Рабочая программа курса «русский язык»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс
(составлена на основе ПРОГРАММЫ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка во 2 классе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к - сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации;
- усиленное формирование фонематического слуха.
3. МЕСТО КУРСА « РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа для 2 класса составлена на основе программы и учебников «Русский язык» Н.А.Чураковой, в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Развитие речи | 30 часов |
2 | Синтаксис | 15 часов |
3 | Морфология | 50 часов |
4 | Фонетика | 10 часов |
5 | Орфография | 57 часов |
| Итого | 170 часов |
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как осном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальнойшколы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и писменная речь является показателем общей культуры человека.
В ходе освоения программы по русскому языку формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения:
– закладываются основы формирования учебной деятельности обучающихся: система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
– формирование личностных и универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
– развиваются познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;
– формируются основы нравственного поведения, определяющие отношение обучающего с обществом и окружающими людьми.
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Самоопределение (связано с коммуникацией, как взаимодействие) создание условий для децентрации, ориентации на учет чужой точки зрения; Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией) Ориентация на помощь другим | Познавательные УУД: - инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи; - ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правило или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; - работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту); - работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию. Коммункативные УУД: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; - выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: - видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; - использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. Регулятивные УУД: - понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; - научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, самостоятельно выполнять работу над ошибками. | Раздел «Фонетика и графика» Учащиеся научатся: определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги; соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков. Раздел «Орфоэпия» Учащиеся получат возможность научиться: правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы..,) Раздел «Состав слова (морфемика)» Учащиеся научатся: различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным); мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме); разграничивать разные слова и разные формы одного слова. Раздел «Лексика» Учащиеся научатся: выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника. Раздел «Морфология» Учащиеся научатся: определять начальную форму слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий; изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род; изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам; Раздел «Синтаксис» Учащиеся научатся: различать предложение, словосочетание и слово; находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос; определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Учащиеся научатся: проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника (Словарь «Пиши правильно»); различать на письме приставки и предлоги; употреблять разделительные ь и ъ; находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно; Содержательная линия «Развитие речи» Учащиеся научатся: определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложениях; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме; грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.). соблюдать орфоэпические нормы речи; устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета. |
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14
скачать
Другие похожие работы: