NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



«Пути сохранения и укрепления здоровья учащихся»


Методическое объединение учителей начальных классов

Пугачёвского района Саратовской области

Выступление на тему
«Пути сохранения и укрепления здоровья учащихся»
(из опыта работы)

Учитель начальных классов

МОУ СОШ с. Давыдовка

Пугачёвского района

Саратовской области

Х М Е Л Ю К Л. А.
5 мая 2009 года.


«Пути сохранения и укрепления здоровья учащихся»

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.

Достижение этой цели невозможно без применения здоровьесберегающих технологий.

Педагог в тесном контакте с учащимися, их родителями, медицинскими работниками и коллегами планируют свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья учащихся.

При планировании своей деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, учитель должен знать физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста. И в первую очередь, двигательную потребность детей.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнять от 6 тысяч до 48 тысяч движений в сутки, а за час от 200 до 9 тысяч движений.

Презентация. Слайд №2.

Как удовлетворить эту двигательную потребность в учебном процессе?

В организацию учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, прогулки с играми на свежем воздухе и другое.

Слайд №3.

Утренняя гимнастика ученика в условиях семьи, движения, связанные с закаливанием организма, обеспечивают до 1000 движений утром. Опрос детей на начало учебного года показал, что из 18 учеников класса утреннюю гимнастику дома выполняют только 6 человек После разъяснения учащимся и родителям значения зарядки, необходимости создания условия для проведения её дома, объяснения родителям, что дети охотнее выполняют упражнения, если кто-то из взрослых делает зарядку с ними, количество учащихся, выполняющих утреннюю гимнастику в домашних условиях, значительно увеличилось (с 6 до 11 учеников). Разъяснительная работа продолжается, и, думаю, что в скором времени все учащиеся класса будут выполнять утреннюю гимнастику в условиях семьи.

Слайд №4.

Вводная гимнастика в школе обеспечивает до 300 движений. Утренней гимнастикой в школе охвачены все учащиеся класса. Последнее время практикуем занятия гимнастикой проводить под музыкальное сопровождение. Упражнения в комплексе утренней гигиенической гимнастики разнообразны. Выполняя их, мы заставляем работать различные мышцы, развиваем силу, гибкость, ловкость, приобретаем красоту осанки. Занятия гимнастикой улучшает дыхание. Слайды № 5, 6, 7.

Слайд №8.

Рациональная организация перемен обеспечивает до 1000 движений. В перемены после 1 и 4 уроков свободно отдыхают под присмотром учителя, после 2 урока дети идут в столовую, а после 3 урока на второй большой перемене дети отдыхают в спортзале. Учитель организовывает подвижные игры с мячом, со скакалками, эстафеты. Слайды № 9, 10.

Слайд №11.

Физкультминутки на уроках обеспечивают до 150 движений. На каждом урке для снятия утомляемости мышц тела проводятся физкультминутки с различными двигательными упражнениями, для снятия утомляемости глаз – специальные упражнения. Слайды № 12, 13.

Слайд № 14.

Занятия на уроках физкультуры, спортивных секциях обеспечивают до 4500 движений. По учебному плану в 3 классе в неделю проводятся два урока физкультуры и один час занятий в спортивной секции.

Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, двигательной, скелетно-мышечной. Слайды № 15, 16, 17.

Слайд № 18.

Подвижные игры на свежем воздухе обеспечивают до 1000 движений. Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учётом возраста, а также формированию правильной осанки. Подвижные игры чаще использовать на уроках физкультуры во время занятий на свежем воздухе. Учитель может использовать подвижные игры на свежем воздухе во внеклассной работе 9на классных часах), на каникулах, в тё1плое время года – при организации больших перемен, а также на Днях Здоровья. В нашей школе Дни Здоровья проводятся два раза в год. В организацию Дня Здоровья включают обязательное выполнение нормативов по различным видам движений и подвижные игры. Слайд № 19.

Хорошую двигательную активность обеспечивают занятия в спортивной школе. Слайд № 20.

Таким образом, учебный процесс организован таким образом, чтобы удовлетворить естественную потребность в движениях младших школьников.

Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня.

Слайд № 21.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены. Очень важно воспитывать у младших школьников навыки личной гигиены и, в первую очередь, поддержание чистоты тела и одежды.

Чтобы правила личной гигиены стали привычкой, необходимо обучать и закреплять их повседневно не только в школе, но и дома. Учитель знакомит детей с правилами личной гигиены, а именно, как умываться и мыть руки, как ухаживать за волосами, за зубами, за одеждой и обувью. Наряду с сообщением учащимся основных правил личной гигиены, учитель ежедневно осуществляет контроль за чистотой и опрятностью учащихся, а также за чистотой помещения, режимом проветривания, температурой воздуха в классе.

Огромное значение для здоровья имеет правильное дыхание, ведь от дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга нередко вызывает головную боль. Важные условия правильного дыхания – это дыхание через нос, глубоко, ровно и ритмично. Этого можно добиться при соблюдении правил дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.

Эффективным средством укрепления здоровья человека является закаливание. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Основными средствами закаливания являются естественные силы природы – воздух, вода и солнце. Занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, поддержание оптимальной температуры в жилых помещениях. Воспитание с детства привычки к свежему воздуху и холодной воде, избегание излишне тёплой одежды, неукоснительное соблюдение режима дня – всё это способствует укреплению здоровья.

Закаливание организма можно добиться применением солнечных и воздушных ванн, водных процедур, умыванием, обтиранием. Обливанием. Принятием душа, купанием.

Очень важно вести профилактическую работу по предупреждению заболеваний у младших школьников. Профилактика заболеваний ведётся в каждом классе по трём региональным программам. Слайд № 22.

Занятия по этим программам проводятся либо на классных часах (по плану воспитательной работы в классе), либо интегрировано с уроками окружающего мира и технологии.

Кроме того профилактическая работа по предупреждению нарушений осанки проводятся ежедневно на уроках. Нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Случаи неправильной осанки в младшем школьном возрасте является проявлением общей функциональной слабости организма. Их возникновению способствует перегрузки ребёнка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребёнка и т.д. На каждом уроке учитель должен следить за правильной посадкой учащихся при письме, чтении или других видах деятельности. Обеспечение правильной посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Правильный подбор мебели позволяет обеспечить ученику наиболее физиологическую правильную посадку. Подбор мебели проводится два раза в год, при необходимости и чаще. Необходимо и правильно рассадить учащихся в классе. Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Два раза в год в классе производится пересадка учащихся местами по рядам. Такая смена мест исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Слайд № 23.

Организации горячего питания отводится первостепенное значение. В школе организовано двухразовое горячее питание. Класс охвачен на 100% горячим питанием, из них 33% на льготном питании. Слайды № 24, 25.

Слайд № 24.

В школе реализуется региональная программа «Разговор о правильном питании». В 1 и 2 классах – «разговор о правильном питании» (14 занятий), в 3 и 4 классах – «Две недели в лагере здоровья» (14 занятий). Программа реализуется интегрировано с уроками окружающего мира, технологии и на классных часах.

Слайды № 27, 28, 29, 30, 31.

Слайд № 32.

Итог: в результате работы осуществляется формирование стойкой мотивации на здоровый образ жизни; формирование ценностных ориентиров, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: