NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2014 года от 2014 г. Рабочая программа по литературе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 20

с. Лувеньга
Рассмотрено «Утверждаю» на заседании педагогического Директор _________Г.А.Зуева

совета

МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ №_______________

протокол №_____________ от «___»__________2014 года

от «___» ___________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5 - 7 класса

разработана на основе Примерной программы

основного общего образования

на базовом уровне.

Разработчик: Федорова Юлия Нуруллаевна

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного

стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на

достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование

гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,

любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развития эмоционального восприятия художественного текста,

образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений

о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном

чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи

учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений

с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по

истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и

общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного

языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20

веков

· изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

· воспринимать и анализировать художественный текст;

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы

и план прочитанного;

· определять __________род и жанр литературного произведения;

· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного

произведения; давать характеристику героев;

· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль

изобразительно-выразительных средств;

· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их

героев;

· выявлять авторскую позицию;

· выражать своё отношение к прочитанному;

· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе

выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

· владеть различными видами пересказа;

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным

произведением;

· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать

чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,

сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему

с учётом норм русского литературного языка;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и

его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ





Название раздела

По примерной программе

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

всего

1

Литература как искусство слова

5

1

1

1

1

1

5

2

Русский фольклор


11

11

2

6

3

-

22

3

Древнерусская литература


17

2

2

5

3

6

18

4

Литература 18 века


15

2

1

2

3

8

16

5

Литература

XIX века

193

39

27

30

40

58

194

6

Русская литература xx века


60

33

21

22

18

30

124

7

Зарубежная литература


18

16

15

7

6

5

49

8

Итоговый урок.




1

1

2

2

2

8




Итого:


319

105

70

70

70

102

417


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


Учебно-тематический план

5 класс

п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов


Количество

уроков

внеклассно-

го чтения


Количество

Уроков

развития

1

Литература как искусство слова

1 ч.







2

Русский фольклор

11 ч.

1ч.




3

Древнерусская литература


2 ч.







4

Литература 18 века

2ч.







5

Литература

XIX века

39 ч.

4 ч.

5 ч.

6

Русская литература xx века

33 ч.

2 ч.

6 ч.

7

Зарубежная литература

16ч.

1 ч.




8

Итоговый урок.

1 ч.







Всего : 105 часов (3 часа в неделю)


Произведения для заучивания наизусть (5 кл)

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры

фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись

(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы

(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада

(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,

рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;

фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;

сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные

представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения

(литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его

элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,

строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,

например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-

следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в

произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского

отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,

предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения

героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить

прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и

литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:

Просвещение, 2009.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по

литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для

учителя. – М. Просвещение, 1996.

2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по

литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9

классы. – М.: Дрофа, 2007.

4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое

пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.

Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:

Просвещение, 2006.

7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.

«Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»

8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

Учебно-тематический план

6 класс

п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов


Количество

уроков

внеклассно-

го чтения


Количество

Уроков

развития

1

Литература как искусство слова


1







2

Русский фольклор

2







3

Древнерусская литература

2







4

Литература 18 века

1







5

Русская литература 19 века

27

2

4

6

Русская литература 20 века


21




3

7

Зарубежная литература


15

1

1

8

Итоговый урок.

1







Всего : 70 часов ( 2 часа в неделю)


Произведения для заучивания наизусть(6 кл)
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество;

жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;

летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры

литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке;

баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая

речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в

литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет,

композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные

представления); автобиографичность литературного произведения (литературные

представления).

Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их

художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их

художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою,

ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного

произведения;

-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации

разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;

-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с

изменением лица рассказчика и другие);

-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,

дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

(6 класс)

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. –

М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал

по литературе: 6класс. – М.: Просвещение, 2008

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.

для учителя– М. Просвещение, 2008.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.

5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6класс. –

М.: Просвещение, 2006.

4. Турьянская Б.И, Холодкова Л.А.и др. Литература в 6 классе: Урок за Уром.

– М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2000.

5. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 6 класса

Учебно-тематический план

7 класс


п/п

Название раздела

Коли-

чество

часов


Количество

уроков

внеклассно-

го чтения


Количество

Уроков

развития

1

Введение


1







2

Устное народное творчество

5







3

Из древнерусской литературы

3







4

Из русской литературы 18 века

2







5

Из русской литературы 19 века

27

3

2

6

Из русской литературы 20 века


26

5

3

7

Из литературы народов России

1







8

Из зарубежной литературы

5







Всего : 70 часов ( 2 часа в неделю)


Программа 7 класса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1.  Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.

2.  Аркин И. И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. – М.: Просвещение, 2011.

3.  Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010

4.  Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2011.

5.  Ишимова В. О. История России в рассказах для детей.- М.: Современник, 2010.

6.  Коровина В. Я. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2009.

7.  Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010.

8.  Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2010.

9.  Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Проф. Н. И. Кравцова. – М.: Просвещение, 2009.

10.  Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов.-М.: Просвещение, 2010

11.  Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. –М.: Дрофа, 2009.

12.  Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2011.

Для учащихся:

1.  Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2010.

2.  Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.

3.  Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009

4.  Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение, 2010.

5.  Обернихина Г. А., Соколов Л. Э., Вольнова И. А., Емельяненко Т. В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов.- М.: Просвещение, 2010.

6.  Русский фольклор: Словарь – справочник / Сост. Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 2010

7.  Читательский дневник. Иду в 7 класс. – Саратов: Лицей, 2011.

8.  Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2010.


страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.