Рабочая программа по литературе для 8 класса Составил: учитель русского языка и литературы Ляхова М. В. 2013г Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_____ Утверждаю:________
зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г 31.08.2013г
Рабочая программа по литературе
для 8 класса
Составил: учитель
русского языка и литературы
Ляхова М.В.
2013г
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература « под редакцией В.Я.Коровиной, М.Просвещение 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом
Цель изучения литературы в школе
— приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной.
Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цели литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 – 9 и 10 – 11 классы).
Внутри первого концентра три возрастные группы (5 – 6, 7 – 8 и 9 класс).
Вторая группа (7 – 8 классы) владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Поэтому на уроках больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Главной идеей Программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жесткость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой и жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем. В 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Данная программа рассчитана на 68(70) часов (2ч.в неделю)
При проведении уроков используются беседы, уроки-практикумы, семинары, лекции, презентации, уроки развития речи, уроки внеклассного чтения.
Итоговый контроль проводится в форме уроков развития речи.
.
Содержание тем учебного предмета
1. Введение. Русская литература и история. – 1 час
знать о тесной связи истории и литературы,
видеть отражение в литературе истории русского народа.
2. Устное народное творчество – 2 часа
усвоить изобразительные средства народного языка; выражения в жанре патриотических и освободительных стремлений народа;
видеть отражение в литературе истории русского народа.
3. Житийный жанр в древнерусской литературе – 3 часа
( внеклассное чтение - "Шемякин суд")
видеть отражение в литературе истории русского народа;
знать житийный жанр, автобиографическую литературу.
4. Из литературы 18 века.
4.1. Н.М.Карамзин– 2 часа
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев;
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
5. Из литературы 19 века
5.1. И. А. Крылов
( Внеклассное чтение – И. А. Крылов "Басни" ) – 1час
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка.
5.2. К. Ф. Рылеев – 1час
осваивать понятия традиции;
образ автора в художественном произведении;
уметь выразительно читать произведение наизусть;
5.3. А. С. Пушкин.
( Внеклассное чтение – А. С.Пушкин «Пиковая дама») – 8 часов
( + 2на развитие речи )
понятие о языке художественных произведений;
определять тему, идею, композицию произведения; взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев: портрет, речь, авторскую характеристику; сравнительную характеристику героев.
5.4. М. Ю. Лермонтов – 3 часа
( + 1 на развитие речи )
знать особенности стихотворной речи; роль важнейших эпизодов в развитии темы произведения, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев.
5.5. Н. В. Гоголь
( Внеклассное чтение – Н. В. Гоголь «Шинель» ) – 7 часов
знать особенности драматургических произведений; сатиру и юмор в драматургии; характеристику главных героев комедии; групповую характеристику;
уметь читать произведение по ролям.
5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин – 1 час
( + 2 на развитие речи )
понимать «символико-аллегорический» смысл произведения;
единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка;
знать понятия: "сатира", "юмор", "эзопов язык", "гротеск";
знать содержание глав романа "История одного города";
уметь определять социальное и общечеловеческое в произведении;
повторить понятие "аллегория".
5.7. Н. С. Лесков – 1 час
усвоить понятия "характер и судьба";
понимать традиции русской литературы в творчестве Н. Лескова;
знать содержание произведения.
5.8. Л. Н. Толстой
( Внеклассное чтение – Л.Н. Толстой «Отрочество» ) – 3 часа.
уметь соотносить понятия «композиция» и «сюжет» произведения;
распознавать антитезу как способ построения произведения;
обнаруживать авторское отношение к изображаемому;
уметь сопоставить поведение одного героя в разных обстоятельствах.
5.9. А. П. Чехов – 3 часа.
понимать особенности творчества писателя;
усвоить понятия: "произведения малого жанра", "сатира", "юмор", "роль художественной детали".
6. Из литературы 20 века.
6.1. И. А. Бунин – 1 час.
6.2. А. И. Куприн – 1 час.
( + 1 на развитие речи )
знать основные вехи жизни и творчества писателя;
знать основные мотивы его произведений; понимать нравственную проблематику творчества писателя.
6.3. А. А. Блок
( Внеклассное чтение – А. А. Блок "На поле Куликовом" ) – 1 час.
6.4. С. А. Есенин – 2 часа.
знать особенности стихотворной речи;
уметь анализировать стихотворения с позиции идейно-тематического содержания и художественных особенностей;
выразительно читать наизусть.
6.5. И. С. Шмелев – 1 час.
6.6. Писатели улыбаются – 3 часа
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями;
- выразительно читать изученные произведения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений;
пересказывать фрагменты произведения.
6.7. А. Т. Твардовский
( Внеклассное чтение – А. А. Платонов "Возвращение" ) – 3 часа.
осваивать понятия традиции;
образ автора в художественном произведении;
уметь выразительно читать произведение наизусть;
усвоить понятие «образа собирательного»; тему «большой» и «малой» Родины.
6.8. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – 1 час
( + 2 на развитие речиВ.П.Астафьев. )
усвоить понятие исторической памяти народа;
понимать проблему истинной человечности; роль воображения в художественном творчестве.
6.9. Русские поэты о Родине, родной природе – 2 час
- определять тему и нравственные проблемы произведения;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно ( наизусть ) читать стихотворения;
- самостоятельно анализировать эпизоды художественных произведений.
7. Из зарубежной литературы
( Внеклассное чтение – Дж. Свифт "Путешествие Гулливера", В. Скотт "Айвенго") – 6ч.
У.Шекспир – 2 часа
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
Ж.-Б. Мольер – 2 часа
уметь выделять основной конфликт;
знать особенности драматургического произведения;
уметь давать характеристику героям в сопоставлении.
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: