Рабочая программа по иностранному языку (немецкому языку) для 2 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по иностранному языку (немецкому языку)
для 2 класса
Составил: учитель иностранного языка (немецкого языка) Гептина Т.Н
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета по немецкому языку 2 класса составлена в соответствии федерального компонента государственного стандарта общего образования и образовательной программы МОУ Грузенской СОШ, авторской программы по немецкому языку Н.Д. Гальсковой. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам, а также поурочное распределение учебного времени, определяет последовательность изучения тем языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Данный учебный предмет имеет следующие цели:
формирование умений общаться на немецком языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению немецкого языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на немецком языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и немецком языках;
приобщение к новому социальному опыту с использованием немецкого языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на немецком языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на немецком языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием немецкого языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на немецком языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Основные задачи:
-.заложить основы коммуникативной компетенции, то есть формировать у учащихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющего им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне;
-.понимать и адекватно реагировать на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики, ситуаций, обозначенных в программе;
-уметь элементарно высказываться о себе, членах семьи, друге, школе, прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к предмету высказывания;-.понимать содержание учебных, а также небольших аутентичных текстов, соответствующих уровню развития детей и их интересам;
-понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке;
Выразительно читать вслух;
-читать с пониманием
-формировать положительную основного содержания коротких, простых рассказов;
-уметь писать короткое поздравление с праздником ( днем рождения, Новым годом, Рождеством и др.)
Воспитательно-развивающие задачи мотивацию умения учащихся, готовности воспринимать культуру другого народа;
-развивать речевую культуру школьников и культуру общения.
2)Общая характеристика учебного предмета.
Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности.
Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет «иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека, что отчётливо осознаётся подрастающим поколением. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становится невозможной.
В качестве основных принципов учебного предмета “немецкий” авторы выделяют следующие.
1. Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в следующем: осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения; постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям детей; отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического развития учащихся данного возраста; осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям; формировании умения высказать свою точку зрения; развитии умения побуждать партнёров по общению к позитивным решениям и действиям.
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования: образовательные, воспитательные, развивающие аспекты, на содержание, приёмы/ технологии обучения и на весь учебно-воспитательный процесс, способствуя созданию благоприятной для школьника образовательной среды.
Сказанное достигается за счёт специально отобранного содержания, разнообразия заданий в учебнике и в рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, что позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулируя темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
2. Деятельностный характер обучения, который проявляется в особенностях организации речевой деятельности на уроках немецкого языка. Так, в курсе соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируются в ролевой игре и проектной деятельности, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного и произвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.
При этом используются разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей и самостоятельности учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, умения работать с партнёром/партнёрами, умения быть членом команды при решении поставленных учебных и познавательных задач.
3. Компетентностный подход к обучению немецкому языку, понимаемый как направленность на достижение школьниками элементарного уровня коммуникативной компетенции. Этот уровень должен обеспечить готовность и способность школьников к общению на немецком языке в устной и письменной форме в пределах, установленных данной учебной программой. В процессе достижения коммуникативной цели реализуются воспитательные, развивающие и образовательные функции иностранного языка как предмета.
Коммуникативная направленность курса проявляется в постановке целей, отборе содержания, в выборе приёмов обучения и в организации речевой деятельности учащихся. Отбор тематики для устного и письменного общения и языкового материала осуществляется исходя из его коммуникативной ценности, воспитательной значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся согласно их возрасту. Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл.
4. Сбалансированное и взаимосвязанное обучение устным и письменным формам общения, в том числе разным формам устно-речевого общения (монологическая, диалогическая речь), разным стратегиям чтения и аудирования (с пониманием основного содержания прочитанного / услышанного, с полным пониманием и с извлечением нужной или интересующей информации).
5. Линейно-концентрическое построение курса. Тематика общения отбирается с учётом четырёх сфер, отражающих взаимоотношения ученика с окружающим его миром: «я и природа», «я и предметный мир», «я и люди/социум», «я и я». Таким образом, создаётся возможность из года в год расширять круг обсуждаемых проблем в пределах каждой сферы и повторять языковой материал в рамках каждой темы, одновременно наращивая его.
6. Аутентичность материала, используемого для обучения всем формам общения. Этот принцип учитывается при отборе текстов и ситуаций общения, проигрываемых учащимися ролей, иллюстраций к текстам и ситуациям, звукозаписи, компьютерных обучающих программ и др. Для чтения и аудирования учащимся предлагаются доступные и занимательные тексты разных жанров и стилей из аутентичных источников. Например, реальные письма детей из немецкоговорящих стран, народные и авторские сказки, комиксы, этикетные и бытовые диалоги, простые анкеты, инструкции, объявления, интервью, рифмовки, песни, стихи и др.
7. Социокультурная направленность процесса обучения немецкому языку. Данный принцип тесно связан с предыдущим. В курсе широко используются доступные младшим школьникам лингвострановедческие материалы, которые дают им возможность лучше овладеть немецким языком через знакомство с бытом, культурой, реалиями, ценностными ориентирами людей, для которых немецкий язык является родным. Курс насыщен ситуациями, обучающими общению со сверстниками на немецком языке, и упражнениями, развивающими умения представлять свою страну и её культуру на доступном для младшего школьника уровне.
8. Учёт опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся. Это подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и немецкого языков, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях – языковом, речевом, социокультурном. Например, поощряется нахождение школьниками опор и аналогий, поиск сходства в родном и немецком языках. Всё это помогает учащимся самостоятельно открывать языковые законы, формулировать грамматические обобщения и осознанно применять их в процессе общения на немецком языке.
9. Использование современных педагогических технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: обучение в сотрудничестве, речевые и познавательные игры, исследовательские приёмы обучения, лингвистические задачи, индивидуальные и групповые проекты, в том числе межпредметные, создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению.
10. Привлечение современных обучающих средств и информационных ресурсов: соответствующего иллюстративного, аудио-, видео- и мультимедийного учебного материала, интерактивных обучающих компьютерных программ и в ряде случаев Интернета. Ценность данного принципа не только в использовании на уроках форм деятельности, вызывающих у школьников повышенный интерес, но в создании возможности индивидуализировать учебный процесс с учётом темпа обучения каждого ученика за счёт интерактивных заданий. Использование обучающих компьютерных программ и мультимедийных приложений приветствуется и дома, поскольку у школьников вырабатываются рефлексивные умения и приёмы самостоятельного продвижения в изучении языка.
11. Создание условий для реализации индивидуального подхода к обучению школьников на разном уровне, с тем чтобы учащиеся, имеющие выраженный интерес и потребности во владении немецким языком на более высоком уровне, могли удовлетворить свои познавательные потребности.
В качестве инструментов, позволяющих дифференцировать обучение, могут выступать:
- выполнение заданий в учебниках и рабочих тетрадях в полном объёме, поскольку эти компоненты УМК содержат избыточное количество учебного материала, позволяющее учителю проявлять вариативность в планировании учебного процесса;
- выполнение заданий повышенной трудности в учебниках и рабочих тетрадях, помеченных звёздочкой;
- выполнение проектных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, предусматривающих возможность работы над проектом, в том числе межпредметного характера, в разных режимах (индивидуальные/ групповые, краткосрочные/долгосрочные), при необходимости с использованием ресурсов Интернета и других источников информации;
- работа с обучающими компьютерными программами, которые позволяют школьникам работать в индивидуальном режиме, самостоятельно выполняя многочисленные дополнительные упражнения.
3)Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Иностранный язык» входит в предметную область «Филология».
В федеральном базисном учебном плане на изучение иностранного языка отводится 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
4)Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения немецкому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности немецкого языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам школьников относятся «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».
Вклад предмета «немецкий язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения может выразиться в следующем:
- в формировании представлений об немецком языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
- в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в немецкоговорящих странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
- в развитии самостоятельности, целеустремлённости, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении, в моделируемых ситуациях общения через обширный ролевой репертуар, включенный в УМК;
- в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком;
- в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;
- в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания обучения немецкому языку (темы, ситуации общения, речевой и языковой материал) и задания, направленные на овладение этим содержанием.
К метапредметным результатам обучающихся относятся «освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями».
Обучение немецкому языку по курсу “deutsch” способствует достижению следующих метапредметных умений:
- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на немецком языке;
- планировать, выполнять и оценивать свои учебные / действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/алгоритм с целью достижения успеха, например, при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (в частности компьютерных программ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (например, в словаре и других справочных материалах учебника, в «подсказке» к мультимедийному приложению) в соответствии с решаемой коммуникативной / познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать. Классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне, звука, буквы, слова, предложения, например, группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в немецком и русском языках и т. д.;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
- передавать, фиксировать информацию в таблице, например при прослушивании текстов на немецком языке;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения/ восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например, проектной;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные компоненты УМК, обучающую компьютерную программу.
К предметным результатам ФГОС относит «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира».
Специфической деятельностью, которой обучающиеся овладевают в процессе изучения предмета «иностранный язык», является коммуникативная (речевая) деятельность на иностранном языке.
Исходя из этого интегративной целью обучения немецкому языку является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
Для решения поставленной интегративной цели предметные результаты по иностранному языку могут быть достигнуты при наличии следующих содержательных линий:
- коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме;
- языковых средств и навыков оперирования ими;
- социокультурной осведомлённости.
Основной содержательной линией являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком, а овладение языковыми средствами и навыками оперирования ими, так же как и формирование социокультурной осведомленности младших школьников, являются условиями успешного общения. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «немецкий язык».
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
В результате изучения иностранного языка во 2 классе учащиеся должны уметь
в области аудирования:
Различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения немецкого языка.
Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз.
Воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке.
Полностью понимать на слух с опорой на наглядность (иллюстрации) небольшие сообщения, построенные на знакомом лексико-грамматическом материале.
в области говорения:
Описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, цвет, количество, принадлежность.
Кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, своем домашнем животном, герое сказки / мультфильма: называть имя, место проживания, что умеет делать.
Воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, прощаться, выражать благодарность.
Вести диалог – расспрос.
Вести диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо вместе.
в области чтения:
Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом.
Читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный языковой материал.
Читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный языковой материал.
в области письма:
Писать буквы немецкого алфавита письменным шрифтом.
Списывать текст.
Выписывать из текста слова, словосочетания и предложения.
Заполнять таблицу по образцу.
Подписывать картинки.
Отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке.
6)Содержание учебного предмета
Предметное содержание устной и письменной речи
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:
Знакомство (с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений): имя, возраст. Приветствие, прощание (использование типичных фраз немецкого речевого этикета).
Я и моя семья: члены семьи. Их имена, возраст.
Мое хобби: мои любимые игрушки, занятия, спортивные игры. Мои любимые сказки и любимые сказки моих зарубежных сверстников. Выходной день (в зоопарке, цирке).
Я и мои друзья: имя, возраст, внешность, хобби. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Страна/Страны изучаемого языка и родная страна (общие сведения: название, столица). Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки)
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Уметь вести:
* ритуализированные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения.
Школьники учатся:
- вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться.
* диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него)
Школьники учатся:
- вести диалог-расспрос, используя вопросы: кто? что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?
* диалог-побуждение к действию
Школьники учатся:
- вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, соглашаться/отказываться выполнять просьбу; предлагать сделать что-либо вместе, соглашаться/не соглашаться на предложение партнёра; просить о помощи и предлагать свою помощь.
Монологическая речь
Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи:
* описание
Школьники учатся:
- описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;
- описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;
*сообщение, рассказ
Школьники учатся:
- кратко высказываться о себе, своей семье, своём друге, своём домашнем животном: назвать имя, возраст, место проживания, как и что умеет делать, любимое занятие и выражать при этом своё отношение к предмету высказывания (нравится/ не нравится);
- передать содержание прочитанного/услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план;
* характеристика (персонажей)
Школьники учатся:
- давать характеристику герою любимой сказки/ персонажу мультфильма, приводя известные о нём сведения и выражая отношение;
- воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.
Аудирование
Уметь воспринимать на слух и понимать:
*речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
Школьники учатся:
- различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения немецкого языка;
- различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
- воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
* небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале
Школьники учатся:
- понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся материале;
- понимать с опорой на наглядность (иллюстрации, жесты, мимика) и языковую догадку основное содержание несложных сказок, детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников.
Чтение
Уметь:
* читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале
Школьники учатся:
- технике чтения вслух: соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;
- читать выразительно вслух небольшие тексты, содержащие только изученный материал;
* читать про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т. д.)
Школьники учатся:
- читать про себя и понимать полностью учебные тексты, содержащие только изученный материал, а также тексты, включающие отдельные новые слова, пользуясь приёмами изучающего чтения;
- читать про себя и понимать основное содержание несложных текстов, доступных по содержанию учащимся начальной школы, находить в них необходимую или интересующую информацию (имя главного героя/героев, место действия, время действия, характеристики героев и т. п.), пользуясь приёмами ознакомительного и поискового чтения. В процессе чтения возможно использование немецко-русского словаря учебника.
Письмо и письменная речь
Умения письменной речи
* владеть техникой письма (графикой, каллиграфией, орфографией)
Школьники учатся:
- писать буквы немецкого алфавита;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
- восстанавливать слово, предложение, текст;
- заполнять таблицы по образцу;
- записывать слова, предложения под диктовку учителя;
- отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Фонетическая сторона речи. Графика, каллиграфия, орфография
Школьники должны:
- знать все буквы немецкого алфавита и буквосочетания ck, th, eи, ei; знать звукобуквенные соответствия;
- писать буквы немецкого алфавита письменным шрифтом;
- знать правила чтения гласных, основные правила орфографии, уметь писать наиболее употребительные слова, вошедшие в активный словарь;
- знать знаки транскрипции, апостроф;
- адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка;
- соблюдать долготу и краткость гласных; не оглушать звонкие согласные в конце слов, не смягчать согласные перед гласными;
- соблюдать словесное и фразовое ударение (в том числе отсутствие ударения на служебных словах: артиклях, союзах, предлогах), членение предложения на смысловые группы;
- соблюдать ритмико-интонационные особенности повествовательного и побудительного предложений, а также предложений с однородными членами.
Лексическая сторона речи
Школьники:
*овладевают лексическими единицами, обслуживающими ситуациями общения в пределах тематики:
- отдельными словами;
- простейшими устойчивыми словосочетаниями;
- оценочной лексикой и репликами-клише, соответствующими речевому этикету немецкоговорящих стран;
* знакомятся с некоторыми словообразовательными средствами:
- словосложением;
- аффиксацией;
- конверсией;
* знакомятся с интернациональными словами
Грамматическая сторона речи
Школьники учатся употреблять и распознавать в речи:
- основные коммуникативные типы простого предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное в утвердительной и отрицательной формах; порядок слов в предложении;
- предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым и составным глагольным (в том числе с модальным глаголом кonnen) сказуемым;
- простые распространённые предложения. Предложения с однородными членами;
- артикли в пределах наиболее распространённых случаев их употребления;
- существительные в единственном и множественном числе, притяжательный падеж существительных;
- личные местоимения;
- количественные числительные до 10;
Социокультурная осведомленность
В процессе обучения немецкому языку учащиеся:
- узнают названия стран, говорящих на немецком языке, некоторых городов (Berlin, Bon);
- знакомятся с наиболее распространёнными немецкими женскими и мужскими именами (Eugen, Jan, Julli, Katarina, Betina, Anna, и др.);
- знакомятся с некоторыми праздниками;
- знакомятся с сюжетами некоторых популярных авторских и народных немецких сказок;
- учатся воспроизводить наизусть небольшие простые изученные произведения детского фольклора на немецком языке;
- знакомятся с некоторыми формами речевого и неречевого этикета немецкоговорящих стран в ряде ситуаций общения: при встрече, во время совместной игры).
Специальные предметные учебные умения и навыки
В процессе обучения немецкому языку школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:
- пользоваться немецко-русским словарём учебника (в том числе транскрипцией);
- пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
- систематизировать слова, например по тематическому принципу;
- пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
- опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли.
Специальные учебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретается учащимися в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
Формы и виды контроля
В УМК “deutsch” учебный материал структурирован по учебным четвертям. В конце каждой четверти (кроме 1 четверти 2 класса) предусмотрено выполнение проверочных заданий, которые позволяют оценить коммуникативные умения младших школьников в аудировании, чтении, письме и устной речи, убедиться в том, что основной языковой и речевой материал ими усвоен. Контроль прежде всего направлен на выявление достижений школьников. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Проверка коммуникативных умений в аудировании и чтении осуществляется с помощью заданий на выбор ответа. Использование заданий, не требующих развёрнутого ответа, снимает дополнительные трудности, связанные с правильным лексико-грамматическим оформлением высказывания младшими школьниками, экономит время выполнения работы.
Наиболее объективное представление о сформированности умения читать вслух может дать чтение текста с элементами диалога. Умение учащегося читать вслух можно оценить по следующим параметрам:
- правильное произношение читаемых слов;
- темп чтения (оценивается исходя из индивидуальных особенностей ребёнка: на немецком языке он может читать несколько медленнее, чем на родном);
- соблюдение ударения и смысловой паузации;
- соблюдение правильной интонации;
- понимание прочитанного (ученику можно задать вопрос, ответ на который позволит оценить его понимание прочитанного).
Все перечисленные параметры одинаково важны и определяют оценку ребёнка в целом.
Для проверки лексических и грамматических навыков используются как задания с выбором ответа (на уровне словосочетания и предложения), так и задания на восстановление пропущенных слов в связном тексте.
Чтобы оценить умения учащихся в устной речи, им предлагается высказаться в связи с заданной ситуацией общения, которая знакома детям, а также побеседовать с партнёром (или учителем), разыграв диалог этикетного характера или проведя диалог-расспрос в соответствии с заданной ситуацией, например: рассказать о понравившемся артисте нашего театра, или убедить родителей купить домашнее животное, рассказав о нём как можно больше, или разыграть с одноклассником знакомство в международном лагере отдыха.
Проверочные задания даны в учебнике и продублированы в рабочей тетради для того, чтобы учащиеся могли выполнить задания письменно. Предполагается, что ученики сначала выполняют письменную часть проверочной работы:
- дважды слушают аудиотекст, стараясь понять его основное содержание, опираясь на иллюстрацию, затем выполняют задание;
- читают про себя короткий текст, построенный на изученном языковом материале, и выполняют задания, позволяющие оценить понимание прочитанного;
- выполняют задания, нацеленные на поверку лексико-грамматических навыков .
После того как ученики выполнили письменную часть работы, они беседуют с учителем, рассказывая о себе и своих друзьях, описывают любимых животных, разыгрывают диалоги и т. д.
При проведении урока используются: беседы, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, проектная и исследовательская деятельность.
Больше внимания уделяю на знание алфавита, правильность произношения букв и звуков, на отработку навыков письма и чтения.
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку 2-го класса.
№ | дата | Тема урока | Количество часов | Содержание урока | Виды деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Вид контроля | |
план | факт | |||||||
1 2. | 3.09. 7.09. | | Вводный урок. Как тебя зовут? | 2ч | Вступительная беседа. Знакомство с учебником. Введение нового материала | Знакомится с учебником. Знает новые выражения. | Коммуникативные:Доносить свою позицию, Высказывать свою, мнение в виде 1предложения или небольшого текста. | Устное высказывание по теме урока. |
3. 4. | 10.09. 14.09. | | Как тебя зовут? Учимся говорить. | 2ч | Познакомиться на иностранном языке. | Изучает новую лексику | Понимать других: Объяснять смысл отдельных слов в тексте с помощью словаря. Вычитывать информацию с помощью учителя. Определять главную мысль текста с помощью учителя. Демонстрировать понимание текста через пересказ, выразительное чтение. Вести диалог, учиться задавать вопросы на понимание текста с помощью учителя. | Диалог в парах |
5. | 17.09. | | Как тебя зовут? Закрепление лексики. | 1ч | Повторение | Учится говорить | Относиться к иной точке зрения, замечать различие. | Работа в парах, диалог |
6. 7. 8. 9. | 21.09. 24.09. 28.09. 1.10. | | Введение новой лексики. Моя семья | 4ч | Введение новой лексики | Умеет говорить, ведет диалог | Сотрудничать с другими людьми. Работать в группе. Учиться выполнять роли лидера, критика, исполнителя. | Составить рассказ по картинке |
10. | 5.10 | | Обобщение и повторение лексики. Семья. | 1ч | Повторение изученного. | Знает лексику, умеет рассказать о своей семье. | Предотвращать и преодолевать конфликты, договариваться о правилах и их выполнять. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила общения. Читать вслух и про себя тексты учебников. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы. Высказывать свою точку зрения. Выслушивать партнера, договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Рассказать о своей семье |
11. | 8.10. | | Введение новой лексики. Мои друзья. | 1ч | Изучение лексики. | Знает лексику | Регулятивные: Определять цель, принимать учебную задачу в готовом виде. | Рассказать о друзьях. |
12. 13. | 12.10. 15.10 | | Изучение грамматической темы множественное число. | 2ч | Изучение грамматики. | Знает грамматику | Выдвигать версии: учиться высказывать свое предложение. | Выполнить задание в тетради |
14. | 19.10 | | Мои друзья. Числительные от 1до 5 | 1ч | Изучение числительных | Умеет считать | Планировать: проговаривать последовательность действий на уроке. | Счет до 5 |
15. | 22.10 | | Мои друзья. Повторение. | 1ч | повторение | Повторяет и выполняет задание | Оценивать результаты действий, сравнивать результат с целью: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Работа по картинкам |
16. 17. | 26.10 29.10. | | Мой дом. Изучение новой лексики. | 2ч | Изучение лексики | Знает лексику | Делать вывод о результате: в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания. | Нарисовать дом и описать его |
18. 19. | 2.11. 14.11 | | Мой дом. Введение имен прилагательных. | 2ч | Изучение имен прилагательных | Читает короткие предложения | Действовать по плану. Работать по предложенному плану, используя необходимые средства. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности с помощью учителя. Определять план выполнения заданий на уроках. Внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам. Осуществлять контроль, Корректировать выполнение заданий. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения. | Составить вопросно-ответные упражнения |
20. | 16.11 | | Мой дом. Повторение. | 1ч | Повторение изученного | Знает лексику | Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать информацию, представлять. | составить диалог для работы в парах |
21. | 21.11. | | Наша квартира. Введение новой лексики. | 1ч | Изучение лексики | Воспроизводит лексику | Ориентироваться в учебниках( система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). | Прочитать небольшие тексты |
22. | 23.11 | | Наша квартира. Введение имен прилагательных. | 1ч | Изучение имен прилагательных | Составляет рассказ по картинке. | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах. Помещенных в учебниках. | Прочитать текст |
23. 24. | 26.11. 30.11 | | Наша квартира. Числительные от 1 до 12 | 2ч | Использование новой лексики | Отвечает на вопросы, использует новую лексику | Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. | Рассказ по картинке |
25. | 3.12. | | Наша квартира. Повторение | 1ч | Изучение лексики. | Повторяет изученный материал. | Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план. Объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием. | Работа в паре по карточкам |
26. | 7.12 | | Моя комната. Введение новой лексики. | 1ч | Изучение лексики. | Умеет читать с интонацией. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | Читают небольшие тексты. |
27. 28. 29. 30. | 10.12. 14.12. 17.12. 21.12 | | Моя комната. Изучение лексики. | 4ч | Прослушивание текста. | читает и находит лишнее слово. | Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. | правильно читать. |
31. 32. | 24.12. 28.12 | | Что ты делаешь? Изучение лексики. | 2ч | Введение новых слов по теме | Отвечает на вопросы. | Выполнять задания по аналогии. | Ответить на вопросы. |
33. 34. | 14.01. 18.01. | | Что ты делаешь? Введение новой лексики. | 2ч | Изучение лексики. | Отвечает на вопросы. | Личностные: Воспринимать Россию как многонациональное государство, русский язык как средство общения. Принимать необходимость изучения немецкого языка гражданами России любой национальности как средство общения. | Работа в парах. |
35. 36. | 21.01. 25.01. | | Что ты делаешь? Повторение. | 2ч | Составление фраз с использованием новой лексики. | понимает на слух прочитанный текст. | Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества. | Написать лексический диктант. |
37. 38. 39. 40. 41. | 28.01. 1.02. 4.02. 8.02. 11.02. | | Мы накрываем стол. Введение новой лексики. | 5ч | Изучение новой лексики. | пишет слова в словарь. | Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков. | читать диалог |
42. | 15.02. | | Мы накрываем стол. Повторение изученного | 1ч | Повторение изученной лексики. | Умеет читать текст на понимание прочитанного. | Выполнять правила этикета. Внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства | работа с текстом |
43. 44. 45. 46. 47. | 18.02. 22.02. 25.02. 1.03. 11.03. | | Мы делаем фруктовый салат. Изучение лексики | 5ч | Изучение и закрепление лексики. | Распознает новые слова. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами, учителем. | составить диалогическую речь. |
48. | 15.03. | | Праздник алфавита. | 1ч | Песня АВС | | | Играют и поют. |
49. 50. 51. | 18.03 22.03 1.04. | | Детская одежда. Введение новой лексики. | 3ч | Изучение новой лексики. | Используют новые слова | | читают новые слова. |
52. 53. 54. | 5.04. 8.04. 12.04. | | Детская одежда. Введение грамматической темы единственное число и множественное имен существительных. | 3ч | Изучение грамматики | Понимают речь учителя | | Выполняют задания по карточкам |
55. | 15.04. | | Детская одежда. Повторение изученного. | 1ч | Повторение. | Приводят примеры, повторяют изученные слова. | | Читают предложения по теме. |
56. 57. 58. 59. | 19.04. 22.04. 26.04. 29.04. | | Мы играем во дворе. Введение новой лексики. | 4ч | Изучение лексики | Воспроизводят речевые обращения на уроке. | | Читают короткие тексты. |
60. 61. | 3.05. 6.05. | | Мы играем во дворе. Повторение изученного | 2ч | Повторение | Понимают прочитанное | | Читают по памяти |
62. 63. 64. 65. 66 | 10.05. 13.05. 17.05. 20.05. 24.05. | | На улице. Введение новой лексики. | 5ч | Изучение лексики. | Понимают рассказ учителя и отвечают на вопросы. | | составить диалоги по образцу. |
67. | 27.05 | | На улице. Повторение. | 1ч | Составление рассказа о своей улице. | Читают стихи по теме. | | Читают стихи наизусть. |
68. | 31.05 | | Итоговая контрольная работа. | 1ч | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
1. | Учебно-методическое обеспечение | |
| Учебник Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез рекомендован Министерством образования Российской Федерации «Дрофа»2007г.(рабочая тетрадь, книга для учителя) | 5 |
| Книга для учителя издательство «Учитель» | 1 |
| Книга для чтения (сказки немецких сказочников) | 1 |
| Немецкий букварь (в картинках) | 1 |
| Алфавит в таблице | 1 |
| Разрезной алфавит | 1комплект |
| Раздаточный материал в картинках | 1комплект |
| Таблицы (Времена года, Фрукты, овощи, продукты питания, одежда, транспорт) | 6 |
2. | Техническое обеспечение | |
| Компьютер | 1 |
| Диски( лексические единицы для запоминания, страноведческий материал по Германии) | 2 |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: