Протокол № от 2014 года от 2014 г. Рабочая программа по литературе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 20
с. Лувеньга
Рассмотрено «Утверждаю» на заседании педагогического Директор _________Г.А.Зуева
совета
МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ №_______________
протокол №_____________ от «___»__________2014 года
от «___» ___________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 - 7 класса
разработана на основе Примерной программы
основного общего образования
на базовом уровне.
Разработчик: Федорова Юлия Нуруллаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, С.11-19).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развития эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений
о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного
языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных произведений;
· основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков 19-20
веков
· изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
· воспринимать и анализировать художественный текст;
· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы
и план прочитанного;
· определять __________род и жанр литературного произведения;
· выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; давать характеристику героев;
· характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
· сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать своё отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
· участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
· писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему
с учётом норм русского литературного языка;
· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
· поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и
его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | По примерной программе | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | всего |
1 | Литература как искусство слова | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
2 | Русский фольклор | 11 | 11 | 2 | 6 | 3 | - | 22 |
3 | Древнерусская литература | 17 | 2 | 2 | 5 | 3 | 6 | 18 |
4 | Литература 18 века | 15 | 2 | 1 | 2 | 3 | 8 | 16 |
5 | Литература XIX века | 193 | 39 | 27 | 30 | 40 | 58 | 194 |
6 | Русская литература xx века | 60 | 33 | 21 | 22 | 18 | 30 | 124 |
7 | Зарубежная литература | 18 | 16 | 15 | 7 | 6 | 5 | 49 |
8 | Итоговый урок. | | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
| Итого: | 319 | 105 | 70 | 70 | 70 | 102 | 417 |
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно-тематический план
5 класс
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество уроков внеклассно- го чтения | Количество Уроков развития |
1 | Литература как искусство слова | 1 ч. | | |
2 | Русский фольклор | 11 ч. | 1ч. | |
3 | Древнерусская литература | 2 ч. | | |
4 | Литература 18 века | 2ч. | | |
5 | Литература XIX века | 39 ч. | 4 ч. | 5 ч. |
6 | Русская литература xx века | 33 ч. | 2 ч. | 6 ч. |
7 | Зарубежная литература | 16ч. | 1 ч. | |
8 | Итоговый урок. | 1 ч. | | |
Всего : 105 часов (3 часа в неделю) |
Произведения для заучивания наизусть (5 кл)
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры
фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись
(начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы
(начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада
(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм,
рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные
представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения
(литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,
например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-
следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского
отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие и др.);
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для
учителя. – М. Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по
литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. – М.: Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое
пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.
Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:
Просвещение, 2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»
8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
Учебно-тематический план
6 класс
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество уроков внеклассно- го чтения | Количество Уроков развития |
1 | Литература как искусство слова | 1 | | |
2 | Русский фольклор | 2 | | |
3 | Древнерусская литература | 2 | | |
4 | Литература 18 века | 1 | | |
5 | Русская литература 19 века | 27 | 2 | 4 |
6 | Русская литература 20 века | 21 | | 3 |
7 | Зарубежная литература | 15 | 1 | 1 |
8 | Итоговый урок. | 1 | | |
Всего : 70 часов ( 2 часа в неделю) |
Произведения для заучивания наизусть(6 кл)
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество;
жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры
литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке;
баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая
речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет,
композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные
представления); автобиографичность литературного произведения (литературные
представления).
Учащиеся должны уметь:
-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою,
ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного
произведения;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации
разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;
-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с
изменением лица рассказчика и другие);
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,
дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
(6 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. –
М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал
по литературе: 6класс. – М.: Просвещение, 2008
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.
для учителя– М. Просвещение, 2008.
2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.
3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6класс. –
М.: Просвещение, 2006.
4. Турьянская Б.И, Холодкова Л.А.и др. Литература в 6 классе: Урок за Уром.
– М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2000.
5. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 6 класса
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество уроков внеклассно- го чтения | Количество Уроков развития |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Устное народное творчество | 5 | | |
3 | Из древнерусской литературы | 3 | | |
4 | Из русской литературы 18 века | 2 | | |
5 | Из русской литературы 19 века | 27 | 3 | 2 |
6 | Из русской литературы 20 века | 26 | 5 | 3 |
7 | Из литературы народов России | 1 | | |
8 | Из зарубежной литературы | 5 | | |
Всего : 70 часов ( 2 часа в неделю) |
Программа 7 класса рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
ЛИТЕРАТУРА
Для учителя:
1. Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2010.
2. Аркин И. И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. – М.: Просвещение, 2011.
3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010
4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2011.
5. Ишимова В. О. История России в рассказах для детей.- М.: Современник, 2010.
6. Коровина В. Я. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2009.
7. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010.
8. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2010.
9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Проф. Н. И. Кравцова. – М.: Просвещение, 2009.
10. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов.-М.: Просвещение, 2010
11. Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. –М.: Дрофа, 2009.
12. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2011.
Для учащихся:
1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2011.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М.: Просвещение, 2010.
5. Обернихина Г. А., Соколов Л. Э., Вольнова И. А., Емельяненко Т. В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов.- М.: Просвещение, 2010.
6. Русский фольклор: Словарь – справочник / Сост. Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 2010
7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. – Саратов: Лицей, 2011.
8. Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2010.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: