Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Пояснительная записка
1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной Программы по русскому языку и на основе авторской Программы по русскому языку для 5 – 11 классов С.И. Львовой.
2. Данный учебный предмет имеет своей целью:
1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
3) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
4) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Изучение предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:
1) дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений),
2) сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;
3) выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения;
4) пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент (2 часа в неделю), представленный следующими темами: «Фонетика» (2 ч), «Графика» (2ч), «Морфемика» (1 ч), «Лексикология» (1ч), «Орфография» (6ч), «Морфология» (1ч), «Культура речи» (1ч), «Синтаксис» (8ч), «Пунктуация» (3 ч), «Текстоведение» (2 ч), «Словообразование» (7ч), «Лексика и фразеология» (7 ч), «Морфология» (27ч).
4. Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект: Львова С.И. Русский язык. 5класс. В 3 ч: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. –М.: Мнемозина, 2009.
5. Учебный предмет изучается в 5 классе, рассчитан на 170 часов.(5 часов в неделю) Контрольных диктантов -8, сочинений- 5, изложений- 5.
6. При проведении уроков используются беседы, работа в группах, комбинированные уроки, уроки-практикумы. Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются контрольные диктанты, тесты, контрольные сочинения и изложения, промежуточная аттестация учащихся 5 класса проводится в форме контрольной работы. В рамках повышения лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции в программу включены часы по развитию речи, предусматривающие анализ текстов различных жанров. Используются такие виды работ как сочинение-рассуждение, сочинение-описание, изложение.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка учащиеся должены
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебно-тематический план.
Название раздела | Количество часов | Количество контрольных | Развитие речи |
Введение | 1ч | - | - |
Лингвистика-наука о языке | 1 ч | - | - |
ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ (62 ч) | - | - | |
Фонетика | 5 ч | - | - |
Орфоэпия | 1ч | - | - |
Графика | 5 ч | 1 | - |
Морфемика | 4 ч | - | 1(соч) |
Лексикология | 2 ч | - | - |
Орфография | 12 ч | 1 | 1(изл) |
Морфология | 2 ч | - | - |
Культура речи | 3 ч | - | 1(соч) |
Синтаксис | 16 ч | - | - |
Пунктуация | 7 ч | 1 | - |
Текстоведение | 5 ч | - | 1 (изл) |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (91 ч) | |||
Словообразование | 14 ч | 1 | 1(изл) |
Лексикология и фразеология | 14ч | - | 1 (соч) |
Морфология | 2 ч | - | - |
Имя существительное | 17 ч | 1 | 1 (изл) |
Имя прилагательное | 16ч | 1 | 2 (соч) |
Глагол | 28 ч | 1 | 1 (изл) |
Повторение изученного в 5 классе | 5 ч | 1 | - |
Резервные уроки | 10 ч | - | - |
Всего | 170 ч |
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать
Другие похожие работы: