NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Председатель Педагогического совета Е. Л. Пенина




РАССМОТРЕНО

на Педагогическом совете «___» сентября 2012 г.

Протокол № ___ Председатель Педагогического совета

___________Е.Л.Пенина

СОГЛАСОВАНО Председатель Родительского комитета ___________________


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 19» комбинированного вида»

________________Н.А.Ковалева


Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад № 19» комбинированного вида»

Управления образования администрации

города Минусинска

на 2012-2013 учебный год

Минусинск 2012

Содержание

1.

Обязательная часть образовательной программы

1.1

Пояснительная записка




Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей




Основные направления деятельности образовательного учреждения




Цели и задачи деятельности образовательного учреждения




Особенности образовательного процесса




Принципы и подходы к формированию Программы

1.2

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении




Модель воспитательно-образовательного процесса в ДОУ




Объем недельной образовательной нагрузки




Гибкий режим деятельности образовательного учреждения

1.3

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей




«Физическая культура»




«Здоровье»




«Безопасность»




«Социализация»




«Труд»




«Познание»




«Коммуникация»




«Чтение художественной литературы»




«Художественное творчество»




«Музыка»

1.4

Содержание коррекционной работы

1.5

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования




- итоговые результаты




- промежуточные результаты

1.6

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы

2

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса в МДОУ компенсирующего вида

2.1

Приоритетное направление образовательной деятельности

2.2

Специфика культурных, демографических, климатических условий детского сада для осуществления образовательного процесса.

3

Условия реализации основной общеобразовательной программы.

3.1

Управление реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3.2

Создание и обновление предметно-развивающей среды

1. Обязательная часть

1.1.1 Пояснительная записка

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 19» комбинированного вида» является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы является:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13»

  • «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный №16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 года № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  • Устав муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад № 19» комбинированного вида»

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей групп общеразвивающей и коррекционной направленности детского сада и обеспечивает формирование у детей общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа состоит из двух частей:

  1. обязательной части;

  2. части, формируемой участниками образовательного процесса.

Объём обязательной части Программы составляет 80% времени, необходимого для реализации программы. Объём части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет 20% общего объёма Программы в группах детей общеразвивающей направленности с 12-часовым пребыванием в детском саду.

Общие сведения

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №19 «Хрусталик» комбинированного вида» расположено по адресу город Минусинск, улица Тимирязева 3А. тел. (8-391-32) 4- 11-02.

Здание детского сада типовое, двухэтажное. Вблизи детского сада расположены: МОУ СОШ №9, Дом детского творчества, Центральная городская библиотека.

В феврале 1976 года   в новой части города Минусинска вновь созданным предприятием - перчаточной фабрикой был открыт ведомственный детский сад «Хрусталик». В 1992 году дошкольное учреждение было передано в муниципальную собственность. С 1999 года руководит дошкольным учреждением Ковалева Надежда Алексеевна. МДОБУ функционирует на основании бессрочной лицензии (№ 6906-л от 10 мая 2012г.), свидетельства о государственной аккредитации (регистрационный № 1290 от 31.12.2009), выданными Службой по контролю в области образования Красноярского края, в соответствии с которыми детский сад имеет право на осуществление образовательной деятельности по программам:

-общеразвивающая;
- компенсирующая с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи детей.

1.1 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В МДОБУ 10 групп, из них 7 групп общеразвивающих дошкольного возраста, 2 группы – логопедические, 1 группа раннего возраста (с 2 до 3 лет). Общее число воспитанников на начало учебного года -180 ребенка, на конец- 195 детей. Были укомплектованы возрастные группы:

1 младшая (с 2 до3)- «Березка»

2младшая (с 3до4) - «Колокольчик»

Средняя (4-5) - «Полянка», «Белочка»

Старшая (5-6) -« Пингвиненок», «Гномик», логопедическая «Вишенка».

Подготовительная (6-7) -« Солнышко», «Ромашка», логопедическая «Рябинка».

Младший возраст

Младший возраст — важнейший период в развитии дошколь­ника, который характеризуется высокой интенсивностью физичес­кого и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, пред­метным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять не­терпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Под влиянием общения со взрослым происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грам­матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть сло­вами, проявляют «словотворчество»..

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по­требность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

У младших дошкольников возрастает целенаправленность дейст­вий. Так повышается осознанность действий и усиливается дет­ская самостоятельность. Речь сопровождает практические действия ре­бенка, но еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверс­тниками. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — иг­ровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, при­обретают первичные умения ролевого поведения.

Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бы­вает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правша по­ведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведе­ния другого ребенка нормам и правилам поведения. Следует учиты­вать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зави­сят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя..

Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюда­тели. Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

Средний возраст

Возросли физические возможности детей пятого года жизни: движения их стали значи­тельно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испыты­вают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстника­ми. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитате­лем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к позна­вательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мыш­ление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отно­шения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающе­му миру. Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способст­вует освоение детьми системы разнообразных обследовательских дей­ствий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 при­знакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложня­ется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уве­ренно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и ре­альность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможно­стей детей и используется воспитателем для обогащения детского иг­рового опыта: придумывания в игре фантастических образов живот­ных, людей, сказочных путешествий.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к прави­лам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заяв­ления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индиви­дуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и бы­стро запоминают прочитанное.

Старший возраст 5—6 лет.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са: за год ребенок может вырасти на 7—10 см, при этом показатели роста детей подготовительной группы несколько выше, чем у детей шестого года жизни. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развивают­ся двигательные способности. Углубляются представления детей о здоровье и здо­ровом образе жизни, о значении гигиенических процедур. Дети проявляют интерес к своему здо­ровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, дви­жения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий.

Дети начинают активно обращаться к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана. Расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро—день—вечер—ночь; вчера- сегодня—завтра—раньше—позже; ориентируются в последовательнос­ти дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому вре­мени года. Довольно ориентацию в пространстве и на плоскости: слева—направо, вверху—внизу, впереди—сзади, близко—далеко, выше—ниже и т. д.

Расширяется общий кругозор детей. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далеких стран и многое другое. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени, демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкаль­ные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева­ет. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Старший возраст 6—7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физи­ческом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предсто­ящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни.

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, ста­новятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступ­ков, к определенной произвольной регуляции своих действий. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются воле­вые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, про­явить терпение, настойчивость.

Предметная деятельность постепенно утрачивает для них свое особое значение. Дошкольник начинает оценивать себя с точки зрения своей авторитетности среди других (сверстников, взрос­лых), признания ими его личных достижений и качеств. Формируются достаточно устойчивая самооценка. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мо­тивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особен­ностям их взаимоотношений.

Характерной особенностью старших дошкольников является появ­ление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоот­ношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную дея­тельность индивидуальной..

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваи­вают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совмест­ной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимо­понимания. Все это имеет большое значение для социального разви­тия детей и готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, кото­рая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития само­стоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многооб­разие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, син­тез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания ин­формации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторе­нию, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или дей­ствий, наглядно-образные средства.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.

страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


скачать

Другие похожие работы: