NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от Председатель педагогического совета Исаева Е. А. Содержание



Приложение № 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. Петровский

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  

на 2011-2015 гг.




Принята на заседании
педагогического совета

Протокол №_______от__________

Председатель педагогического

совета______________Исаева Е.А.
Содержание:

1.      Нормативно-правовая и документальная основа.

2.      Пояснительная записка.

3.      Цель и задачи.

4.      Принципы программы.

5.      Направления реализации программы.

5.1. Формы внеурочной деятельности по направлениям.

6. Условия реализации программы.

6.1. Кадровое обеспечение.

6.2. Научно-методическое обеспечение.

6.3. Материально-техническое обеспечение.

7.      Предполагаемые результаты.

8.      Условия для самореализации учащихся.

9.       Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 -2 классы на 2012-2013 учебный год.

9.1. Содержание воспитательной деятельности.

9.2. Виды внеучебной деятельности.

9.3. Методы и средства внеурочной деятельности.


10.  Тематическое планирование.

10.1. Пояснительная записка.

10.2. Цель внеурочного планирования.

10.3. Задачи внеурочного планирования.

11.  Содержание деятельности.

12.  Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.

13.  Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

14.  Ожидаемые результаты реализации программы.
1.     Нормативно-правовая и документальная основа:

         Закон Российской Федерации « Об образовании»;

         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

         Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

         Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

         Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;

         Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);

         Должностная инструкция классного руководителя;

         Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

2.     Пояснительная записка


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

3.     Цель и задачи

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи внеурочной деятельности:
         организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с библиотеками, семьями учащихся;
         формировать навыки позитивного общения;
         развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
      воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
         развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

4.     Принципы программы:

  • включение обучающихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

5.     Направления реализации программы


1.      Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2.     Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.     Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

4.     Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.

5.     Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.

6.     Совершенствование уровня кадрового обеспечения.

7.     Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
Программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности.

5.1. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

•     работа спортивного кружков «Аэробика» , « Подвижные игры»;

•     организация экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

•     проведение бесед по охране здоровья;

•     применение на уроках игровых моментов, физ. минуток;

2. Общекультурное

•     работа кружка «Очень умелые руки» и др.;

•     организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.

 3. Общеинтеллектуальное

•     работа кружков « Этика»;

•     библиотечные уроки;

•     конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры.

4. Духовно-нравственное

  • работа кружка «Моя родословная»;

•     встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     тематические классные часы;

•     оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

•     конкурсы рисунков;

5. Социальное

•     проведение субботников;

•     разведение комнатных растений;

•     Акция «Помоги природе»;

6.     Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности;

  • кадровое обеспечение программы;

  • методическое обеспечение программы;

  • педагогические условия;

  • материально-техническое обеспечение.

6.1. Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь.

Совершенствование уровня кадрового обеспечения:


Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных  мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учётом возможностей педагогов.

6.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

 

Создать банк методических разработок дел школы,    мероприятий, событий

Систематизация авторских разработок педагогов.


Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся.

Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

Курсы повышения квалификации по вопросам  воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.

6.3. Материально-техническое обеспечение:

         выбор оптимальных условий для проведения различных мероприятий;

         материалы для оформления и творчества детей;

         наличие канцелярских принадлежностей;

         аудиоматериалы и видеотехника;

         компьютеры;

         телевизор;

         проектор;

         экран и др.
7.     Предполагаемые результаты:

         внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

         улучшение психологической и социальной комфортности в  едином воспитательном пространстве;

         укрепление здоровья воспитанников;

         развитие творческой активности каждого ребёнка;

         укрепление связи между семьёй и школой.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

      усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

      гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

      развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

      освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

         непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

          развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

8. Условия для самореализации обучающихся

№ п/п

Виды деятельности

Название секции, кружка и т.д.

1

Общекультурная

Кружок ««Очень умелые руки»»

2

Спортивно-оздоровительная

Кружок «Аэробика»

Кружок «Подвижные игры»

Дни здоровья

Беседы и мероприятия о здоровом образе жизни

3

Духовно-нравственная

Кружок «Моя родословная»;

Праздники, конкурсы, викторины.

4

Социальная

Проведение субботников;

разведение комнатных растений;

Акция «Помоги природе»;


5

Общеинтеллектуальная

Кружок « Этика»; олимпиады, предметные недели, курс «Умники и умницы», конкурсы

9. Внеурочная деятельность согласно ФГОС,

1 – 2 классы на 2012-2013 учебный год


Направление

деятельности

Кол-во часов в неделю

Класс

Вид деятельности

Ф.И.О.учителя

Спортивно-оздоровительное

2

1

2

1

Кружок «Аэробика».

Кружок «Подвижные игры»

Кретинина Е.Н.

Петараева Т.А.

Общекультурное

2

1

Кружок ««Очень умелые руки»»

Хавлина Т.В.

Общеинтеллектуальное

1

1

2

2

Кружок « Этика»

Кружок « Этика»

Попова Ю.В.

Артюхова Т.О.

Духовно-нравственное

2

1

Кружок «Моя родословная»;


Несмеянова Н.Ю.


Итого

9часов

 




 

9.1. Содержание воспитательной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на формирование у детей:

         гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

         социальной активности;

         представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

         приобщение к системе культурных ценностей;

         трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

         экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

         эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

         организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

         навыков здорового образа жизни.

9.2. Виды внеучебной деятельности:

         игровая деятельность;

         познавательная деятельность;

         проблемно-ценностное общение;

         досугово-развлекательная деятельность;

         художественное творчество;

         социальное творчество;

         трудовая деятельность;

         спортивно-оздоровительная деятельность;

9.3. Методы и средства внеурочной деятельности – это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:

         беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

         упражнение;

         поручения детям подготовить сообщения;

         методы игры в различных вариантах;

         составление плана и т.д.

Эти методы всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе.

Формы оценки. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

10.      Тематическое планирование внеурочной деятельности.

10.1. Пояснительная записка.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля – планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию). Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья- школа».

10.2. Цель внеурочного планирования:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей на основе самореализации личного образовательно-воспитательного потенциала.

10.3. Задачи внеурочного планирования:

  • формировать умения ориентироваться в новой социальной среде;

  • формировать умения общаться и сотрудничать;

  • воспитание духовно–нравственных качеств личности.

11.      Содержание деятельности.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для начальной школы

 

 

Классные часы- практикумы

 

Школьные дела

 

Мероприятия

сентябрь

1.Здравствуй, школа!

2.Интересы и досуг обучающихся.

3.Часы здоровья.

1.День знаний.


1.Неделя здоровья.

2.Игра «Разведка интересных дел»

октябрь

1. День пожилого человека.

2 Полезные и вредные привычки.


1.Фотоконкурс.

2.Соревнования «Школа безопасности»

1.Праздник «День учителя».

2.Осенний праздник «Что нам осень принесет»

ноябрь

1.»Спешите делать добро».

2.День Матери.

1.Предметные олимпиады.


1.Конкурс «Что? Где? Когда?»


декабрь

1.Урок России.

2.Урок нравственности.


1. Подготовка к новогоднему празднику


1.Новогодний праздник «Чудеса под ёлкой»


январь

1.Азбука пешехода.

2.Часы здоровья.

1. Конкурс «Город мастеров»

1.Игра-путешествие «Устное народное творчество».

февраль

1.Уроки мужества.

2. Книга – лучший друг

1. Подборка материала «Мои папа и дедушка».

1.Игра «Что? Где? Когда?».

март

1.Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения

1.Праздник прощания с букварём

1.Конкурс «А ну-ка, девочки»

апрель

1.День космонавтики



1. Конкурс рисунков

Занимательная неделя:

1.День смеха.

2. День Земли


май

1. Твоя семья в годы Великой Отечественной войны

2. Профилактика дорожно-транспортного травматизма

1. Конкурс боевых листков-поздравлений

1.День Победы.

2. «Праздник русской берёзки»

3. Последний звонок

 

12.      Создание материально-технической базы организации досуга учащихся:

  • Оснащение видеопроекционной аппаратурой всех классов;

          Оснащение спортивного зала инвентарем;

  • Оборудование рабочего места педагога.

13.      Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

         рост социальной активности обучающихся;

         рост мотивации к активной познавательной деятельности;

         уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

         качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

         удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

1.      оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2.      сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.      анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.      анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;

5.      вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

6.      результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

14.      Ожидаемые результаты реализации программы.

  • готовность к производительному труду;

  • готовность к дальнейшему образованию;

  • сформированность мировоззрения;

  • сформированность общей культуры;

  • сформированность потребностей и умений творческой деятельности;

  • сохранение здоровья.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: