NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»


Принята на заседании

методического совета

«_____»_____________2014 г.

Протокол № _________

Утверждена приказом

директора МОУ ДОД «ЦВР»

№ _____ от «___» ________ 2014 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ»

Автор: Нестерович Анатолий Ромуальдович

педагог дополнительного

образования

Возраст учащихся: 6 - 12 лет

Срок реализации: 4 года


г. Оленегорск
2014 год

Пояснительная записка

Несмотря на проводимую государством политику, направленную на укрепление здоровья народонаселения, развитие детского и молодежного спорта, пропаганду здорового образа жизни, остаются актуальными проблемы вовлечения детей и подростков к занятиям спортом и приобщения их к систематическим занятиям физической культурой.

Рекомендуемый объем двигательной активности учащихся - 3 часа ежедневно, поэтому в школьную программу физического воспитания с 2011-2012 учебного года введен третий урок физкультуры в неделю. Однако иногда наблюдаются: консервативность, авторитарность, не всегда высокое качество проведения уроков физической культуры, однородность используемых физических упражнений, отсутствие необходимого тренировочного эффекта, классификации детей по типологическим группам с учётом уровня развития физических качеств.

Результаты медицинских обследований в России показывают, что наиболее значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения их в общеобразовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю оставшуюся жизнь. За последние 10 лет повысилась распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной и сердечнососудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и психической сферы. Общая заболеваемость невротическими расстройствами, связанными со стрессом и психосоматическими расстройствами, среди детей 15-17 лет увеличилась почти на 26%, а первичная – почти на 50.

Для успешного противодействия болезням, преодоления каких-либо хронических недугов следует в первую очередь поднять уровень здоровья, то есть увеличить жизненную силу, а это возможно лишь через режим и посильную физическую деятельность в форме спортивных занятий. Для здоровья и большей мощности организма, а стало быть, и его высокой стойкости нужны не зарядки ради пробуждения от сна, а систематические тренировки различной интенсивности и объема.

Особенность программы «Основы физической подготовки с элементами единоборств» состоит в том, что она создает возможность модернизации физического воспитания учащихся, начиная с младшего возраста, посредством включения в общефизическую подготовку средств традиционного каратэ и иных видов единоборств, отличающихся большим арсеналом эмоциональных, интересных и доступных движений и перемещений, как для мальчиков, так и для девочек.
Целью данной программы является укрепление физического и психического здоровья и всестороннее гармоничное развитие учащихся.
Задачи:

- обучение элементам самоконтроля и гигиены, дыхательной гимнастики, основам каратэ и других видов единоборств, игровых видов спорта;

- обучение учащихся знаниям оказания первой медицинской помощи;

- формирование и развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и двигательно-координационных способностей, жизненно важных двигательных умений и навыков;

- воспитание потребности у детей и подростков в систематических занятиях физическими упражнениями;

- формирование у учащихся высоконравственных и духовных качеств личности.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.1251-03, на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Спортивные кружки и секции» (М.: Просвещение, 1986), методической разработки доктора педагогических наук Л.И. Лубышевой «Здоровьеформирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ», многолетнего опыта работы, является модифицированной и имеет физкультурно-спортивную и оздоровительную направленность.

В программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой технологии лежит идея не только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития нравственного, эстетического сознания ребёнка, привития навыков культуры поведения, повышения эффективности социального взаимодействия, через которое происходят социализация мышления, становление личности.

Занятия каратэ и другими видами единоборств направлены на формирование чести, справедливости, силы духа, желания быть здоровым и сильным, уважения к старшему, чувства долга, умения быть честным, в первую очередь, по отношению к самому себе, поскольку только честный поединок может считаться победой, как на татами, так и в жизни.

Каратэ и другие виды единоборств дают широкие возможности для развития физических, умственных и духовных качеств. Но одновременно это и одни из самых сложных видов спорта. В этих условиях, для того чтобы усилить мотивацию интереса учащихся этого возраста к занятиям, необходимо включать игровую деятельность, организовывать и проводить занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

При организации учебного процесса следует руководствоваться следующими принципами обучения:

Принцип сознательности и активности предполагает осмысленное овладение техникой каратэ и другими видами единоборств, творческое отношение и заинтересованность в обучении, ответственность за правомерное применение изученных приемов в повседневной жизни;

Принцип наглядности предусматривает использование целого ряда приемов и средств: устное объяснение, практическая демонстрация выполнения элемента, показ видео и фотоматериалов, рисунков и схем, имитация, в том числе воспроизведение техники элементов с использованием различных приспособлений и тренажерных устройств;

Принцип доступности предполагает, что перед занимающимися ставятся только посильные задачи с учетом их возраста, пола, уровня физической подготовки, одним словом: от легкого к трудному, от известного к неизвестному;

Принцип систематичности и последовательности предполагает:

- преподавание и усвоение техники и тактики каратэ, других видов единоборств в определенном порядке, системе;

- сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое занятие – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию, так и по формам и способам;

- регулярное совершенствование техники выполнения элемента и изучения новых элементов для расширения активного арсенала приемов;

- чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учащихся.

Большая часть программы направлена на развитие и совершенствование общей физической подготовки.

Основная цель физической подготовки состоит в общем развитии учащихся, равномерном развитии их мышечной системы, укреплении костно-связочного аппарата, развитии большой подвижности в суставах, координации движений, умении сохранять равновесие, а также в улучшении функций сердечнососудистой системы и органов дыхания. В основе проведения общефизической подготовки лежат упражнения для развития мышц шеи, плечевого пояса, предплечий и кистей, туловища, тазового пояса и ног. Занятия ОФП проводятся с опорой на игровые виды спорта (футбол, баскетбол, регби, волейбол), теннис, отдельные виды легкой атлетики (бег, прыжки), плавание, общеразвивающую гимнастику с включением упражнений с отягощением.

Характерной особенностью ОФП является то, что учащиеся достигают высокой работоспособности, занимаясь ею в течение всей спортивной жизни. Высокий уровень ОФП создает возможность максимально проявлять приобретенные физические качества в выполнении упражнений специальной подготовки.

Программа доступна как для физически одаренных детей и подростков, так и для контингента учащихся, не имеющих изначально перспектив спорта, ставящих перед собой задачи физкультурно-оздоровительного плана. Учащиеся могут быть включены в группу на любом этапе обучения в зависимости от уровня их физической подготовки.

Программа предназначена для учащихся в возрасте 6-12 лет и рассчитана на 4 года обучения: в 1-й год обучения на 312 часов (по 2 часа 3 раза в неделю), во 2-4-й годы обучения - на 468 часов (по 3 часа 3 раза в неделю). Программа реализуется круглогодично (52 учебные недели). Занятия проводятся всем составом.
Формы и методы обучения:

- рассказ, объяснение;

- просмотр видеоматериалов;

- демонстрация приемов борьбы;

- тренировочные и учебные поединки;

- спортивные турниры, соревнования.

Обучение по данной программе предусматривает теоретические и практические занятия.
Основными формами занятий являются:

  • учебно-тренировочные занятия в группах;

  • тренировки по индивидуальному плану;

  • технические семинары;

  • участие в соревнованиях.

Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими, например, в виде беседы, рассказа в течение 10-20 минут в начале практического занятия.

Практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но и большое внимание уделяют общей и специальной физической подготовке. Тренировочные занятия целиком посвящаются отработке ранее изученных движений с целью их совершенствования, повышению работоспособности воспитанников.

Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов. На таких соревнованиях принимаются зачёты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведённой учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных борцов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности.

По результатам квалификационных соревнований различного уровня учащимся присваивается спортивный разряд.
Ожидаемые результаты

По окончании 1-го года обучения учащиеся должны:

знать:

- названия основных стоек и приемов (дзенкутсу дачи, кокутсу дачи, киба дачи и односложные удары руками);

- КАТА Хеян Шодан;

- приемы страховки и самостраховки;

уметь:

- выполнять контрольные нормативы по ОФП;

- выполнять приемы страховки и самостраховки;

- выполнять КАТА Хеян Шодан (под счет педагога);

владеть:

- навыками безопасного проведения спортивных занятий;
По окончании 2-го года обучения учащиеся должны:

знать:

- правила проведения спортивных соревнований по игровым видам спорта;

- названия основных ударов и блоков;

- КАТА Хеян Нидан;

- Гохон-кумитэ;

уметь:

- выполнять основные удары и блоки;

- выполнять КАТА Хеян Нидан;

- выполнять Гохон-кумитэ.
По окончании 3-го года обучения учащиеся должны:

знать:

- КАТА Хеян Сандан;

- Санбон-кумитэ;

- правила проведения соревнований по каратэ;

уметь:

- выполнять КАТА Хеян Сандан;

- выполнять Санбон-кумитэ;

- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся должны:

знать:

- счет на японском языке от 1 до 10;

- КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан;

уметь:

- считать на японском языке от 1 до 10;

- выполнять КАТА Хеян Йо-дан, Хеян Годан;

- выполнять основные стойки, удары, блоки, приемы страховки и самостраховки;

- выполнять все виды КАТА, Гохон-кумитэ, Санбон-кумитэ;

- выполнять правила проведения соревнований по каратэ.
Контроль над усвоением программы учащимися осуществляется в ходе выполнения контрольных нормативов по ОФП, технической аттестации, а также по результативности участия учащихся в соревнованиях различного уровня. В ходе выполнения контрольных нормативов по ОФП учитываются исходные данные учащихся и динамика их физического развития.
Критерии оценок

Общефизическая подготовка



Контрольное упражнение

Возраст

Уровень

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Челночный бег 6х8 (сек)

(в наработке норматива)

7

8

9

10

11

12

11,2

10,4

10,2

9,9

9,7

9,3

10,8

10

9,9

9,5

9,3

9

9,9

9,1

8,8

8,6

8,5

8,3

11,7

11,2

10,8

10,4

10,1

10

11,3

10,7

10,3

10

9,7

9,6

10,2

9,7

9,3

9,1

8,9

8,8

2.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

(кол-во раз);

на коленях

(для девочек)

7

8

9

10

11

12

-

9

10

15

20

25

-

12

13

20

25

30

-

19

15

25

30

35

-

9

10

15

20

25

-

12

13

20

25

30

-

19

15

25

30

35

3.

5 кувырков вперед (сек)


7

8

9

10

11

12

-

18

15

12

20

19

-

15

12

10

18

17,2

-

12

10

9

16

15,5

-

29

28

27

26

25

-

27

26

25

24

22,5

-

25

24

23

21,5

20

4.

Прыжок

в длину

с места

7

8

9

10

11

12

100 и ниже

110

120

130

140

145

115-135

125-145

130-150

140-160

160-180

165-180

155 и выше

165

175

185

195 и выше

200

85 и ниже

90

110

120

130 и ниже

135

110-130

125-140

135-150

140-155

150-175

155-175

150 и выше

155

160

170

185 и выше

190

5.

Подъем туловища

из положения лежа на спине, руки

за головой

(30 сек)

7

8

9

10

11

12

-

10

12

15

20

25

-

12

14

18

22

28

-

15

18

20

25

30

-

8

10

12

14

16

-

10

12

15

18

20

-

12

15

18

20

25

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: