NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2013 года рабочая программа



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 20 С. Лувеньга

Рассмотрена на заседании « Утверждаю»

педагогического совета Директор _____ Г.А. Зуева

МБОУ, СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ № ________

Протокол № ________ от «__» _______ 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Рабочая программа по литературе 7, 8, 9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Разработчик : Чуркина Г. М.

2013 год.

Пояснительная записка. Литература.

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу.Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

.

VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в VIII классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю), в связи с тем, что в Мурманской области предусмотрена дополнительная неделя каникул, поэтому учебный год составляет 34 учебных недель. Распределение часов дано в соответствии с учебниками под редакцией В.А. Коровиной.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа,строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою,писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание по литературе. 6 класс.

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Кол-во часов

1.Литература как искусство слова.

Художественная литература как одна из форм отражения богатства многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства.

1 ч.

2. Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Двенадцать подвигов Геракла:»Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Мифология древних греков, их представления об устройстве мира; понятие «герой» в древнегреческой мифологии, положительный герой. «Легенда об Арионе».Из древнего эпоса. Гомер. «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов.

4 ч.

3. Мифы древних славян.

«Народный миф о Солнце». Образность, поэтичность языка славянского мифа.

2 ч.

4.Русский фольклор.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

3 ч.

3.Дренерусская литература.

«Повесть временных лет» Образно – стилистические особенности жанра летописи. «Повесть…» как исторический и литературный памятник Древней Руси. Связь литературы с фольклором. «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе».

3 ч.

5. Литература 19 века. А.С.Пушкин.

Слово о поэте. Стихотворения: «И.И.Пущину», «Узник», «Зимнее утро» . Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Образ лирического героя. Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей» . Образы крестьян в повести. Повести А.С.Пушкина. «Станционный смотритель», «Метель». Своеобразие повестей, смысл названия повестей.

8 ч.

6.М.Ю.Лермонтов.

Слово о поэте. Стихотворения поэта: «Парус», «Тучи», «Листок»,»Утес», «»На севере диком…» Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

2 ч.

7. Н.В.Гоголь.

Слово о писателе. Повесть «Ночь перед рождеством». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

3 ч.

А.К.Толстой.

Слово о поэте. Баллада «Василий Шибанов». Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.

2 ч.

7. Н.А.Некрасов.

Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Образ народа – труженика и народа – страдальца. Народность некрасовской лирики.

2 ч.

8.Н. С .Лесков.

Слово о писателе. Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

3 ч.

9.А.П.Чехов.

Рассказы «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

3 ч.

10. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Стихотворения поэтов 19 – 20 веков: Фета, Тютчева, Никитина. «Есть в осени первоначальной», «Я пришел к тебе с приветом» и др. Обобщающий урок по литературе 19 века.

2 ч.

11. В.В.Маяковский.

Слово о поэте. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

2 ч.

12. А.П.Платонов.

Слово о писателе. Рассказы: Корова», «В прекрасном и яростном мире» . Своеобразие стилистики платоновской прозы. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров.

2 ч.

13 ч.М.Зощенко.

Слово о писателе. Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра.

1 ч.

14. М.М.Пришвин.

Слово о писателе. Сказка – быль «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

3 ч.

15. Ю.Н.Нагибин.

Слово о писателе. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный».

1 ч.

16 Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов..

Творчество К.Симонова, С.Орлова, Д. Самойлова о Великой Отечественной войне.

1 ч.

16.А.П.Астафьев.

Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Понятия: жанр рассказа, сюжет, «конфликт».

2 ч.

17. В.Г.Распутин.

Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

4 ч.

18. Фазиль Искандер.

Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль юмора в рассказе. Нравственная проблематика рассказа.

1 ч.

19. Родная природа в творчестве поэтов.

Творчество С. Есенина, А. Блока. Слово о поэтах. Тема родины и родной природы в творчестве поэтов. А.А.Ахматова, Н. Рубцов. Роль художественной детали в поэзии

3 ч.

20. А.Грин.

Слово о писателе. Повесть «Алые паруса». Романтические черты и душевная чистота главных героев повести.

Обобщающий урок по теме «Литература 20 века».

3 ч.

21. Марк Твен.

Слово о писателе. « Приключения Гекльберри Финна». Нравственная проблематика произведения.

2 ч.

22. Джек Лондон.

Слово о писателе. Рассказ «Любовь к жизни».Жизнеутверждающая направленность произведений писателя.

2 ч.

23. Ф. Шиллер.

Слово о писателе. Баллада «Перчатка» Идея чести и человеческого достоинства в балладе.

1 ч.

24. П.Мериме.

Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе» Сюжет, тема, своеобразие главного героя, идея произведения.

2 ч.

25. Подведение итогов




2 ч.




Итого:

70 ч.


Календарно-тематическое планирование.

Литература.(6 класс)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Литература как художественное отражение жизни.

1.

2

Мифы народов мира. Понятие о мифе. Мифы Древней Греции.

1.

3

Мифы Древней Греции. Двенадцать подвигов Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1.

4

Сказания о поэтах- певцах в греческой мифологии. «Легенда об Арионе».

1.

5

Из древнего эпоса. Гомер. «Одиссея». Одиссей на острове у циклопов.

1.

6

Мифы древних славян. «Народный миф о солнце»

1.

7

Обобщающий урок по теме «Мифы народов мира».

1.

8

Устное народное творчество.

1.

9

Обрядовый фольклор.

1.

10

Пословицы и поговорки. Загадки.

1.

11

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

1.

12

«Сказание о Кожемяке». Чтение и изучение.

1.

13

«Сказание о Белгородском киселе». Чтение и изучение.

1.

14

А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества. «Стихотворение «И.И.Пущину».

1.

15

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник».Вольнолюбивый характер стихотворения.

1.

16

Р/р А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека.

1.

17

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Сюжет и композиция романа.

1.

18

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Роман как один из эпических жанров литературы.

1.

19

А.С.Пушкин. «Повести Белкина» История создания. Тема «маленького человека».

1.

20

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель», «Метель». Нравственные аспекты повестей.

1.

21

Р/р. Сочинение «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина?»

1.

22

М.Ю.Лермонтов. «Парус», «Тучи». Основные мотивы лирики поэта.

1.

23

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М.Ю.Лермонтова: «Листок», «Утес», «На севере диком…»

1.

24

Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством». Сюжет, композиция произведения.

1.

25

Н.В.Гоголь. «Ночь перед рождеством». Анализ повести.

1.

26

Фольклорные элементы в повести Н.В.Гоголя.

1.

27

А.К.Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Жанр, сюжет.

1.

28

Нравственная проблематика баллады А.К.Толстого.

1.

29

Н.А.Некрасов- поэт и гражданин. Стихотворение «Железная дорога».

1.

30

Н.А.Некрасов. Работа над стихотворением «Железная дорога».

1.

31

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Анализ сказа.

1.

32

Портрет Левши в сказе. Характеристика Левши.

1.

33

Р/р. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан»

1.

34

А.П.Чехов. Анализ рассказа «Толстый и тонкий».

1.

35

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». Приемы изображения комического в рассказе.

1.

36

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Композиционные особенности рассказа.

1.

37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

1.

38

Обобщающий урок по разделу «Литература 19 века».

1.

39

В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Новаторство Маяковского.

1.

40

Гуманистический смысл стихотворения В.В.Маяковского.

1.

41

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества. Рассказ «Корова».

1.

42

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

1.

43

Автор и герой в рассказах М.Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча».

1.

44

М.М.Пришвин. Сказка- быль «Кладовая солнца». Жанр сказки.

1.

45

Анализ содержания сказки- были «Кладовая солнца».

1.

46

Смысл сказки – были «Кладовая солнца».

1.

47

Ю.М.Нагибин. Рассказ «Мой первый друг, мой друг бесценный». Анализ рассказа.

1.

48

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1.

49

А.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Жанр, сюжет, анализ рассказа.

1.

50

Нравственные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

1.

51

В.Г.Распутин «Уроки французского». Портрет литературного героя.

1.

52

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

1.

53

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника ( по произведениям В.П.Астафьева, В.Г.Распутина).

1

54

Р/р. Нравственный выбор моего ровесника ( по произведениям В.П.Астафьева, В.Г.Распутина).

1.

55

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные проблемы рассказа. Роль юмора в рассказе.

1.

56

Тема родины и родной природы в творчестве С.Есенина и А.Блока.

1.

57

А.А. Ахматова и Н. Рубцов. Постижение красоты.

1.

58

р/р. Мой любимый уголок природы.

1.

59

А.Грин. Повесть «Алые паруса».Душевная чистота героев повести.

1.

60

Нравственная проблематика произведения «Алые паруса».

1.

61

Обобщающий урок по теме «Литература 20 века».

1.

62

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Портрет героя.

1.

63

Нравственная проблематика повести Марка Твена.

1.

64

Джек Лондон. «Любовь к жизни». Анализ поступков героев.

1.

65

Джек Лондон. «Любовь к жизни».Оптимистический характер рассказа Джека Лондона.

1.

66

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Идея чести и человеческого достоинства в балладе.

1.

67

П.Мериме. Новелла «МаттеоФальконе».Сюжет, тема произведения.

1.

68

Своеобразие главного героя в новелле П.Мериме.

1.

69

Итоговый урок. Тестирование по изученным произведениям.

1.

70

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.

1.







1.

Основное содержание по литературе. 7 класс.

Наименование раздела.

Перечень дидактических единиц.

Кол – во часов.

1.Литература как искусство слова.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

1 ч.

2. Русский фольклор.

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико – мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

2 ч.

3. Героический эпос в мировой культуре.

Карело – финский мифологический эпос «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

1 ч.

4. Гомер.

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у циклопа». «Одиссея» как «поэма странствий». Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.

2 ч.

5. Древнерусская литература.

«Поучение» Владимира Мономаха. Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

1 ч.

6. Литература европейского Возрождения. М. Сервантес.

Слово о писателе. Роман «Дон Кихот». Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

2 ч.

7. Литература 19 века. В. А. Жуковский.

Жизнь и творчество В. Жуковского. Баллада «Светлана» Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В. Жуковского. Образная система баллады, ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.

2 ч.

8. А.С.Пушкин.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***», «Роняет лес багряный свой убор». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…» Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» . Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

8 ч.

9. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе.

Э.А. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

1 ч.

19. М.Ю.Лермонтов.

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…№. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

4 ч.

20. Н.В. Гоголь.

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико – патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

6 ч.

21. А.Н.Островский.

Жизнь и творчество. Пьеса «Снегурочка». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка» Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и ……снегурочка. Гуманизм театра Островского.

3 ч.

22. И.С.Тургенев.

Слово о писателе. Рассказы: «Бирюк», «Бежин луг». Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.

4 ч.

23. Ф.И.Тютчев.

Слово о поэте. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека.

2 ч.

24. А.К.Толстой.

Слово о писателе. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.

3 ч.

25. Н.А.Некрасов.

Слово о поэте. Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

2 ч.

26. М.Е.Салтыков- Щедрин.

Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики «Сказок для детей изрядного возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

3 ч.

27. Л.Н.Толстой.

Слово о писателе. Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

2 ч.

28. В.М.Гаршин.

Слово о писателе. Рассказ «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

1 ч.

29. А.П.Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

2 ч.

30. Литература 20 века. И.А.Бунин.

Слово о писателе. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Художественное мастерство Бунина – прозаика.

1 ч.

31. М.Горький.

Слово о писателе. Повесть «Детство». Традиции Л.Н.Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

2 ч.

32. В.В.Маяковский.

Слово о поэте. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.

3 ч.

33. Литература народов России. М. Карим.

Стихотворения из сборника «Европа- Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос произведений поэта.

1 ч.

34. А.Т.Твардовский.

Слово о поэте Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы. Главный герой поэмы. Чтение и изучение отдельных глав поэмы.

2 ч.

35. Н.А.Заболоцкий.

Слово о поэте. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться». Чтение и изучение стихотворений.

2 ч.

36. Б.Ш.Окуджава.

Слово о поэте. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

1 ч.

37. У.Шекспир.

Слово о драматурге. Трагедия «Ромео и Джульетта».Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных.

2 ч.













Итого :

68 ч.


Календарно-тематическое планирование.

Литература. (7 класс)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Литература как искусство слова.

1

2

Былины как героические песни эпического характера. Сюжет, герои былин.

1

3

Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Анализ былины.

1

4

Героический эпос в мировой культуре. Карело – финский мифологический эпос «Калевала (фрагмент).Своеобразие карело – финского мифологического эпоса.

1

5

Гомер. Фрагмент «Одиссей у циклопа». Своеобразие гомеровского эпоса.

1

6

Гомер. Фрагмент «Одиссей у циклопа». Чтение и анализ фрагмента.

1

7

Древнерусская литература. Основы христианской морали в поучении Владимира Мономаха.

1

8

М.Сервантес. Роман «Дон Кихот». Сюжет, мастерство писателя.

1

9

Проблематика романа М.Сервантеса.

1

10

Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Баллада «Светлана».

1

11

Нравственное содержание баллады «Светлана».

1

12

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».Анализ произведения.

1

13

Природа в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Туча».

1

14

Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Я помню чудное мгновенье…», «Роняет лес багряный свой убор…»

1

15

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

1

16

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ повествователя.

1

17

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

1

18

Р/р. Сочинение на тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом.

1

19

Р/р. Сочинение на тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом.

1

20

Э – А. По. Новелла «Падение дома Ашеров». Жанр фантастической литературы.

1

21

М.Ю.Лермонтов.Стихотворения: «Туча», «Листок».Анализ стихотворений.

1

22

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова…» .Историческая основа песни, сюжет.

1

23

Нравственные проблемы песни М.Ю.Лермонтова.

1

24

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и царем.

1

25

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героико – патриотический пафос повести.

1

26

Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев.

1

27

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына.

1

28

Художественное своеобразие повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

29

Р/р.Сочинение по повести Н.В.Гоголя.

1

30

Р/р.Сочинение по повести Н.В.Гоголя.

1

31

А.Н.Островский. Сказка «Снегурочка».Сюжет сказки.

1

32

Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка».

1

33

Берендей и Снегурочка.

1

34

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». Чтение и анализ рассказа.

1

35

И.С.Тургенев. «Бежин луг». Герои рассказа.

1

36

Нравственная проблематика рассказов И.С.Тургенева.

1

37

Р/р Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг».




38

Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…». Мотивы творчества поэта.

1

39

Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.

1

40

А.К.Толстой. Роман «Князь Серебряный». Историческая тематика в творчестве А.К.Толстого.

1

41

Нравственная проблематика романа «Князь Серебряный»

1

42

Р/р. А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный».Анализ эпизода




43

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка».Анализ стихотворения.

1

44

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворении Н. Некрасова.

1

45

М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сюжет и герои сказки.

1

46

Обобщающий смысл сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

47

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь в сказках «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

1

48

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.

1

49

Л.Н.Толстой. Повесть «Детство». Герои повести.

1

50

В.М.Гаршин. Рассказ «Красный цветок». Тема страстного сопротивления злу.

1

51

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Своеобразие рассказа.

1

52

Сатирический пафос рассказа «Хамелеон».

1

53

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения.

1

54

М.Горький. «Детство».Изображение внутреннего мира подростка..

1

55

М.Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

56

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения.

1

57

В.В.Маяковский. Стихотворение «О дряни». Анализ стихотворения. Особенности языка Маяковского.

1

58

Р/р. Анализ стихотворения В.Маяковского.




59

Литература народов России. М.Карим. Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Анализ стихотворений.

1

60

М.Карим. Поэма «Бессмертие».Воспевание дружбы между народами.

1

61

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Поэма «Василий Теркин».История создания поэмы.

1

62

А.Т.Твардовский. Главы поэмы: «Переправа». Анализ главы.

1

63

А.Т. Твардовский. Анализ глав: «Два бойца», «Поединок»

1

64

Н.А.Заболоцкий. Анализ стихотворений: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться».

1

65

Р/р. Выразительное чтение стихотворений.

1

66

Б .Ш. Окуджава. Авторская песня как жанр и как явление культуры. Стихотворение «Арбатский романс» и другие стихотворения.

1

67

У.Шекспир.Трагедия «Ромео и Джульетта».Основной конфликт в трагедии.

1

68

У.Шекспир.»Ромео и Джульетта».Судьба влюбленных. Вечные темы в трагедии. Подведение итогов.

1




Итого:

68 часов



















страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: