Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Принята на заседании методического совета «_____» __________2014 г. Протокол № ______ | Утверждена приказом директора МОУ ДОД «ЦВР» № ___ от «___» ________ 2014 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯПРОГРАММА
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КАРАТЭ»
Автор: Метелкин Леонид Викторович
педагог дополнительного
образования
Возраст учащихся: 6-18 лет
Срок реализации: 10 лет
г. Оленегорск
2014 год
…Победить других очень легко, победить себя очень трудно. Побеждая других, вы множите своих врагов, работая над собой, становясь лучше, неся добро и любовь людям, вы создаете себе друзей, и нет лучше победы, чем эта. Выбирайте трудный путь…
Мастер Каратэ-До
ГичинФунакоши
(Япония)
Пояснительная записка
Дополнительная общещеразвивающая программа «Обучение детей Каратэ» составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008, Уставом Центра внешкольной работы, требованиями и нормами СанПиН 2.4.4.1251-03, на основании учебно-методических пособий, разработанных старшим преподавателем кафедры физической культуры, инструктором каратэ А. Плескачевым (5 Дан Шотокан каратэ, С-Петербург), программы квалификационных экзаменов по каратэ Д. Флиндта (6 Дан, Германия). Программа является авторской, имеет физкультурно-спортивную направленность.
Данная программа предусматривает стратегию и меры по развитию и стабилизации традиционной школы Каратэ-до в системе дополнительного образования. Программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей формирующейся личности, мотивацию детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, профилактики криминального поведения подростков, пропаганду здорового образа жизни.
Основой программы является концепция развития объединения Каратэ в тесном сотрудничестве с областной всестилевой федерацией Каратэ и входящими в её состав детско-юношескими спортивными клубами области. Программа Каратэ предлагает занятия по адаптированным для детей школьного и дошкольного возраста традиционным методикам. Для более качественного обеспечения физкультурно-массовой и спортивной работы осуществляется тесная связь с администрацией и общественными организациями области.
Как отмечалось в некоторых программно-методических работах преподавательского коллектива, школьный урок физкультуры в силу своих организационных и дидактических особенностей не в состоянии обеспечить реализацию потенциальных физических возможностей и способностей ребенка, а узконаправленная система подготовки, осуществляемая по линии специализированных спортивных школ и имеющая основной целью достижение максимально высоких спортивных результатов, не дает возможности заниматься всем желающим. Эту нишу заполняет система дополнительного образования детей и подростков.
В группы объединения принимаются все желающие заниматься физической культурой и спортом, в том числе и те, у кого есть отклонения в состоянии здоровья (с разрешения врача). Принципиальным в этом отношении является выдвижение задачи эффективного физического и духовного совершенствования каждого ребенка. В этой связи представляется чрезвычайно важным повышение общего уровня культуры отношения к физической активности.
Необходимо отметить, что уже сейчас педагоги приоритетным считают работу в массовом спорте. Набор в группы начальной физической подготовки начинается уже в летние месяцы, когда проводятся тренировочные занятия в городских летних лагерях при школах. Сюда же подключаются и подготовительные группы близлежащих к школам детских садов. Как правило, к началу учебного года эти группы уже укомплектованы.
Для проведения областных учебно-тренировочных занятий и технических семинаров во время учебного года задействованы спортивные залы школ города, для проведения соревновательного процесса используется специализированный спортивный зал (большой зал МУС «УСЦ»). В интеграции общеобразовательных школ и спортивных секций необходимо изыскать пути расширения рамок сотрудничества в деле пропаганды более интенсивных занятий физической культурой и спортом.
Для решения поставленных задач, представляется целесообразным проведение занятий физической культурой и спортом в группах трех типов:
- начальной физической подготовки (НФП);
- массовых занятий спортом (УТГ);
- спортивного совершенствования (ГСС).
1. Группы начальной физической подготовки (НФП), контингент которых составляют дети 5-10 лет, решают ключевую задачу - приобщение ребенка к систематическим физическим тренировкам. В рамках деятельности групп НФП достигаются цели:
- повышение уровня здоровья, физической и умственной работоспособности;
- воспитание собранности, ответственности, внутренней дисциплины;
- воспитание бойцовского характера, умение бороться с трудностями и преодолевать их;
- разносторонняя физическая подготовка.
В этих группах у нас нет, и не может быть отсева занимающихся за неспособность. Юные спортсмены имеют не более трех занятий в неделю, структура которых обеспечивает высокий эмоциональный и эстетический уровень.
Как показали результаты сдачи контрольных нормативов по общей физической подготовке, которые проводятся в начале и конце учебного года, возрастной интервал 8-12 лет - наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей.
2. Второй тип - группы массовых занятий спортом (УТГ), которые призваны обеспечить учебно-тренировочный процесс детей, подростков и юношей 10-14 лет.
Помимо реализации основного учебно-тренировочного процесса, в соответствии с учебным планом, каждое занятие педагогам необходимо сориентировать ребят на здоровый образ жизни и гармоничное развитие:
- ведутся беседы о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
- формируются навыки достойного поведения в общественных местах и дома в духе патриотизма и любви к Отечеству;
- контролируется успеваемость ребят в школе.
Большое воспитательное значение при работе в этих группах придаётся коллективному труду - дети совместно с педагогом и родителями изготавливают несложный спортивный инвентарь, ремонтируют оборудование; с большим увлечением помогают педагогу при проведении занятий в группах НФП.
3. Третий тип (ГСС). В процессе дальнейших занятий подростков и юношей было бы серьёзной ошибкой приуменьшать значение спорта высших достижений. Многое проясняет спорт высших достижений в области изучения резервных возможностей человека. Кроме того, большой спорт был и надолго останется чрезвычайно притягательной сферой общественной активности, важным средством патриотического воспитания юношества.
Профессиональная ориентация детей и подростков на занятиях в группах подготовки спортивных резервов - непростая и очень ответственная задача. Трудность её заключается в необходимости преодоления достаточно сложного в этическом смысле противоречия. С одной стороны, мы не можем запретить ребёнку занятия тем видом спорта, который ему нравится, и стремиться при этом к олимпийскому пьедесталу; с другой - мы не можем позволять ему рисковать своим здоровьем, что неизбежно при отсутствии у него необходимых задатков и способностей. Для особо одарённых в спортивном отношении детей и подростков необходимо создавать благоприятные условия для их спортивного совершенствования и гарантированного обеспечения условий укрепления их здоровья, воспитания и образования.
Цели программы:
Развитие духовных и физических способностей детей и подростков, и на этой основе укрепление их здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов.
Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков.
Задачи:
1. Осуществлять работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
2. Осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков.
3. Осуществлять нравственное воспитание юношей, привитие навыков личной и общественной гигиены, здорового образа жизни.
4. Обеспечивать приобретение учащимися знаний основ первой медицинской помощи и оценки своего физического состояния.
Учебно-воспитательная работа
Учебно-воспитательная работа способствует общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, росту общей культуры и воспитанию дисциплины, участию в технических и учебно-методических семинарах и соревнованиях различного уровня, росту спортивного мастерства обучаемых.
Занятия проводятся всем составом, по подгруппам и индивидуально.
Рекомендуемые сроки, количество и возраст занимающихся детей:
- в группе начальной физической подготовки – 3-4 года, 12-15 человек (возраст 6 – 10 лет);
- в учебно-тренировочной группе – 3-4 года, 10-12 человек (возраст 10 – 14 лет);
- в группе спортивного совершенствования – 4 и более лет, 8-10 человек (возраст 14 – 18 лет).
С 1-го года (для детей с 5 до 8 лет) – 6 часов в неделю (три занятия по 2 часа) всего 312 часов в год.
Со 2-го года обучения (для детей старше 9 лет) 6–9 часов в неделю (три занятия по 2-3 часа) всего 468 или 312 часа в год.
Основными формами занятий являются:
учебно-тренировочные занятия в группах,
тренировки по индивидуальному плану,
технические семинары,
участие в соревнованиях.
Тематический план занятий
Начальная физическая подготовка
№ п/п | Название темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия | ||
1. | Организационное собрание учеников. Вводный инструктаж по технике безопасности при занятии спортом | 1 |
2. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах | 1 |
3. | Базовая техника «каратэ» | 3 (2) |
4. | Изучение КАТА | 3 (2) |
Практические занятия | ||
5. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах | 3 (2) |
6. | Общефизическая подготовка | 90 (60) |
7. | Спортивные игры | 55 (35) |
8. | Базовая техника «каратэ» | 74 (50) |
9. | Изучение специальной физической подготовки | 65 (45) |
10. | Изучение КАТА | 60 (45) |
11. | Изучение страховок и самостраховок | 40 (23) |
12. | Изучение техники ударов | 38 (23) |
13. | Изучение техники блоков | 35 (23) |
| Итого: | 468 (312) |
в скобках часы при 6-ти часах в неделю.
Учебный план занятий
Начальная физическая подготовка
№ п/п | Название темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия | ||
1. | Организационное собрание: - сбор детей; - перспективный план на текущий сезон. Вводный и текущий инструктаж по технике безопасности при занятии спортом | 1 |
2. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах: ушибы, вывихи, растяжение мышц, легкие травмы, переломы, кровотечения | 1 |
3. | Изучение базовой техники каратэ: - базовые стойки; - передвижение в стойках; - передвижение в стойках с выполнением блоков и ударной техники. Изучение правил проведения Кумитэ | 3 (2) |
4. | Изучение КАТА: (Хейян 1, 2). Значение КАТА в каратэ | 3 (2) |
Практические занятия | ||
5. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах: ушибы, вывихи, растяжение мышц, легкие травмы, переломы и кровотечения | 3 (2) |
6. | Общефизическая подготовка: прыжки, кувырки, силовые упражнения, атлетические упражнения, гимнастические упражнения, упражнения на растяжку мышц | 90 (60) |
7. | Спортивные игры: - футбол (осень, весна - на спортплощадке); - регби в партере (в зале в течение года) | 55 (35) |
8. | Изучение базовой техники каратэ: - базовые стойки; - передвижение в стойках; - передвижение в стойках с выполнением блоков и ударной техники | 74 (50) |
9. | Изучение специальной физической подготовки: - упражнения на развитие силы; - упражнения на развитие ловкости; - упражнения на развитие координации движений; - упражнения на развитие реакции | 65 (45) |
10. | Изучение КАТА: - изучение и выполнение КАТА Хейян Шодан, Хейян Нидан | 60 (45) |
11. | Изучение страховок и самостраховок: - изучение техники самостраховки при выполнении приемов; - изучение приемов страховки при выполнении бросков | 40 (23) |
12. | Изучение техники ударов: - изучение техники ударов руками; - изучение техники ударов ногами. Контроль дистанции во время нанесения ударов | 38 (23) |
13. | Изучение техники блоков: - тактика постановки блоков; - изучение основных блоков от ударов руками; - изучение основных блоков от ударов ногами | 35 (23) |
| Итого: | 468 (312) |
Тематический план занятий
Учебно-тренировочные группы
№ п/п | Название темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия | ||
1. | Организационное собрание учеников. Вводный инструктаж по технике безопасности при занятии спортом | 1 |
2. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах | 1 |
3. | Базовая техника «каратэ» | 2 |
4. | Изучение КАТА | 3 (2) |
5. | Подготовка инструкторов по каратэ | 1 |
Практические занятия | ||
6. | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах | 3 (2) |
7. | Общефизическая подготовка | 70 (40) |
8. | Спортивные игры | 46 (26) |
9. | Базовая техника «каратэ» | 84 (64) |
10. | Изучение специальной физической подготовки | 70 (48) |
11. | Изучение КАТА | 65 (48) |
12. | Изучение страховок и самостраховок | 35 (18) |
13. | Изучение техники ударов | 43 (27) |
14. | Изучение техники блоков | 39 (27) |
15. | Инструкторская подготовка | 5 (3) |
| Итого: | 468 (312) |
в скобках часы при 6-ти часах в неделю.
Учебный план занятий
Учебно-тренировочные группы
№п/п | Название темы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия | ||
1 | Организационное собрание: - сбор детей и анализ работы прошлого года обучения; - перспективный план на текущий сезон. Вводный и текущий инструктаж по технике безопасности при занятии спортом | 2 (1) |
2 | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах: ушибы, вывихи, растяжение мышц, легкие травмы, переломы, кровотечения | 1 |
3 | Изучение базовой техники каратэ: - базовые стойки; - передвижение в стойках; - передвижение в стойках с выполнением блоков и ударной техники. Изучение правил проведения Кумитэ: - изучение приемов атаки; - изучение приемов контратаки; - техника выполнения бросков и подсечек | 2 |
4 | Изучение КАТА: (Хейян 1,2,3,4,5). Значение КАТА в каратэ | 3 (2) |
5 | Подготовка инструкторов по каратэ, их роль в учебном процессе | 1 |
Практические занятия | ||
6 | Медицинская подготовка и правила оказания до врачебной помощи при различного рода повреждениях и травмах: ушибы, вывихи, растяжение мышц, легкие травмы, переломы, кровотечения | 3 (2) |
7 | Общефизическая подготовка: - прыжки, кувырки; - силовые упражнения; - атлетические упражнения; - гимнастические упражнения; - упражнения на растяжку мышц | 70 (40) |
8 | Спортивные игры: - футбол (осень, весна - на спортплощадке); - регби в партере (в зале в течение года) | 46 (26) |
9 | Изучение базовой техники каратэ: - базовые стойки; - передвижение в стойках; - передвижение в стойках с выполнением блоков и ударной техники. Правила проведения Кумитэ: - изучение Гохон–кумитэ; - изучение Санбон – кумитэ; - изучение приемов защиты, атаки и контратаки | 84 (64) |
10 | Изучение специальной физической подготовки: - упражнения на развитие силы; - упражнения на развитие ловкости; - упражнения на развитие координации движений; - упражнения на развитие реакции | 70 (48) |
11 | Изучение КАТА: - изучение и выполнение КАТА Хейян Шодан, Хейян Нидан, Хейян Сандан, Хейян Йондан, Хейян Годан | 65 (48) |
12 | Изучение страховок и самостраховок: - изучение техники самостраховки при выполнении приемов; - изучение приемов страховки при выполнении бросков | 35 (18) |
13 | Изучение техники ударов: - изучение техники ударов руками; - изучение техники ударов ногами; Контроль дистанции во время нанесения ударов: - техника ударов в движении; - техника ударов в прыжках | 43 (27) |
14 | Изучение техники блоков: - тактика постановки блоков; - изучение основных блоков от ударов руками; - изучение основных блоков от ударов ногами | 39 (27) |
15 | Подготовка инструкторов по каратэ: - физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, - учебно-тренировочные занятия Проведение соревнований по каратэ: - отработка жестов и движений рефери и судей | 5 (3) |
| Итого: | 468 (312) |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: