : 68 часов ( 2 часа в неделю)

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.