Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, [6] с.
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Биология (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., № 1089)
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
6 класс – 1 час в неделю
7 класс – 2 часа в неделю,
8 класс – 2 часа в неделю,
9 класс – 2 часа в неделю
Данная рабочая программа по биологии разработана для 7 класса. Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа (34 учебные недели), т.е. программа составлена на 68 часов.
В ПРОГРАММУ ВНЕСЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Введение сокращено с 3 часов до 2 часов;
В теме «Царство Прокариоты» сокращено количество часов с 3 часов до 2 часов;
В теме «Царство Растения» увеличение часов с 16 до 18 часов;
Тема «Царство Животные» увеличена с 37 часов до 40 часов;
Тема «Вирусы» сокращена с 2 часов до 1 часа;
Добавлены экскурсии – 1 час.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.
I. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (2 ч)
Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.
II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч)
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).
Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.
Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (18 ч)
1. Общая характеристика царства растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.
2. Подцарство Низшие растения (4 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.
Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.
Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.
3. Подцарство Высшие растения (14 ч)
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.






Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое
значение.
Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению
с голосеменными.
Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (40 ч)
Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
1. Подцарство Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.
2. Подцарство Многоклеточные (37 ч)
Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные (3 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль природных сообществ.
Тип Плоские черви (2 ч)
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви (1ч)
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви (3 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.
Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.
Тип Моллюски (2 ч)
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обирания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.




Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие пилон. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Иглокожие (1ч).
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые (15 ч)
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности
строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.
Класс Рыбы (2 ч)
Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.
Класс Земноводные (2 ч)
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.
Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.


Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие (4 ч)
Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,
Настоящие звери.
Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хтонобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.
Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности» — 1 ч.
V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (I ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом
Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ЗАКОНЧИВШИХ 7 КЛАСС
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009
Дополнительная литература:
Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 касс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМК»)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
В 7 классе проводится 17 лабораторных работ:
по теме «Царство Грибы»
лабораторная работа № 1 «Строение грибов и лишайников»
по теме «Царство Растения»
лабораторная работа № 1 «Строение спирогиры»
лабораторная работа № 2 «Строение мхов»
лабораторная работа № 3 «Строение хвоща»
лабораторная работа № 4 «Строение папоротника»
лабораторная работа № 5 «Строение пыльцы, шишки и семени сосны»
лабораторная работа № 6 «Строение шиповника»; «Строение пшеницы»
по теме «Царство Животные»
лабораторная работа № 1 «Строение инфузории туфельки»
лабораторная работа № 2 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры»
лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя»
лабораторная работа № 4 «Внешнее строение моллюсков»
лабораторная работа № 5 «Внешнее строение речного рака»
лабораторная работа № 6 «Внешнее строение насекомого»
лабораторная работа № 7 «Внешнее строение лягушки»
лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение лягушки»
лабораторная работа № 9 «Внешнее строение птицы»
лабораторная работа № 10 «Внутреннее строение млекопитающего»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 7 класс
№ урока в теме (разделе) | Да та проведения | Тема урока | Домашнее задание и дата | Планируемый результат | Лабораторные и практические работы | Набор методов и приемов | | |||||||||||||||||
Государственный стандарт | Программа | Основные знания, умения, навыки | | |||||||||||||||||||||
Тема I: Введение (2 часа) | | |||||||||||||||||||||||
1 | | Многообразие живых организмов | с.5 - 9 | Многообразие органического мира. Прокариоты. эукариоты | Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Особенности многообразия, строения, жизнедеятельности растений и животных Нижегородского края | Знать: разнообразие форм жизни, длительность ее существования на Земле, взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве. Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника извлекая из него необходимую информацию | | 1. «Вспомним?!» 2. Анализ рисунков учебника и таблиц 3. Словарная работа 4. «Ответь-ка» | | |||||||||||||||
2. | | Многообразие живых организмов. Наука систематика. | с.9-10 | Систематика. Основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации. | Систематика – наука о разнообразии и классификации живых организмов | Знать: разнообразие форм жизни, научную систему их классификации. Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника извлекая из него необходимую информацию | | 1. «Ответь-ка» 2. Словарная работа 3. Составление схемы 4. «Подумай и ответь» | | |||||||||||||||
Тема II: Царство Прокариот (2 часа) | | |||||||||||||||||||||||
1 (3) | | Система прокариот. Многообразие и значение бактерий | 12 - 20 | Безъядерные организмы (прокриоты) – бактерии. Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности, их роль в природе. Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. | Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобакте-рии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебакгерии. Особенности строоения, жизнедеятельности метанообразующих бактерия и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размещения. Роль в природе, жизни человека. | Знать: общую характеристику прокариот; определение терминов «прокариоты или бактерии» сходство и различие трех подцарств: настоящие бактерии, архебактерии и оксифотобактерии. Уметь: кратко характеризовать сходство и различие трех подцарств: настоящие бактерии, архебактерии и оксифотобактерии | | 1. «Знаешь – ответь» 2. Составление схемы 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. Заполнение таблицы | | |||||||||||||||
2 (4) | | Прокариоты. Проверочная работа по теме «Прокариоты» | | | 1. «Знаешь – ответь» 2. Письменная работа по вариантам | | ||||||||||||||||||
Тема III: Царство Грибы (5 часов) | | |||||||||||||||||||||||
1-2 (5-6) | | Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы | С. 22 - 31 с. 22 - 31 | Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности грибов, их роль в природе. Использование грибов в биотехнологии. Грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Ядерные организмы – эукариоты. | Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомииеты. Многообр Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение, Несовершенные грибы. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения. Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе. Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям. | Знать: общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе и значение для человека. Уметь: давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными; охарактеризовать отделы царства и значение грибов в природе и значение для человека. | | 1. «Ответь-ка» 2. «Знаешь – ответь» 3. Загадки 4. Заполнение таблицы 5. Анализ рисунков учебника и таблиц 6. Составление схемы 7. «Выполни – ка» 8. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | | |||||||||||||||
3 (7) | | Отдел Лишайники | с. 32-36 | Общая характеристика, особенности строения и жизнедеятельности лишайников, их роль в природе. Лишайник – комплексные организмы | Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение. | Знать: общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов. Уметь: давать общую характеристику отдела Лишайники; объяснять, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей | | 1. «Ответь-ка» 2. Анализ рисунков и таблиц 3. Заполнение таблицы 4. «Знаешь – ответь» 5. Тест «Правда – Ложь» 6. Биологические задачи 7. «Зарисуй!» 8 Письменная работа по вариантам | | |||||||||||||||
4 (8) | | «Строение грибов и лишайников» | с. 22 - 36 | | | Знать: общую характеристику грибов, черты их сходства с растениями и животными; отделы царства; роль грибов в природе и значение для человека. Общую характеристику отдела Лишайники; многообразие и значение живых организмов. Уметь: давать общую характеристику грибов; выявлять сходства и различия грибов с растениями и животными; охарактеризовать отделы царства и значение грибов в природе и значение для человека; давать общую характеристику отдела Лишайники; объяснять, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей. | Лабораторная работа № 1 «Строение грибов и лишайников» | 1. Тест «Правда – Ложь» 2. Выполнение лабораторной работы | | |||||||||||||||
5 (9) | | Итоговый урок по теме «Царство Грибов» | | | | 1. «Ответь-ка» 2. Письменная работа по вариантам | | |||||||||||||||||
| Тема IV: Царство Растения (17 часов) | | ||||||||||||||||||||||
1 (10) | | Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения или водоросли. | с. 38-44 | Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности растительной клетки, тканей, органов, организма. | Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения. | Знать: общую характеристику растений; их строение, жизнедеятельность и отличительные особенности; систему царства Растений и подцарства Низших растений Уметь: давать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей. | | 1. Составление схемы 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Биологический диктант 5. «Выполни-ка!» | | |||||||||||||||
2 (11) | | Отделы водорослей | с. 45 -49 | Классификация растений. Главные признаки основных отделов | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки. Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среза обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение. Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение. | Знать: отделы Зеленых, Красных и Бурых водорослей; общую характеристику каждой из групп. Уметь: давать общую характеристику групп водорослей. | | 1. Заполнение таблицы 2. «Знаешь ли ты…?» | | |||||||||||||||
3 (12) | | «Строение спирогиры» | | Знать: отделы Зеленых, Красных и Бурых водорослей; общую характеристику каждой из групп. Уметь: давать общую характеристику групп водорослей. | Лабораторная работа № 2 «Строение спирогиры» | 1. Биологический диктант 2. Тест «Правда – Ложь» 3. Тест «Проверь себя» 4. Выполнение лабораторной работы 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | | |||||||||||||||||
4 (13) | | Проверочная работа по теме «Водоросли» | | | Знать: общую характеристику растений; их строение, жизнедеятельность и отличительные особенности; систему царства Растений и подцарства Низших растений; отделы Зеленых, Красных и Бурых водорослей; общую характеристику каждой из групп. Уметь: давать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей | | 1. Письменная работа по вариантам | | ||||||||||||||||
5 (14) | | Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. | с. 50 -56 | Классификация растений. Главные признаки основных отделов. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции | Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные . | Знать: общую характеристику высших растений; особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Уметь: давать общую характеристику высших растений; работать с натуральными объектами и микроскопом. | | 1. Комбинированный опрос 2. Загадки 3. Словарная работа 4. Заполнение таблицы 5. «Знаешь ли ты.?» 6. Анализ рисунков и таблиц 7. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 8. Брей - ринг | | |||||||||||||||
6 (15) | | «Строение зеленого мха кукушкин лен», «Строение мха сфагнума» | | Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. | Знать: общую характеристику высших растений; особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Уметь: давать общую характеристику высших растений; работать с натуральными объектами и микроскопом. | Лабораторная работа № 3 «Строение мхов» | 1. Индивидуальный опрос 2. Выполнение лабораторной работы | | ||||||||||||||||
7 (16) | | Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | с. 57 - 61 | Классификация растений. Главные признаки основных отделов. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции | Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение. | Знать: сравнительную характеристику четырех отделов споровых растений: мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Уметь: давать общую характеристику высших растений; работать с натуральными объектами и микроскопом. | | 1. «Знаешь ответь» 2. Заполнение таблицы 3. Игра «Назови» 4. «Подумай и ответь» 5. Тест «Правда – Ложь» | | |||||||||||||||
8 (17) | | Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. | с. 57 - 61 | Классификация растений. Главные признаки основных отделов. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции | Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение. | Знать: общую характеристику отделов споровых растений: плаунов и хвощей; особенности усложнения в ходе эволюции. Уметь: давать общую характеристику отделов споровых; работать с натуральными объектами и микроскопом. | Лабораторная работа № 4 «Строение хвоща» | 1. «Ответь-ка!» 2. Словарная работа 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. «Выполни-ка!» | | |||||||||||||||
9 (18) | | Отдел Папоротниковидные | с. 61 - 65 | Знать: особенности строения папоротников; сравнительную характеристику споровых растений: плаунов, хвощей и папоротников. Уметь: объяснять особенности строения и приспособления папоротников к условиям жизни | | 1. «Ответь-ка» 2. «Знаешь ли ты..?» 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Игра «Цветик – семицветик» 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: