NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа и календарно тематический план факультатива физическое исследование: теория, методология, практика


Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования администрации г. Невинномысска
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


ФАКУЛЬТАТИВА


Физическое исследование: теория, методология, практика

(наименование)







физика

(профиль)




10 - 11

2009-2010

(класс)

(учебный год)




Мироненко Евгения Николаевна

(учитель)



ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ




Всего часов на освоение учебного материала

17

Аудиторных занятий всего

17



Пояснительная записка.


Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей. Заканчиваются возможности повышением объема знаний, которым владеет человек, увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования.

Указанные изменения в понимании образования требуют развития новых образовательных технологий, в противовес репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации.

Собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

  • Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

  • Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

  • На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

выдвижение гипотез;

  • поиск и предложение возможных вариантов решения;

  • сбор материала;

  • обобщение полученных данных;

  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);

  • защита проекта.

В соответствии с этими основными положениями, структура предлагаемого курса УИР включает в себя два три раздела:

  • Методы физического исследования.

  • Методы теоретического исследования

  • Индивидуальное ( или групповое) исследование.

Первые два раздела курса рассматриваются в 10 классе и позволяют учащимся овладеть методикой проведения практического и теоретического исследования на физическом материале, тесно связанном с темами проходимыми в основном курсе физики.

Третий раздел предполагает самостоятельное исследование , выполняемое при помощи учителя и широко обсуждаемое в классе. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на  конференцию.

Исследовательская работа помогает учащемуся научиться:

  • работать с литературой;

  • обобщать выводы различных авторов;

  • выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;

  • выражать результаты наблюдений и коротко их описывать;

  • делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.



Тематическое планирование.








Тема

Количество часов

1. Методы физических исследований (6 ч.)


1

Научный метод Галилея. Экспериментальное исследование”Свободное падение”.

1 ч.

2 – 6

Виды и методы физических исследований. Измерения физических величин.

5 ч.

2. Методы теоретического исследования (4 ч.)


7

Структура теоретического исследования.

1 ч.

8 – 10

Разработка одной из тем школьного курса физики на основе метода теоретического исследования (“Фазовые переходы” или ”Электромагнитное поле в веществе”.

3 ч.

Индивидуальная (или групповая) исследовательская работа (7 ч.)


11

Выделение и постановка проблемы(выбор темы).

1 ч.

12

Выдвижение гипотезы.

1 ч.

13

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

1 ч.

14

Сбор материала.

1 ч.

15

Обобщение полученных данных.

1 ч.

16

Подготовка проекта.

1 ч.

17

Защита проекта.

1 ч.



Программа факультатива


Физическое исследование:

теория, методология, практика

1. Методы физических исследований.



Занятие 1. Научный метод Галилея. Экспериментальное исследование”Свободное падение”.
Научный метод Галилея и его значение в физике, сущность метода, гипотеза, наблюдение, эксперимент, закономерность.

Экспериментальное исследование проводится с целью применить на практике приобретенные знания, раскрыть сущность стробоскопического метода исследования, получить первичные навыки по измерению физических величин, применения масштаба, построения графиков. По результатам измерений проводится анализ.
Занятия 2 – 6. Виды и методы физических исследований. Измерения физических величин.
Прямые и косвенные измерения, 0-метод, метод совпадений, случайные и систематические погрешности, абсолютная и относительная погрешность, верная, сомнительная и значащая цифра, класс точности прибора, погрешность отсчета. Анализ полученных результатов, построение графиков (требования), использование справочной литературы и таблиц.

Занятия проводятся и целью приобретения учащимися практических навыков измерения физических величин, поэтому сопровождается выполнением практических заданий, в итоге проводится практическая работа ”Тормозной путь автомобиля” .

2. Методы теоретического исследования.



Занятие 7. Структура теоретического исследования.
Постановка проблемы – создание физической модели прохождения реального процесса; выдвижение гипотезы – анализ модели, мыленный эксперимент, определение параметров, характеризующих систему, выдвижение гипотезы о их взаимосвязи.; поиск и предложение вариантов экспериментального подтверждения гипотезы (если это технически возможно).
Занятие 8 - 10. Разработка одной из тем школьного курса физики на основе метода теоретического исследования (“Фазовые переходы” или ”Электромагнитное поле в веществе”.
Коллективная или групповая работа над предложенной учителем темой с целью получения практического навыка ведения теоретического и практического исследования.

Индивидуальная (или групповая) исследовательская работа.



Занятие 11. Выделение и постановка проблемы(выбор темы).
Выбор темы. Обоснование её актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования.
Занятие 12. Выдвижение гипотезы.
Создание физической модели, определение параметров её характеризующих, выдвижение гипотезы о взаимосвязи параметров, определение пути и методов подтверждения гипотезы
Занятие 13. Сбор материала.
Знакомство с литературой по избранной теме, поиск источников, отбор материала, практическое занятие в библиотеке, при необходимости создание экспериментальной установки и проведение эксперимента.
Занятие 14. Обобщение полученных данных.
Анализ собранного материала, построение графиков, таблиц. Вывод о достоверности выдвинутой гипотезы, определение пределов её применения и степени достоверности полученного результата.
Занятие 15. Подготовка проекта.
Структура работы. Требования к оформлению.
Занятие 17. Защита проекта.
Предоставляется готовая работа на обсуждение класса. Лучшие работы демонстрируются на общелицейском уровне.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература


№ п./п.

Перечень литературы


1.

Н.С. Пурышева Н.В. Шаронова Фундаментальные эксперименты в физической науке


Методическая литература


№ п./п.

Перечень литературы


1.

Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. «Народное образование», № 10, 1999.

2.

Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. В сб. «Развитие исследовательской деятельности учащихся». Серия: «Профессиональная библиотека учителя», М., «Народное образование», 2001.

3.

Лернер И. Я. Проблемное обучение. М., Знание, 1974.

4.

Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 1999.

5.

Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. Народное образование, № 10, 1999.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: