Протокол № от Председатель педагогического совета Исаева Е. А. Содержание
Приложение № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. Петровский
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
на 2011-2015 гг.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №_______от__________
Председатель педагогического
совета______________Исаева Е.А.
Содержание:
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Пояснительная записка.
3. Цель и задачи.
4. Принципы программы.
5. Направления реализации программы.
5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
6. Условия реализации программы.
6.1. Кадровое обеспечение.
6.2. Научно-методическое обеспечение.
6.3. Материально-техническое обеспечение.
7. Предполагаемые результаты.
8. Условия для самореализации учащихся.
9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 -2 классы на 2012-2013 учебный год.
9.1. Содержание воспитательной деятельности.
9.2. Виды внеучебной деятельности.
9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.
10. Тематическое планирование.
10.1. Пояснительная записка.
10.2. Цель внеурочного планирования.
10.3. Задачи внеурочного планирования.
11. Содержание деятельности.
12. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
14. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
Должностная инструкция классного руководителя;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
2. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
3. Цель и задачи
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с библиотеками, семьями учащихся;
формировать навыки позитивного общения;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
4. Принципы программы:
включение обучающихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
5. Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.
5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
• работа спортивного кружков «Аэробика» , « Подвижные игры»;
• организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
• проведение бесед по охране здоровья;
• применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;
2. Общекультурное
• работа кружка «Очень умелые руки» и др.;
• организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
• проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
• участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
3. Общеинтеллектуальное
• работа кружков « Этика»;
• библиотечные уроки;
• конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.
4. Духовно-нравственное
работа кружка «Моя родословная»;
• встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
• выставки рисунков;
• тематические классные часы;
• оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;
• конкурсы рисунков;
5. Социальное
• проведение субботников;
• разведение комнатных растений;
• Акция «Помоги природе»;
6. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности;
кадровое обеспечение программы;
методическое обеспечение программы;
педагогические условия;
материально-техническое обеспечение.
6.1. Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
педагоги школы, реализующие программу;
библиотекарь.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
Задачи | Мероприятия |
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности | Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении. |
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов | Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков. |
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий | Организация и проведение общешкольных мероприятий. Годовое планирование воспитательной работы с учётом возможностей педагогов. |
6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий | Систематизация авторских разработок педагогов. |
Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся. | Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени. Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся. Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики. |
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов. | Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога. |
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся. | Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление. Систематизация методической литературы. Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы. |
6.3. Материально-техническое обеспечение:
выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий;
материалы для оформления и творчества детей;
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
компьютеры;
телевизор;
проектор;
экран и др.
7. Предполагаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
8. Условия для самореализации обучающихся
№ п/п | Виды деятельности | Название секции, кружка и т.д. |
1 | Общекультурная | Кружок ««Очень умелые руки»» |
2 | Спортивно-оздоровительная | Кружок «Аэробика» Кружок «Подвижные игры» Дни здоровья Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни |
3 | Духовно-нравственная | Кружок «Моя родословная»; Праздники, конкурсы, викторины. |
4 | Социальная | Проведение субботников; разведение комнатных растений; Акция «Помоги природе»; |
5 | Общеинтеллектуальная | Кружок « Этика»; олимпиады, предметные недели, курс «Умники и умницы», конкурсы |
9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС,
1 – 2 классы на 2012-2013 учебный год
Направление деятельности | Кол-во часов в неделю | Класс | Вид деятельности | Ф.И.О.учителя |
Спортивно-оздоровительное | 2 1 | 2 1 | Кружок «Аэробика». Кружок «Подвижные игры» | Кретинина Е.Н. Петараева Т.А. |
Общекультурное | 2 | 1 | Кружок ««Очень умелые руки»» | Хавлина Т.В. |
Общеинтеллектуальное | 1 1 | 2 2 | Кружок « Этика» Кружок « Этика» | Попова Ю.В. Артюхова Т.О. |
Духовно-нравственное | 2 | 1 | Кружок «Моя родословная»; | Несмеянова Н.Ю. |
Итого | 9часов | | | |
9.1. Содержание воспитательной деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
социальной активности;
представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
приобщение к системе культурных ценностей;
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
навыков здорового образа жизни.
9.2. Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
9.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
упражнение;
поручения детям подготовить сообщения;
методы игры в различных вариантах;
составление плана и т.д.
Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.
Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
10. Тематическое планирование внеурочной деятельности.
10.1. Пояснительная записка.
Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».
10.2. Цель внеурочного планирования:
развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.
10.3. Задачи внеурочного планирования:
формировать умения ориентироваться в новой социальной среде;
формировать умения общаться и сотрудничать;
воспитание духовно–нравственных качеств личности.
11. Содержание деятельности.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы
| Классные часы- практикумы | Школьные дела | Мероприятия |
сентябрь | 1.Здравствуй, школа! 2.Интересы и досуг обучающихся. 3.Часы здоровья. | 1.День знаний. | 1.Неделя здоровья. 2.Игра «Разведка интересных дел» |
октябрь | 1. День пожилого человека. 2 Полезные и вредные привычки. | 1.Фотоконкурс. 2.Соревнования «Школа безопасности» | 1.Праздник «День учителя». 2.Осенний праздник «Что нам осень принесет» |
ноябрь | 1.»Спешите делать добро». 2.День Матери. | 1.Предметные олимпиады. | 1.Конкурс «Что? Где? Когда?» |
декабрь | 1.Урок России. 2.Урок нравственности. | 1. Подготовка к новогоднему празднику | 1.Новогодний праздник «Чудеса под ёлкой» |
январь | 1.Азбука пешехода. 2.Часы здоровья. | 1. Конкурс «Город мастеров» | 1.Игра-путешествие «Устное народное творчество». |
февраль | 1.Уроки мужества. 2. Книга – лучший друг | 1. Подборка материала «Мои папа и дедушка». | 1.Игра «Что? Где? Когда?». |
март | 1.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения | 1.Праздник прощания с букварём | 1.Конкурс «А ну-ка, девочки» |
апрель | 1.День космонавтики | 1. Конкурс рисунков | Занимательная неделя: 1.День смеха. 2. День Земли |
май | 1. Твоя семья в годы Великой Отечественной войны 2. Профилактика дорожно-транспортного травматизма | 1. Конкурс боевых листков-поздравлений | 1.День Победы. 2. «Праздник русской берёзки» 3. Последний звонок |
12. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:
Оснащение видеопроекционной аппаратурой всех классов;
Оснащение спортивного зала инвентарем;
Оборудование рабочего места педагога.
13. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;
5. вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6. результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
14. Ожидаемые результаты реализации программы.
готовность к производительному труду;
готовность к дальнейшему образованию;
сформированность мировоззрения;
сформированность общей культуры;
сформированность потребностей и умений творческой деятельности;
сохранение здоровья.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: