Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании методического совета «_____»_____________2014 г. Протокол № _________ | Утверждена приказом директора МОУ ДОД «ЦВР» № _____ от «___» ________ 2014 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ»
Автор: Нестерович Анатолий Ромуальдович
педагог дополнительного
образования
Возраст учащихся: 6 - 12 лет
Срок реализации: 4 года
г. Оленегорск
2014 год
Пояснительная записка
Несмотря на проводимую государством политику, направленную на укрепление здоровья народонаселения, развитие детского и молодежного спорта, пропаганду здорового образа жизни, остаются актуальными проблемы вовлечения детей и подростков к занятиям спортом и приобщения их к систематическим занятиям физической культурой.
Рекомендуемый объем двигательной активности учащихся - 3 часа ежедневно, поэтому в школьную программу физического воспитания с 2011-2012 учебного года введен третий урок физкультуры в неделю. Однако иногда наблюдаются: консервативность, авторитарность, не всегда высокое качество проведения уроков физической культуры, однородность используемых физических упражнений, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, классификации детей по типологическим группам с учётом уровня развития физических качеств.
Результаты медицинских обследований в России показывают, что наиболее значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения их в общеобразовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю оставшуюся жизнь. За последние 10 лет повысилась распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной и сердечнососудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и психической сферы. Общая заболеваемость невротическими расстройствами, связанными со стрессом и психосоматическими расстройствами, среди детей 15-17 лет увеличилась почти на 26%, а первичная – почти на 50.
Для успешного противодействия болезням, преодоления каких-либо хронических недугов следует в первую очередь поднять уровень здоровья, то есть увеличить жизненную силу, а это возможно лишь через режим и посильную физическую деятельность в форме спортивных занятий. Для здоровья и большей мощности организма, а стало быть, и его высокой стойкости нужны не зарядки ради пробуждения от сна, а систематические тренировки различной интенсивности и объема.
Особенность программы «Основы физической подготовки с элементами единоборств» состоит в том, что она создает возможность модернизации физического воспитания учащихся, начиная с младшего возраста, посредством включения в общефизическую подготовку средств традиционного каратэ и иных видов единоборств, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений и перемещений, как для мальчиков, так и для девочек.
Целью данной программы является укрепление физического и психического здоровья и всестороннее гармоничное развитие учащихся.
Задачи:
- обучение элементам самоконтроля и гигиены, дыхательной гимнастики, основам каратэ и других видов единоборств, игровых видов спорта;
- обучение учащихся знаниям оказания первой медицинской помощи;
- формирование и развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей, жизненно важных двигательных умений и навыков;
- воспитание потребности у детей и подростков в систематических занятиях физическими упражнениями;
- формирование у учащихся высоконравственных и духовных качеств личности.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.1251-03, на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Спортивные кружки и секции» (М.: Просвещение, 1986), методической разработки доктора педагогических наук Л.И. Лубышевой «Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ», многолетнего опыта работы, является модифицированной и имеет физкультурно-спортивную и оздоровительную направленность.
В программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой технологии лежит идея не только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития нравственного, эстетического сознания ребёнка, привития навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.
Занятия каратэ и другими видами единоборств направлены на формирование чести, справедливости, силы духа, желания быть здоровым и сильным, уважения к старшему, чувства долга, умения быть честным, в первую очередь, по отношению к самому себе, поскольку только честный поединок может считаться победой, как на татами, так и в жизни.
Каратэ и другие виды единоборств дают широкие возможности для развития физических, умственных и духовных качеств. Но одновременно это и одни из самых сложных видов спорта. В этих условиях, для того чтобы усилить мотивацию интереса учащихся этого возраста к занятиям, необходимо включать игровую деятельность, организовывать и проводить занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
При организации учебного процесса следует руководствоваться следующими принципами обучения:
Принцип сознательности и активности предполагает осмысленное овладение техникой каратэ и другими видами единоборств, творческое отношение и заинтересованность в обучении, ответственность за правомерное применение изученных приемов в повседневной жизни;
Принцип наглядности предусматривает использование целого ряда приемов и средств: устное объяснение, практическая демонстрация выполнения элемента, показ видео и фотоматериалов, рисунков и схем, имитация, в том числе воспроизведение техники элементов с использованием различных приспособлений и тренажерных устройств;
Принцип доступности предполагает, что перед занимающимися ставятся только посильные задачи с учетом их возраста, пола, уровня физической подготовки, одним словом: от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
Принцип систематичности и последовательности предполагает:
- преподавание и усвоение техники и тактики каратэ, других видов единоборств в определенном порядке, системе;
- сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое занятие – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию, так и по формам и способам;
- регулярное совершенствование техники выполнения элемента и изучения новых элементов для расширения активного арсенала приемов;
- чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учащихся.
Большая часть программы направлена на развитие и совершенствование общей физической подготовки.
Основная цель физической подготовки состоит в общем развитии учащихся, равномерном развитии их мышечной системы, укреплении костно-связочного аппарата, развитии большой подвижности в суставах, координации движений, умении сохранять равновесие, а также в улучшении функций сердечнососудистой системы и органов дыхания. В основе проведения общефизической подготовки лежат упражнения для развития мышц шеи, плечевого пояса, предплечий и кистей, туловища, тазового пояса и ног. Занятия ОФП проводятся с опорой на игровые виды спорта (футбол, баскетбол, регби, волейбол), теннис, отдельные виды легкой атлетики (бег, прыжки), плавание, общеразвивающую гимнастику с включением упражнений с отягощением.
Характерной особенностью ОФП является то, что учащиеся достигают высокой работоспособности, занимаясь ею в течение всей спортивной жизни. Высокий уровень ОФП создает возможность максимально проявлять приобретенные физические качества в выполнении упражнений специальной подготовки.
Программа доступна как для физически одаренных детей и подростков, так и для контингента учащихся, не имеющих изначально перспектив спорта, ставящих перед собой задачи физкультурно-оздоровительного плана. Учащиеся могут быть включены в группу на любом этапе обучения в зависимости от уровня их физической подготовки.
Программа предназначена для учащихся в возрасте 6-12 лет и рассчитана на 4 года обучения: в 1-й год обучения на 312 часов (по 2 часа 3 раза в неделю), во 2-4-й годы обучения - на 468 часов (по 3 часа 3 раза в неделю). Программа реализуется круглогодично (52 учебные недели). Занятия проводятся всем составом.
Формы и методы обучения:
- рассказ, объяснение;
- просмотр видеоматериалов;
- демонстрация приемов борьбы;
- тренировочные и учебные поединки;
- спортивные турниры, соревнования.
Обучение по данной программе предусматривает теоретические и практические занятия.
Основными формами занятий являются:
учебно-тренировочные занятия в группах;
тренировки по индивидуальному плану;
технические семинары;
участие в соревнованиях.
Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими, например, в виде беседы, рассказа в течение 10-20 минут в начале практического занятия.
Практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но и большое внимание уделяют общей и специальной физической подготовке. Тренировочные занятия целиком посвящаются отработке ранее изученных движений с целью их совершенствования, повышению работоспособности воспитанников.
Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов. На таких соревнованиях принимаются зачёты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведённой учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных борцов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности.
По результатам квалификационных соревнований различного уровня учащимся присваивается спортивный разряд.
Ожидаемые результаты
По окончании 1-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- названия основных стоек и приемов (дзенкутсу дачи, кокутсу дачи, киба дачи и односложные удары руками);
- КАТА Хеян Шодан;
- приемы страховки и самостраховки;
уметь:
- выполнять контрольные нормативы по ОФП;
- выполнять приемы страховки и самостраховки;
- выполнять КАТА Хеян Шодан (под счет педагога);
владеть:
- навыками безопасного проведения спортивных занятий;
По окончании 2-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- правила проведения спортивных соревнований по игровым видам спорта;
- названия основных ударов и блоков;
- КАТА Хеян Нидан;
- Гохон-кумитэ;
уметь:
- выполнять основные удары и блоки;
- выполнять КАТА Хеян Нидан;
- выполнять Гохон-кумитэ.
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны:
знать:
- КАТА Хеян Сандан;
- Санбон-кумитэ;
- правила проведения соревнований по каратэ;
уметь:
- выполнять КАТА Хеян Сандан;
- выполнять Санбон-кумитэ;
- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся должны:
знать:
- счет на японском языке от 1 до 10;
- КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан;
уметь:
- считать на японском языке от 1 до 10;
- выполнять КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан;
- выполнять основные стойки, удары, блоки, приемы страховки и самостраховки;
- выполнять все виды КАТА, Гохон-кумитэ, Санбон-кумитэ;
- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
Контроль над усвоением программы учащимися осуществляется в ходе выполнения контрольных нормативов по ОФП, технической аттестации, а также по результативности участия учащихся в соревнованиях различного уровня. В ходе выполнения контрольных нормативов по ОФП учитываются исходные данные учащихся и динамика их физического развития.
Критерии оценок
• Общефизическая подготовка
№ | Контрольное упражнение | Возраст | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
1. | Челночный бег 6х8 (сек) (в наработке норматива) | 7 8 9 10 11 12 | 11,2 10,4 10,2 9,9 9,7 9,3 | 10,8 10 9,9 9,5 9,3 9 | 9,9 9,1 8,8 8,6 8,5 8,3 | 11,7 11,2 10,8 10,4 10,1 10 | 11,3 10,7 10,3 10 9,7 9,6 | 10,2 9,7 9,3 9,1 8,9 8,8 |
2. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); на коленях (для девочек) | 7 8 9 10 11 12 | - 9 10 15 20 25 | - 12 13 20 25 30 | - 19 15 25 30 35 | - 9 10 15 20 25 | - 12 13 20 25 30 | - 19 15 25 30 35 |
3. | 5 кувырков вперед (сек) | 7 8 9 10 11 12 | - 18 15 12 20 19 | - 15 12 10 18 17,2 | - 12 10 9 16 15,5 | - 29 28 27 26 25 | - 27 26 25 24 22,5 | - 25 24 23 21,5 20 |
4. | Прыжок в длину с места | 7 8 9 10 11 12 | 100 и ниже 110 120 130 140 145 | 115-135 125-145 130-150 140-160 160-180 165-180 | 155 и выше 165 175 185 195 и выше 200 | 85 и ниже 90 110 120 130 и ниже 135 | 110-130 125-140 135-150 140-155 150-175 155-175 | 150 и выше 155 160 170 185 и выше 190 |
5. | Подъем туловища из положения лежа на спине, руки за головой (30 сек) | 7 8 9 10 11 12 | - 10 12 15 20 25 | - 12 14 18 22 28 | - 15 18 20 25 30 | - 8 10 12 14 16 | - 10 12 15 18 20 | - 12 15 18 20 25 |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: