NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Программа по совершенствованию качества организации школьного питания





«СОГЛАСОВАНО»

Директор МОУ школа № 15
____________ Стрельцова О.В.

«___» _____________ 20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Управляющего Совета
____________ Пантелеев В.А.

«___» _____________ 20___г.

Протокол № _______








Программа по совершенствованию качества организации школьного питания

МОУ средняя общеобразовательная школа №15 г.о. Жуковский


2013г.


Содержание:




1. Паспорт целевой программы 3

2. Стратегия реализации программы 4

3. Обоснование актуальности программы. 4

4. Текущее положение. 5

5. Участники программы 6

Основные направления деятельности 6

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы. 8


Программа по совершенствованию качества организации школьного питания МОУ школа №15 г.о. Жуковский.

1. Паспорт целевой программы


«Формирование культуры здорового питания школьников»

на 2011-2016 гг

Наименование программы

Целевая программа «Формирование культуры здорового питания школьников»

Заказчик программы

Управляющий совет ОУ

Дата принятия решения о разработке программы,

 Протокол № 2 от 12.09 2012 год

Основной исполнитель программы

Администрация ОУ

Исполнители программы

Классные руководители

Работники школьной столовой

Партнеры (медицинские учреждения)

Цели и задачи программы

Цель:

Обеспечение здорового питания школьников  в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики  заболеваний.

Задачи:

1. Обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным  особенностям.

2. Обеспечение доступности школьного питания.

3. Приведение материально-технической базы столовой ОУ, обеспечивающей процесс школьного питания в соответствии  с современными разработками и технологиями.

4. Организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

5. Разработка системы оценок качества школьного питания, в том числе учитывая показатели снижения заболевания.

Сроки и этапы реализации программы

2011-2016




2. Стратегия реализации программы


1-й этап – базовый

  • Анализ существующего состояния организации школьного питания

  • Планирование реализации основных направлений программы

  • Создание условий реализации программы

  • Начало реализации программы

2-й этап – основной

  • Поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами

  • Промежуточный мониторинг результатов

  • Корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами

3-й этап – заключительный

  • Завершение реализации программы

  • Мониторинг результатов

  • Анализ результатов

3. Обоснование актуальности программы.


Здоровье детей и подростков в любом обществе, независимо от экономических и политических условий, является актуальной проблемой и задачей первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны и наряду с другими демографическими показателями, отражает уровень ее развития. Ведущая роль в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития принадлежит школе. По-прежнему, одна из главных задач школы – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, что возможно только в результате совместной работы всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и ребенка.
Одним из ключевых факторов, определяющих качество жизни, а также условия роста и развития ребенка служит питание. Закономерно, рациональное питание детей, равно как и состояние их здоровья, становится предметом особого внимания государства.

Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников неудовлетворительна по целому ряду причин. Во-первых, для части детей характерна неполноценность рациона питания, что в наиболее выраженных случаях является причиной замедления физического и функционального развития. Доля таких детей сравнительно невелика, однако каждый из этих детей требует особого внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Во-вторых, дети (а вероятно, и их родители) не проявляют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания – одна из основных причин развития многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний. В-третьих, организация питания в школах оставляет желать лучшего, и многие дети (вероятно, не без согласия родителей) не пользуются услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, особенно учащихся старших классов, поскольку они проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Все перечисленные факторы приводят к неудовлетворительности в рационах питания детей по ряду пищевых веществ, формируют группу риска развития различных заболеваний, в том числе желудочно-кишечных, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности (статья 51).

Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, школах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

Для решения этой задачи и разработана Программа по совершенствованию качества организации школьного питания в МОУ СОШ №15, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

  • школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

4. Текущее положение.


Организация питания в школе осуществляет самостоятельно. Заключаются договора с поставщиками продуктов питания, победившими в проведении запросов котировок.. В данный момент в МОУ школа №15 обучается 450 обучающихся. Общий охват питанием составляет 81%. В школе имеется свой пищеблок (кухня и столовая 144 мест). Питание в школе организовано по 10-дневному меню, согласованному с Роспотребнадзором, рекомендованному Управлением образования г.Жуковского: 2-х разовое питание (завтрак и обед). В школе ведется реализация обучающей программы «Разговор о правильном питании» в 1-4 классах, во внеурочной деятельности комплексная программа «Здоровье» для первоклассников. На протяжение учебного года проводятся конкурсы рисунка, сочинений, классные часы по здоровому питанию. Для родителей проводится цикл лекций «Школа здоровья» по пропаганде здорового питания с приглашением медицинских работников, а также в день открытых дверей они могут ознакомиться с режимом столовой, м организацией столов заказов, витаминных столов и продигустировать блюда школьного меню. Столовая укомплектована квалифицированными кадрами, в штате есть диетсестра. Для 123 обучающихся организовано льготное питание.

5. Участники программы


  • учащиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • медицинские работники;

  • родители;



Основные направления деятельности




Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго

регламентированная.




Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Организация режима питания основанного

- на принципах: регулярность, разнообразие,

- адекватность, безопасность, удовольствие

(1-11 классы)

Сентябрь-ноябрь

Кл руководители,

Соц. Педагог,

Зам директора по ВР

2.

Организация перемен для приема пищи

В течение года

Кл руководители,

учителя предметники,

Соц. Педагог,

Зам директора по ВР

3.

Включение вопросов о культуре питания в план учебных программ по биологии, ОБЖ, и др.

В течение года

Администрация школы

4.

Контроль за соблюдением норм самообслуживания.

В течение года

Администрация школы

5.

Повышение грамотности учителей в вопросах культуры питания.

В течение года

Администрация школы

6.

Повышение квалификации (курсовая подготовка)

В течение года

Администрация школы

7.

Посещение семинаров, конференций, круглых столов различных уровней

В течение года

Администрация школы


Диагностическая работа – комплекс мероприятий направленных на

отслеживание параметров культуры здорового питания, как учащихся,

так и учителей.





Мероприятия

Срок

Ответственный

1.

Анкетирование обучающихся 5-х классов «Мое питание»

Октябрь

Соц.педагог

2.

Осуществление контроля за соблюдением сбалансированного питания.

Октябрь-март

Администрация школы, повар

3.

Запуск медико-педагогического мониторинга детей и подростков при зачислении в школу (с учетом соматического здоровья)

Апрель-май

Мед. работник

4

Исследовательский проект «Правильное питание как профилактика нарушения работы пищеварительной системы»

Январь-апрель

Учителя биологии




Анкетирование родителей «Ваши предложения на 2012/2013 уч. год по развитию школьного питания»

Май

Классные руководители



Профилактическая и коррекционная работа, предупреждение и своевременное

выявление отклонений в вопросах культуры питания школьников.



Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Плановый медицинский осмотр

Сентябрь-ноябрь

Мед работник

2

Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов.

В течение года

Мед. работник

3

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов).

В течение года

Диетсестра

4

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом мед. осмотра.

Январь-май

Администрация школы

5

Контроль за недопустимым использованием вредных пищевых добавок.

В течение года

Администрация школы, мед работник


Научно-методическая работа – использование результатов научных

достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования,

их экспериментальное внедрение в учебный процесс, в частности, курса

«Культура здорового питания» (для учащихся 1-11 классов.)



Мероприятия

Срок

1

Внедрение новых результатов научных достижений в области культуры питания, экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.

Сентябрь-май

2

Обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по культуре здорового питания учащихся разных возрастов.

В течение года


Информационно-просветительская работа – пропаганда культуры здорового

питания, наглядная агитация, консультации по всем вопросам, включая такие

формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.



Мероприятия

Срок

1

Использование различных форм массовой пропаганды культуры здорового питания: организация лекций, проведения дня здорового питания.

В течение года

2

Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здорового питания в школьной столовой и стендов.

В течение года

3

Работа школьного сайта

В течение года

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.



Работа с учащимися



Мероприятие

Сроки

Ответственный



Обсуждение вопросов и проблем организации питания на школьном интернет-сайте, в школьной и классной стенгазетах.

в течение года

Классные руководители



Организация рекламы работы школьной столовой.

в течение года

Медицинский работник, ответственный за питание



Анкетирование учащихся:- Школьное питание - По вопросам питания

октябрь, февраль, апрель

Старшая вожатая



Конкурс среди учащихся 5 – 7 классов «Хозяюшка»

март

классные руководители, старшая вожатая



Конкурс газет среди учащихся 3 – 5 классов «О вкусной и здоровой пище»

февраль

Учителя начальных классов



1.Проведение классных часов по темам:
- режим дня и его значение; - культура приема пищи;
- «Хлеб – всему голова»
- Острые кишечные заболевания и их профилактика

сентябрь 

Директор школы, медицинский работник, классные руководители



4. Беседы с учащимися 9 класса «Берегите свою жизнь»

декабрь

классный руководитель,



Проведение уроков - здоровья «Кок­тейль здоровья», «Винегрет-шоу», «Витиминка», «Оливы-шоу»

по графику

Классные руководители



Дни национальной кухни

сентябрь-май

Кл руководители



Мониторинг горячего питания

ежемесячно

Кл руководители, ответственный за питание



Выставка учебно-методической литературы «Рациональное питание»

март

библиотекарь



Работа с родителями




Просветительская работа среди родите­лей о правильном и полноценном пита­нии учащихся на родительских собра­ниях «Основы формирование у ребёнка навыков здорового образа жизни. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребёнка. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей».

1 раз в четверть

Классные руково­дители



Изучения отношения родителей к орга­низации горячего питания в школе

2 раза в год

Классные руководители



Привлечение членов Управляющего совета школы для содействия повышения качества работы школьной столовой.

В течение года

Администрация школы



Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отноше­ния к ЗОЖ

В течение года

Классные руководители и УС школы



Лекторий для родителей «Проблемы правильного питания»

сентябрь

Мед. работник, классные руководители



Анкетирование «Питание глазами родителей»

октябрь, май

Классные руководители



Анкетирование «Ваши предложения по развитию школьного питания»

сентябрь, май

Повар, классные руководители и УС школы


Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой




Создание комиссии по проверке горячего питания

Сентябрь

Директор школы



Составление графика дежурства учите­лей в столовой.

Сентябрь

Администрация школы



Составление графика приёма пищи

Сентябрь

Соц. педагог



Составление графика дежурства уча­щихся в столовой.

Сентябрь

Администрация школы



Оформление стенда «Работа школьной столовой»

Сентябрь

Ответственный за организацию питания



Рейд по проверке организации школь­ного питания.

Ежемесячно

Администрация школы, УС


Работа с педагогическим коллективом




Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, семинарах классных руководителей.

1 раз в четверть

Директор школы,

Соц. педагог



Ведение строгого учета детей по груп­пам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям.

В течение года

медицинский работник



Своевременное выявление учащихся, с заболеваниями ЖКТ и обеспечение по­становки на диетическое питание.

В течение года

Медицинский работник



Ведение пропаганды здорового питания.

В течение года

Классные руково­дители



Осуществление постоянного наблюдение за состоянием питания.

В течение года

Классные руково­дители



Пропаганда горячего питания среди родителей

В течение года

Классные руково­дители



Разработка и внедрение курса «Кулина­рия» в рамках образовательного пред­мета «Технология»




Преподаватель технологии



1. Организационное - консультации для классных руководителей 1-11 классов; - культура поведения учащихся во время приема пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья

В течение года

Мед. работник



Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся

В течение года

Администрация, школьная комиссия по питанию

МО классных руководителей


Ожидаемые результаты реализации программы:


  • приведение материально-технической базы школьного пищеблока в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся школы;

  • обеспечение 100 % охватом питания всех учащихся школы;

  • улучшение качества школьного питания, обеспечение его безопасности, сбалансированности, внедрение новых технологий производства продукции школьного питания и методов обслуживания школьников;

  • улучшение показателей здоровья учащихся школы, создание благоприятных условий, нормального роста и развития детей;

  • формирование у школьников культуры питания, привитие навыков здорового питания.



Что удалось достичь на 1 этапе:

    1. Увеличился охват горячим питанием с 74% (2 полугодие 2011-2012 учебного года) до 81% (1 полугодие 2012-2013 учебный год)

    2. Организован постоянно действующий семинар в рамках повышение квалификации педагогов «Организация здорового школьного питания».

    3. Организована проектная деятельность обучающихся «Страна Витаминия».

    4. Организация и контроль питьевого режима в кабинетах школы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФУНКЦИИ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Функции медицинского работника:

• проведение диспансеризации учащихся школы;

• медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

• выявление учащихся специальной медицинской группы;

2. Функции директора и его заместителей:

• общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

• общее руководство и контроль за организацией культуры здорового питания

учащихся в школе;

• организация преподавания вопросов культуры здорового питания на уроках

биологии и ОБЖ в классах среднего звена;

• обеспечение работы пищеблока во внеурочное время и во время каникул;

• разработка системы внеклассных мероприятий по культуре здорового питания

учащихся и ее контроль;

• организация работы классных руководителей по программе «Культура

здорового питания» и ее контроль;

• организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и

охват питанием детей из таких семей;

• организация работы психологической и социальной службы в школе.
3. Функции классного руководителя:

• санитарно-гигиеническая работа по организации питания детей в школе;

• организация и проведение в классном коллективе мероприятий по культуре

здорового питания учащихся;

• организация и проведение профилактической работы с родителями;

организация встреч родителей с работниками столовой, мед. работниками.

• организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Культура здорового питания» (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.)

• организация и проведение исследования уровня физического и

психофизического здоровья учащихся с учетом правил здорового питания;

• организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися о

культуре правил здорового питания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тематические мероприятия.

(1-4 классы)
1. Беседы «Роль питания»:

  • В обеспечении нормального эмоционального состояния.

  • В поддержании физического и психического здоровья человека.

2. Тест « Отношение к пище для нас имеет значение»

  • Вкусно - невкусно

  • Эстетично – не эстетично

  • Полезно – вредно

3. Круглый стол: «Для чего нужно правильно питание»

- нормального кроветворения

- нормального иммунитета

- высокой работоспособности

- нормального зрения

- нормального полового созревания

- нормального состояния кожных покровов
(5-8 классы)
1. Беседа «Принципы рационального питания»

  • •Энергетическое равновесие

  • Сбалансированное соотношение – белков, жиров, углеводов, минеральных

  • веществ и витаминов.

  • Режим питания

2.Тест «от чего зависят энерго-затраты организма»

  • Пола

  • Возраста

  • Физической активности

  • Профессии

  • Состояния здоровья

3.Классны час «Сбалансированное питание»

  • Белки

  • Жиры

  • Минеральные вещества и витамины

  • Углеводы



(9-11 классы)
1.Беседы «Влияние питания на здоровье»

  • Редкие приемы пищи

  • Избыток насыщенного жира

  • Избыток поваренной соли

2. «Правила здорового питания»

3. «Тарелка оптимального соотношения продуктов»



страница 1


скачать

Другие похожие работы: