Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании методического совета «_____»_____________2014 г. Протокол № _________ | Утверждена приказом директора МОУ ДОД «ЦВР» № _____ от «___» ________ 2014 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«КАРАТЭ»
Автор: Нестерович Анатолий Ромуальдович
педагог дополнительного
образования
Возраст учащихся: 10 - 18 лет
Срок реализации: 5 лет
г. Оленегорск
2014 год
Пояснительная записка
Одно из важных и приоритетных научных направлений исследований в области физического воспитания школьников – поиск и обоснование инновационных технологий и методик, построенных на спортивно-ориентированных формах организации физического и спортивного воспитания, расширенного применения нетрадиционных средств физической культуры и спорта в целостном процессе развития ребёнка.
Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую создаёт объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.
По мнению учёных и практиков, в настоящее время наблюдается существенное снижение интереса детей к физическим упражнениям, а в целом происходит сокращение двигательной активности у первоклассников (в среднем на 50 % по сравнению с дошкольниками). Основными отрицательными моментами определены: консервативность и авторитарность уроков физической культуры, однородность используемых физических упражнений, низкая моторная плотность уроков в целом в условиях применения различных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств и двигательно-координационных способностей, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, классификация детей по типологическим группам с учётом уровня развития физических качеств.
С целью существенного увеличения общего двигательного опыта детей, совершенствования их физического и психического здоровья, дальнейшего развития скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей разработана образовательная программа «Каратэ». Обучение по данной программе даёт возможность модернизации физического воспитания учащихся на основе включения в общефизическую подготовку элементов традиционного каратэ, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений и перемещений. С помощью каратэ успешно решаются задачи общего физического развития и разносторонне совершенствуются двигательные способности человека; применяемые в каратэ упражнения и отрабатываемые технические действия равномерно воздействуют на все группы мышц. Разнообразие технических элементов обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие морфологических и функциональных систем организма; одновременно оказывая воздействие на координационные механизмы нервной системы; повышая ее пластичность.
В программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой технологии лежит идея не только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития нравственного, эстетического сознания ребёнка, привития навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.
Занятия каратэ направлены на формирование чести, справедливости, силы духа, желания быть здоровым и сильным, уважения к старшему, чувства долга, умения быть честным, в первую очередь, по отношению к самому себе, поскольку только честный поединок может считаться победой, как на татами, так и в жизни.
Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.1251-03, на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Спортивные кружки и секции» (М.: Просвещение, 1986) и многолетнего опыта работы, является модифицированной, имеет физкультурно-спортивную и оздоровительную направленность.
Цели программы:
- привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов.
Задачи:
- формирование у учащихся знаний об одном из видов боевых искусств – каратэ, первой медицинской помощи, оценки физического состояния и жизненно важных двигательных умений и навыков;
- развитие физических способностей, нравственного и эстетического сознания учащихся;
- воспитание нравственных качеств личности ребенка,
- привлечение учащихся к здоровому образу жизни.
Учебный материал программы составлен с учётом особенностей развития школьников младшего и среднего возраста, их подвижности, относительной быстроты восстановительных процессов, недостаточности развития процессов торможения и незавершённости формирования органов, систем и всего организма в целом. При этом при выборе методов обучения двигательным действиям приоритет отдаётся тренировке как самому эффективному способу развития и совершенствования физических качеств детей и подростков.
Программа предназначена для детей в возрасте от 10 до 18 лет и рассчитана на 5 лет обучения (по 324 часа в год, по 3 часа 3 раза в неделю). Занятия проводятся всем составом.
Обучение по данной программе предусматривает теоретические и практические занятия.
Основными формами занятий являются:
учебно-тренировочные занятия в группах,
тренировки по индивидуальному плану,
технические семинары,
участие в соревнованиях.
Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими, например, в виде беседы, рассказа в течение 10-20 минут в начале практического занятия. Практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но и большое внимание уделяют общей и специальной физической подготовке.
Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности ранее изученных движений и повышению работоспособности.
Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов. На таких соревнованиях принимаются зачёты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки и квалификационные соревнования на присвоение очередного разряда. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведённой учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных борцов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности.
Ожидаемые результаты
По окончании 1-го года обучения учащиеся должны:
владеть:
- навыками безопасного проведения спортивных занятий;
знать:
- названия основных стоек и приемов (кокутсу дачи, киба дачи и односложные удары руками);
- КАТА Хеян Шодан;
- приемы страховки и самостраховки;
уметь:
- выполнять контрольные нормативы по ОФП;
- выполнять приемы страховки и самостраховки;
- выполнять КАТА Хеян Шодан;
По окончании 2-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- названия основных ударов и блоков;
- КАТА Хеян Нидан;
- Гохон – кумитэ;
уметь:
- выполнять основные удары и блоки;
- выполнять КАТА Хеян Нидан;
- выполнять Гохон – кумитэ.
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- КАТА Хеян Сандан;
- Санбон – кумитэ;
- правила проведения соревнований по каратэ;
уметь:
- выполнять КАТА Хеян Сандан;
- выполнять Санбон – кумитэ;
- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
По окончании 4-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- счет на японском языке от 1 до 10;
- КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан;
уметь:
- считать на японском языке от 1 до 10;
- выполнять КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан.
По окончании 5-го года обучения учащиеся должны:
уметь:
- выполнять основные стойки, удары, блоки, приемы страховки и самостраховки;
- выполнять все виды КАТА, Гохон - кумитэ, Санбон – кумитэ;
- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
Контроль над усвоением программы учащимися осуществляется в ходе выполнения контрольных нормативов и соревнований.
Критерии оценок
• Общефизическая подготовка
№ | Контрольное упражнение | Возраст | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
1. | Челночный бег 10х8 (сек) (в наработке норматива) | 10 11 12 13 14 15 | 9,9 9,7 9,3 9,3 9 8,6 | 9,5 9,3 9 9 8,7 8,4 | 8,6 8,5 8,3 8,3 8 7,7 | 10,4 10,1 10 10 9,9 9,7 | 10 9,7 9,6 9,5 9,4 9,3 | 9,1 8,9 8,8 8,7 8,6 8,5 |
2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) | 11 12 13 14 15 | 9 10 15 20 35 | 12 13 15 25 38 | 19 15 20 30 42 | | | |
3. | 10 кувырков вперед (сек) | 11 12 13 14 15 | 20 19 19 17,8 17,5 | 18 17,2 16,6 16 15,5 | 16 15,5 14 13 11,5 | 26 25 25 23, 5 21 | 24 22,5 22 21 20 | 21,5 20 19 17,5 15 |
4. | Прыжок в длину с места | 10 11 12 13 и старше | 130 140 145 * | 140-160 160-180 165-180 * | 185 195 и выше 200 * | 120 130 135 * | 140-155 150-175 155-175 * | 170 185 190 * |
5. | Подъем туловища | 10 11 12 13 и старше | 15 20 25 * | 18 22 28 * | 20 25 30 * | 12 14 16 * | 15 18 20 * | 18 20 25 * |
6. | Жим штанги лежа | (по желанию учащихся) |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: