Рабочая программа и календарно тематический план факультатива физическое исследование: теория, методология, практика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования администрации г. Невинномысска
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ФАКУЛЬТАТИВА
Физическое исследование: теория, методология, практика |
(наименование) |
|
физика |
(профиль) |
10 - 11 | 2009-2010 |
(класс) | (учебный год) |
Мироненко Евгения Николаевна |
(учитель) |
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Всего часов на освоение учебного материала | 17 |
Аудиторных занятий всего | 17 |
Пояснительная записка.
Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности повышением объема знаний, которым владеет человек, увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования.
Указанные изменения в понимании образования требуют развития новых образовательных технологий, в противовес репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации.
Собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:
Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
защита проекта.
В соответствии с этими основными положениями, структура предлагаемого курса УИР включает в себя два три раздела:
Методы физического исследования.
Методы теоретического исследования
Индивидуальное ( или групповое) исследование.
Первые два раздела курса рассматриваются в 10 классе и позволяют учащимся овладеть методикой проведения практического и теоретического исследования на физическом материале, тесно связанном с темами проходимыми в основном курсе физики.
Третий раздел предполагает самостоятельное исследование , выполняемое при помощи учителя и широко обсуждаемое в классе. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на конференцию.
Исследовательская работа помогает учащемуся научиться:
работать с литературой;
обобщать выводы различных авторов;
выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;
выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;
делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
Тематическое планирование.
-
Тема
Количество часов1. Методы физических исследований (6 ч.)
1
Научный метод Галилея. Экспериментальное исследование”Свободное падение”.
1 ч.
2 – 6
Виды и методы физических исследований. Измерения физических величин.
5 ч.2. Методы теоретического исследования (4 ч.)
7
Структура теоретического исследования.
1 ч.
8 – 10
Разработка одной из тем школьного курса физики на основе метода теоретического исследования (“Фазовые переходы” или ”Электромагнитное поле в веществе”.
3 ч.Индивидуальная (или групповая) исследовательская работа (7 ч.)
11
Выделение и постановка проблемы(выбор темы).
1 ч.
12
Выдвижение гипотезы.
1 ч.
13
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
1 ч.
14
Сбор материала.
1 ч.
15
Обобщение полученных данных.
1 ч.
16
Подготовка проекта.
1 ч.
17
Защита проекта.
1 ч.
Программа факультатива
Физическое исследование:
теория, методология, практика
1. Методы физических исследований.
Занятие 1. Научный метод Галилея. Экспериментальное исследование”Свободное падение”.
Научный метод Галилея и его значение в физике, сущность метода, гипотеза, наблюдение, эксперимент, закономерность.
Экспериментальное исследование проводится с целью применить на практике приобретенные знания, раскрыть сущность стробоскопического метода исследования, получить первичные навыки по измерению физических величин, применения масштаба, построения графиков. По результатам измерений проводится анализ.
Занятия 2 – 6. Виды и методы физических исследований. Измерения физических величин.
Прямые и косвенные измерения, 0-метод, метод совпадений, случайные и систематические погрешности, абсолютная и относительная погрешность, верная, сомнительная и значащая цифра, класс точности прибора, погрешность отсчета. Анализ полученных результатов, построение графиков (требования), использование справочной литературы и таблиц.
Занятия проводятся и целью приобретения учащимися практических навыков измерения физических величин, поэтому сопровождается выполнением практических заданий, в итоге проводится практическая работа ”Тормозной путь автомобиля” .
2. Методы теоретического исследования.
Занятие 7. Структура теоретического исследования.
Постановка проблемы – создание физической модели прохождения реального процесса; выдвижение гипотезы – анализ модели, мыленный эксперимент, определение параметров, характеризующих систему, выдвижение гипотезы о их взаимосвязи.; поиск и предложение вариантов экспериментального подтверждения гипотезы (если это технически возможно).
Занятие 8 - 10. Разработка одной из тем школьного курса физики на основе метода теоретического исследования (“Фазовые переходы” или ”Электромагнитное поле в веществе”.
Коллективная или групповая работа над предложенной учителем темой с целью получения практического навыка ведения теоретического и практического исследования.
Индивидуальная (или групповая) исследовательская работа.
Занятие 11. Выделение и постановка проблемы(выбор темы).
Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования.
Занятие 12. Выдвижение гипотезы.
Создание физической модели, определение параметров её характеризующих, выдвижение гипотезы о взаимосвязи параметров, определение пути и методов подтверждения гипотезы
Занятие 13. Сбор материала.
Знакомство с литературой по избранной теме, поиск источников, отбор материала, практическое занятие в библиотеке, при необходимости создание экспериментальной установки и проведение эксперимента.
Занятие 14. Обобщение полученных данных.
Анализ собранного материала, построение графиков, таблиц. Вывод о достоверности выдвинутой гипотезы, определение пределов её применения и степени достоверности полученного результата.
Занятие 15. Подготовка проекта.
Структура работы. Требования к оформлению.
Занятие 17. Защита проекта.
Предоставляется готовая работа на обсуждение класса. Лучшие работы демонстрируются на общелицейском уровне.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
№ п./п. | Перечень литературы |
1. | Н.С. Пурышева Н.В. Шаронова Фундаментальные эксперименты в физической науке |
Методическая литература
№ п./п. | Перечень литературы |
1. | Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. «Народное образование», № 10, 1999. |
2. | Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001. |
3. | Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974. |
4. | Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999. |
5. | Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. Народное образование, № 10, 1999. |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: