Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, [6] с.
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Природоведение (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., № 1089)
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Настоящая программа составлена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, 6 и 7 классов.
Программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов» в 6 и 7 классах соответственно.
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которого теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Структура курса складывается из трех частей. В первой вводятся общие сведения о человеческом организме, топографии внутренних органов, уровнях организации организма. Рассматриваются клетки и ткани, основные принципы нервной и гуморальной регуляции, включая рефлекторную деятельность. Во второй части дается обзор основных систем органов. Он заканчивается сведениями о нервной системе, анализаторах и железах внутренней секреции. В третьей части дается индивидуальное развитие человека.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
6 класс – 1 час в неделю
7 класс – 2 часа в неделю,
8 класс – 2 часа в неделю,
9 класс – 2 часа в неделю
Данная рабочая программа по биологии разработана для 8 класса. Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа (34 учебные недели), т.е. программа составлена на 68 часов.
В ПРОГРАММУ ВНЕСЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Тема 2. Происхождение человека сокращена на 1 час и составляет 1 час;
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека увеличена на 1 час и составляет 2 часа;
Резервное время составляет 4 часа.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.


Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
11. Обмен веществ и энергии (2 ч).
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз, Гипервитаминоз.
12. Выделение (2 ч.)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
16. Человек и его здоровье (4ч.)
Соблюдение снитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ЗАКОНЧИВШИХ 8 КЛАСС
В результате изучения предмета
Учащиеся должны знать:
место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных — факторы антропосоциогенеза;
основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
науки, изучающие организм человека;
особенности строения органов и систем, функционирования, расположения органов;
нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
внутреннюю среду организма, иммунитет;
обмен веществ и энергии;
развитие организма человека;
вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование:
микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей, часы с секундной стрелкой, таблица чисел, свежие натуральные (с надкостницей), пережженные и декальцинированные кости млекопитающих животных, распилы костей крупного млекопитающего (позвонки, лопатки, трубчатые кости конечности): жаберные крышки рыб, набор для микрокопирования, хоккейная шайба, готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, таблица «Кровь», перевязочные материалы, жгут, кусок ткани, карандаш, блокнот для записи, йод, вазелин или крем (имитатор стрептоцидовой мази), вата, ножницы, муляжи органов дыхания человека и собаки, штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, водяная баня, реактивы и материалы: крахмал, раствор иода в йодистом калии, 10 %-ный раствор аммиака, 1 %-ный раствор глюкозы, 10 % раствор едкого натрия, 5 %-ный раствор медного купороса, глюкоза в порошке, зеркало, череп человека, черепа позвоночных животных или челюсти с зубами (кошки, собаки, кролика, овцы и т. д.).
Основная литература
1. Учебник: Биология. Человек. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009
Дополнительная литература:
Тематическое и поурочное планирование по биологии: 8 касс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Человек 8 класс»\ Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМК»)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
В 8 классе проводится 19 лабораторных работ:
по теме «Общий обзор организма человека»
лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки»
лабораторная работа № 2 «Ткани»
по теме «Координация и регуляция»
лабораторная работа № 1 «Безусловный рефлекс человека»
лабораторная работа № 2 «Объем внимания»
лабораторная работа № 3 Объем памяти при механическом запоминании»
по теме «Опора и движение»
лабораторная работа № 1 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани»
лабораторная работа № 2 «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц, суставов»
лабораторная работа № 3 «Выявление нарушения осанки и сохранение правильной осанки в положении сидя и стоя»
лабораторная работа № 4 «Выявление гибкости позвоночника»
по теме «Внутренняя среда организма»
лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
по теме «Транспорт веществ»
лабораторная работа № 1 «Подсчет пульса в разных условиях»
лабораторная работа № 2 «Приемы остановки кровотечений»
по теме «Дыхание»
лабораторная работа № 1 «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего»
по теме «Пищеварение»
лабораторная работа № 1 «Качественные реакции на углеводы»
лабораторная работа № 2«Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы»
лабораторная работа № 3 «Действие слюны на крахмал»
лабораторная работа № 4 «Действие антибиотиков на фермент слюны»
лабораторная работа № 5 «Цветные реакции на белок»
лабораторная работа № 6 «Пищеварение в желудке»
№ урока в теме (разделе) | Дата проведения | Наименование темы урока | Домашнее задание | Планируемый результат | Лабораторные, практические работы | Набор методов и приемов | ||||
ГОС | Образовательная программа | Требования к уровню подготовки учащихся | ||||||||
Тема I: «Человек как биологический вид» (2 часа) | ||||||||||
1. | 3 .09 | Место человека в системе органического мира | c.5-8 | Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»; биосоциальную природу человека. Уметь: работать с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме; давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры. | | 1. Словарная работа 2. «Ответь-ка!» 3. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 4. «Подумай и ответь!» 5. Заполнение таблицы 6. Тест «Выбери-ка!» | ||
2. | 5. 09 | Особенности человека | С.8-11 | Знать: отличительные черты человека от животных; характерные для человека особенности. Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, оформлять результаты логических операций в форме таблиц. | | 1. Фронтальный опрос 2. Биологический диктант 3. Заполнение таблицы 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. Анализ рисунков и таблиц | ||||
Тема II: Происхождение человека (3 часа) | ||||||||||
1-2 (3-4) | 10-12.09 | Происхождение человека. Этапы его становления | С.12-16 | Биологические и социальные факторы антропогенеза. | Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. | Знать: этапы и эволюцию человека; основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа. Уметь: объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции; работать с дополнительной литературой; рисовать эволюционное древо. Объяснять: причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции. | | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. «Вспомним!?» 3. Заполнение таблицы 4. Сообщения учащихся 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 6. Анализ рисунков и таблиц | ||
3 (5) | | Расы человека, их происхождение и единство | С.18-20 | Человеческие расы, их родство. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека | Расы человека, их происхождение и единство. | Знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас; единство человеческих рас. Уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблиц. Доказывать: несостоятельность расизма. | | 1. Словарная работа 2. Письменная работа по вариантам 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Заполнение таблицы 5. самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | ||
Тема III: «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа) | ||||||||||
1 – 2 (6-7) | | История развития знаний о строении и функциях организма | С.21 - 30 | | Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие. | Знать: краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней; науки, изучающие человека, методы исследования. Уметь: €работать с учебником, дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в форме таблиц. Называть: ученых и показывать их значение для науки | | 1. Словарная работа 2. Составление схемы 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Заполнение таблицы 5. «Найди адресата» 6. Тест «Верно – ли?» 7. Сообщения учащихся | ||
Тема IV: «Общий обзор организма человека» (4 часа) | ||||||||||
1 – 2 (8-9) | | Клеточное строение организма | С. 31-33 | Особенности строения и жизнедеятельности клеток | Клеточное строение организма. | Знать: строение и функции клеточных организмов; химический состав клеток; жизнедеятельность и размножение клеток; клеточное строение организма; строение животной клетки. Уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека; работать со световым микроскопом; готовить микропрепараты; выделять главное, логически мыслить. Распознавать: на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки. | Лабораторная работа № 1 «Строение животной клетки» | 1. «Найди адресата» 2. Анализ рисунков и таблиц 3. Заполнение таблицы 4. Выполнение лабораторной работы 5. словарная работа 6. «Выполни-ка!» 7. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 8. Тест «Правда – Ложь» | ||
3 (10) | | Ткани и органы | С. 34 -39 | Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.. | Знать: сущность понятия «ткань» и «орган»; основные типы и виды тканей, их локализацию в организме человека; особенности строения органов, функционирование, расположение органов. Уметь: распознавать ткани и органы, ими образованные; самостоятельно работать с учебником, микроскопом, микропрепаратами. | Лабораторная работа № 2 «Ткани» | 1. «Попробуй ответь!» 2. Словарная работа 3. Анализ рисунков и таблиц 4. Заполнение таблицы 5. «Подумай и ответь» 6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 7. «Вспомним!» | ||
4 (11) | | Органы, системы органов. Организм. | С. 40 -43 | Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов человека | Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза | Знать: сущность понятий «система органов», «организм»; функции основных физиологических систем и органов, их образующих; функционирование органов, систем, аппаратов организма как единого целого. Уметь: самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в письменной или устной форме. Называть: органы, входящие в определенные системы, их функции. | | 1. Индивидуальный опрос 2. Словарная работа 3. Заполнение таблицы 4. Анализ рисунков и таблиц 5. «Побеседуем?!» 6. Самостоятельная работа с учебником и в тетради 7. «Знаешь – ответь» | ||
Тема V: «Координация и регуляция (13 часов) | ||||||||||
1 (12) | | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | С.46- 52 | Нервно – гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. | Знать: сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека. Уметь: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме. | | 1. Индивидуальный опрос 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. «Знаешь – ответь» 4. Заполнение таблицы 5. Тест «Верно – ли?» | ||
2 (13) | | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения | С.46-52 | Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой | Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. | Знать: что такое «гормоны», «нервно-гуморальная регуляция»; характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах; нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. Уметь: работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, свободно излагать их содержание и формулировать вопросы; логически мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы. Называть: основные гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции их значение; отличительные черты желез внутренней секреции от желез внешней и смешанной секреции. | | 1. «Рассмотри и подпиши» 2. «Знаешь – ответь» 3. Сообщения учащихся 4. «Ответь-ка» 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради | ||
3 (14) | | Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция, эндокринный аппарат человека, его особенности» | | | | Знать: науки, изучающие организм человека; особенности строения органов и систем, функционирования, расположение органов. Уметь: выполнять тестовые задания | | 1. Тест «Умники» 2. «Знаешь – ответь» | ||
4 (15) | | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | С.54 - 57 | Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой | Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. | Знать: строение и классификацию нервной системы; строение нервной ткани, нейрона, серого и белого вещества, нервов, нервных узлов; сущность понятий «рефлекс», «рефлекторная дуга», их классификацию. Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Сравнивать: строение нервной ткани с другими видами тканей; давать основные определения. | | 1. «Найди адресата» 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. «Знаешь – ответь» 4. Составление схем 5. «Вспомним?!» 6. «Нарисуй-ка!» 7. Сообщения учащихся 8. Анализ рисунков и таблиц 9. Работа с опорными конспектами | ||
5 (16) | | Спинной мозг | С.60-62 | Строение и функции спинного мозга. | Знать: место спинного мозга в организме человека, форму, длину и массу; внешнее и внутреннее строение, функции. Уметь: работать с текстом учебника; логически мыслить. Объяснять: строение спинного мозга и называть его функции. | | 1. «Найди адресата» 2. «Ответь-ка» 3. Сообщения учащихся 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. Анализ рисунков и таблиц 6. Тест «Верно-ли?» 7. «Подумай и ответь» 8. «Рассмотри» | |||
6 (17) | | Строение и функции головного мозга | С.63-68 | Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой | Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. | Знать: строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции; особенности микроскопического строения мозга. Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов | | 1. Фронтальный опрос 2. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 3. «Знаешь – ответь» 4. Заполнение таблицы 5. Составление конспекта | ||
7 – 8 (18-19) | | Полушария большого мозга | С.70-75 | Знать: особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Уметь: сравнивать строение и функции больших полушарий человека и животных; рисовать рефлекторные дуги безусловных рефлексов | Лабораторная работа № 3 «Безусловный рефлекс человека», Лабораторная работа № 4 «Объем внимания» Лабораторная работа № 5 «Объем памяти при механическом и логическом запоминании» | 1. «Рассмотри» 2. Тест «Верно-ли?» 3. Тест «Проверь себя» 4. «Ответь-ка» 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 6. «Подумай и ответь» 7. Заполнение таблицы 8. «Зарисуй» 9. работа в группах 10. Выполнение лабораторных работ | ||||
9 (20) | | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. | С.76- 83 | Гигиена органов чувств | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Гигиена органов чувств | Знать: что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиену зрения. Уметь: выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с дополнительной литературой и текстом учебника. Называть: составные части зрительного анализатора, их строение и функции. | | 1. Тест «Проверь себя» 2. «Ответь-ка» 3. Сообщение учащихся 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. «Подумай и ответь» 6. Анализ рисунков и таблиц 7. заполнение таблицы 8. Словарная работа 9. Тест «Выбери-ка» 10. «Рассмотри» 11. Работа с опорным конспектом | ||
10 (21) | | Анализаторы слуха и равновесия | С. 84-90 | Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Гигиена органов чувств | Знать: строение и функции анализаторов слуха и равновесия; гигиену органа слуха. Уметь: показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой; работать с текстом и рисунками учебника, опорными схемами; разъяснять правила гигиены слуха, равновесии; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены; логически мыслить. Называть: составные части слухового анализатора, их строение и функции | | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. «Найди адресата» 3. Сообщения учащихся 4. «Ответь-ка» 5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 6. Заполнение таблицы 7. «Подумай и ответь» 8. Работа в группах 9. Анализ рисунков, таблиц, опорных конспектов | |||
11 (22) | | Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | С.91-99 | Гигиена органов чувств | Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | Знать: различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции. Уметь: самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме; объяснять их значение для человека. | | 1. Индивидуальный опрос по карточкам 2. работа в группах 3. «Подумай и ответь» 4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради 5. Анализ рисунков и таблиц |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: