Протокол № от Н. М. Солошенко 20 г. Положение о деятельности классного руководителя
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор школы_________
Протокол № ____ от _________ Н.М. Солошенко
«____» _________ 20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В МОУ «ЩУЧЕНСКАЯ СОШ»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Настоящее положение определяет организационно- методическую основу классного руководства в образовательном учреждении.
Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора школы из числа основных сотрудников ОУ, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замены.
Классный руководитель – центральная фигура в организации школьного воспитания.
Классный руководитель стремится строить в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создает условия для индивидуального, позитивного проявления обучающихся и оказывает помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.
Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора ОУ, курирующий организацию воспитательного процесса.
Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом РФ «Об образовании, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом ОУ, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемым директором ОУ.
Оплата за классное руководство осуществляется в установленном для общеобразовательных учреждений порядке.
ЦЕННОСТИ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Основная воспитательная ценность школы: МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА, СПОСОБНАЯ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ, ДОСТОЙНУЮ ЧЕЛОВЕКА.
Главные цели воспитания в школе:
- развитие личности и формирование у нее социально-ценностных привычек;
- раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в
максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного
процесса.
2.3. Задачи деятельности классных руководителей в школе:
- создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД
и традиционных творческих дел;
- развитие системы работы ученического самоуправления;
- развитие и упрочение детской организации, как основы для межвозрастного
общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого
обучающегося;
- работа по созданию реализации воспитательной системы, включающей в себя
содружество детей и взрослых;
- создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого
ребенка;
- организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности,
вовлекающей обучающихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
- коррекция индивидуального развития обучающихся класса, способствующая
свободному и полному проявлению и развитию их способностей.
3. ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитическая, которая определяет следующее содержание работы:
- изучение индивидуальных способностей обучающихся;
- изучение и анализ формирования классного коллектива;
- изучение и анализ семейного воспитания каждого ребенка;
- анализ и оценка воспитанности обучающихся;
3.2. Организационно-координирующая, определяющая следующее содержание
работы:
- организация и стимулирование разнообразной общественно-полезной деятельности детей;
- организация взаимодействия с семьями обучающихся;
- работы с «малым» педколлективом;
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий воспитательной работы.
3.3. Коммуникативная, определяющая следующее содержание работы:
- регулирование межличностных отношений между детьми;
- построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
- помощь обучающимся в установлении отношений с окружающими.
4. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
4.1. Непосредственное педагогическое взаимодействие с детьми классного руководителя:
4.1.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для
развития каждого ребенка:
- изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное
самочувствие;
- изучает склонности, интересы, сферу дарований детей;
- способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата
для каждого отдельного воспитанника в классе;
- организует жизнедеятельность классного коллектива в соответствии с возрастными
особенностями детей, с учетом социальной обстановки в стране, ориентируясь на приоритет
таких форм работы с современными школьниками, как дискуссии, игры, состязания,
тренинги и т.д.
- развивает ученическое самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности,
готовности и умению принимать жизненные решения;
- помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами,
товарищами, родителями;
- помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять
удовлетворяющий его статус среди сверстников;
- направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка, организует психологическое
просвещение обучающихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
4.1.2. Осуществляет помощь воспитателям в учебной деятельности.
4.1.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам
своего класса, при необходимости посещает уроки учителей –предметников.
4.1.4. Содействует получению дополнительного образования обучающихся через систему
кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
4.1.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, осознанному выбору им
профессии.
4.1.6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и
безопасность в школе, на хозяйственных работах в учебное время.
4.1.7. Дает консультацию родителям, проводит родительские собрания привлекает родителей к
помощи школе.
4.1.8. Организует дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы,
питание обучающихся.
4.1.9. Заполняет классный журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает
администрации и родителям о чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и
жизнью детей, проводит беседы и инструктаж с обучающимися.
4.1.10. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических
совещаниях.
4.2. Организационная непедагогическая работа с детьми:
4.2.1. Организует дежурство детей по классу и по школе.
4.2.2. Организует питание обучающихся (сбор денег, продуктов, ведет учет посещаемости).
4.2.3. Организует коллективную уборку школы, прилегающих и закрепленных за школой
территорий.
4.2.4. Организует помощь детей школе.
4.3. Работа с документацией.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
- ведет классный журнал, электронный журнал и электронный дневник;
- заполняет личные дела обучающихся;
- проверяет дневники обучающихся;
- составляет и реализует план воспитательной работы с классом;
- заполняет индивидуальные карты изучения личности обучающихся, семьи обучающихся,
проводит диагностику воспитанности обучающихся;
- ведет протоколы родительских собраний;
- представляет необходимую информацию администрации школы по итоговым оценкам за
четверть (полугодие), по посещаемости, по профессиональной ориентации и занятости
обучающихся во внеурочное и каникулярное время;
- проводит занятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, по изучению
правил дорожного движения и правил противопожарной безопасности с записью в классном
журнале;
- имеет план проведения и разработку тематических классных часов и внеклассных
мероприятий.
4.4. Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, учителями,
родителями обучающихся и другими взрослыми, имеющими отношение к воспитанию
школьников:
- отчитывается о результатах работы перед педсоветом, директором и заместителями директора
школы (информация, выступления, отчет);
- участвует в заседаниях методического объединения классных руководителей (обменивается
опытом, вносит предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса);
- информирует родителей о результатах работы с классом, проводит родительские собрания,
лектории, консультации с родителями, планирует и проводит заседания родительского
комитета;
- посещает семьи обучающихся (знакомство с членами семьи, бытом обучающихся);
- посещает уроки учителей – предметников (индивидуальная помощь по преодолению
неуспеваемости, решение конфликтных ситуаций);
- посещает, принимает участие, присутствует с классом на общешкольных мероприятиях.
5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ НА СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
5.1. Непосредственная педагогическая работа с детьми и родителями. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели – 9 часов (50% от ставки учителя).
Распределение временных затрат классного руководителя в неделю (приблизительно):
- классные часы и мероприятия – 1,5 часа
- работа с активом и другими группами детей – 0,5 часа;
- индивидуальная работа с детьми - 1 час;
- работа с родителями – 1 час;
- другая работа с детьми (подготовка и участие в школьных мероприятиях, текущие повседневные дела, работа с экстремальными ситуациями) – 2 часа.
5.2. Другие виды работы классного руководителя, не являющиеся непосредственной работой с детьми и родителями:
- работа с учителями;
- работа с документами и материалами диагностик,
- организационная непедагогическая работа;
- другая работа (школьные семинары, совещания, внешкольные совещания, связанные с деятельностью классных руководителей, методическая работа, разработка классных мероприятий и т.д.)
5.3. Час классного руководителя (час общения) – один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в классном журнале.
5.4. В каникулярное и летнее время режим работы устанавливается согласно дополнительному плану.
6. ФОРМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПРИНЯТЫЕ В МОУ «ЩУЧЕНСКАЯ СОШ».
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
- классный журнал (заполняет журнал черным цветом);
- план воспитательной работы (утвержденная форма на заседании методического объединения классных руководителей);
- личные дела обучающихся;
- дневники обучающихся (правильность заполнения детьми, аккуратность, контроль за выставлением текущих и четвертных оценок, роспись родителей и т.д.);
- отчетность по итогам четверти (оценки, посещаемость);
- диагностика воспитанности обучающихся;
- карты изучения трудных и «проблемных» обучающихся;
- дневник наблюдений и индивидуальной работы с трудными и неблагополучными семьями;
- протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета;
- имеет план проведения и разработки тематических классных часов (14 за год по направлениям Концепции воспитательной работы ОУ Воронежской области, 2 по профилактике правонарушений и 2 по формированию ЗОЖ).
7. ВИДЫ СВЕРХНОРМАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ФОРМЫ ИХ УЧЕТА И ОПЛАТЫ.
Сверхнормативной деятельности классного руководителя относятся виды деятельности, требующие больших усилий и временных затрат: походы, творческие клубы, лагерные сборы, поездки на олимпиады и т.д.
Контроль за выполнением вышеизложенной деятельности осуществляется заместителем директора школы по воспитательной работе. Оплата производится из школьного фонда стимулирования заработной платы.
8. ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
8.1. Классный руководитель обязан:
- организовывать воспитывающую деятельность в классе;
- вовлекать обучающихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива;
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, информировать об этом администрацию школы и осуществлять продуманную работу по устранению отклонений;
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
- вести документацию, отражающую планирование, ход и результативность воспитательной работы;
- проводить 1 раз в неделю классный час, согласно расписания и 1 раз в неделю – информирование (по вторникам после 1 урока);
- проводить классное родительское собрание (не реже 1 раза в четверть) и заседания классного родительского комитета (по плану классного руководителя);
- посещать семьи обучающихся (2 раза в год);
- вести индивидуальную работу с обучающимися, требующими особого внимания, склонным к правонарушениям, отражать работу в дневнике классного руководителя;
- вести индивидуальную работу с семьями обучающихся, требующими особого внимания, отражая ее в дневнике классного руководителя.
8.2. Классный руководитель имеет право:
- получать информацию о физическом и психологическом здоровье детей, их успеваемости и поведении;
- вести опытно – экспериментальную работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, применять их разрабатывать новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь при этом принципом «не навреди»;
- координировать работу учителей – предметников;
- контролировать успеваемость и посещаемость занятий обучающихся своего класса;
- вносить на рассмотрение администрации или Совета школы согласованные с коллективом класса предложения;
- приглашать родителей (или лиц их заменяющих) в школу;
- по согласованию с администрацией обращаться за помощью в социальные службы и другие организации, имеющие отношение к детям и их родителям;
- определять свой режим работы с детьми;
- выбирать форму повышения педагогического мастерства как воспитателя через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
- в случае несогласия с оценкой администрацией состояния воспитательной работы в классном коллективе аппелировать к Совету школы (Попечительскому совету);
- защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности – в государственных органах власти и суде;
- отказываться от поручений, лежащих за границей содержания его деятельности.
8.3. Классный руководитель должен уметь:
- обращаться с детьми;
- формулировать свои воспитательные цели;
- планировать работу;
- организовывать работу с детьми в различных формах;
- организовывать и проводить родительские собрания и заседания родительского комитета;
- пользоваться диагностическими тестами, анкетами, опросниками корректно использовать их в воспитательной работе;
- решить конфликтные ситуации, не унижая чести и достоинства ребенка, педагогически обоснованными методами.
8.4. Классный руководитель должен знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- Конституцию РФ;
- основы педагогической науки;
- детскую, возрастную, социальную психологию;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- основы трудового законодательства.
8.5. Классный руководитель не имеет права:
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действиями или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки, насмехаясь в присутствии других обучающихся и т.д.;
- использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником;
- злоупотреблять доверяем ребенка, использовать семью для наказания ребенка;
- обсуждать за глаза своих коллег, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива;
- брать, уничтожать личные вещи ребенка, школьные принадлежности и т.д.;
- критиковать ребенка в присутствии коллектива обучающихся, родителей, учителей.
9. ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
9.1.Оценка работы классного руководителя.
Деятельность классного руководителя оценивается по 2 основаниям:
- добросовестность выполнения видов работы, заданной нормативной частью деятельности;
- качество сверхнормативной деятельности классного руководителя (критерии качества вырабатывается на заседании методического объединения классных руководителей).
9.2. Формы анализа деятельности классного руководителя:
- анализ выполнения планов работы классного руководителя (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения методического объединения классных руководителей);
- анализ ведения установленной положением документации;
- анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
- совместный анализ деятельности классным руководителем и администрацией школы;
- анкетирование обучающихся и родителей с целью анализа особенностей воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.
9.3. Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:
- наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей и обучающихся;
- неоднократное невыполнение должностных обязанностей классным руководителем;
- неоднократное нарушение трудовой дисциплины.
9.4. Для реализации педагогических задач администрацией создаются определенные условия деятельности классного руководителя:
- материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
- методическая помощь в формах заседаний МО, семинаров классных руководителей, индивидуальных консультаций;
- организационная помощь в случае недостатка опыта в должности классного руководителя, неумения (неспособности) урегулировать конфликт с обучающимися или родителями, решения вопросов, требующих административного вмешательства;
- стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в формах отгулов, благодарности, грамоты, доплаты из стимулирующего фонда.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.
10.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора иди заместителей, должностных обязанностей, установленных настоящим положением, классный руководитель несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
10.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психологическим насилием над личностью воспитанника, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании».
10.3. Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
11. ПОРЯДОК ПРЕДПИСАНИЯ «ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ».
11.1. Положение разработано комиссией в составе: директора школы, заместителя директора школы по воспитательной работе, руководителя методического объединения классных руководителей.
11.2. Положение утверждено на педагогическом совете школы открытым голосованием и вступает в силу после его подписания директором школы и классными руководителями с указанием срока его действия.
11.3. Изменения в «Положение о деятельности классного руководителя», а также его переутверждение производится по инициативе администрации школы, МО классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: