Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Составил: учитель начальных классов Козлова Д. А. 2013 г Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_______ Утверждаю:____
Зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ
Жукова И.Н Т.И.Полежаева
30. 08.2013г 31.08.2013г.
Рабочая программа по окружающему миру
для 1 класса
Составил: учитель начальных классов
Козлова Д.А.
2013 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и разработана в соответствии:
С требованими Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования;
Рекомендациями Грузенской основной образовательной программы Начального общего образования по окружающему миру;
УП МБОУ Грузенская СОШ с учетом возможностей учебно- методического комплекта, разработанного на основе авторской программы предмета «Окружающий мир» автора Н.Ф. Виноградовой по образовательной системе «Начальная школа 21 века»
Целями обучения окружающему миру являются:
представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младших школьников понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира;
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт;
развивать умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира;
расширять знания , о культурном опыте человечества .
2. Общая характеристика учебного предмета.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебныедействия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
Познавательные: проговаривает правила поведения в школе, домашний адрес, предметы, которые нас окружают. Рассказывает о космонавтах. Получает информацию из разных источников. Приводит пример различных профессий. Применяет знания о безопасности. Называет сезонные изменения в природе. Определяет условия жизни растений и животных. Называет признаки живого- неживого особенности лета.
Регулятивные: Составляет небольшое сообщение по теме. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Демонстрирует в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнений утренней гимнастики. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы и выделяет ее этапы.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образной.
Планируемые результаты обучения.
К концу обучения в 1 классе ученик
Научится:
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
Оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
Различать прошлое- настоящее- будущее; год- век; соотносить события с его датой;
Кратко характеризовать Солнечную систему;
Называть царства природы;
Описывать признаки животного и растения как живого существа;
Моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
Устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
Описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
Сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Называть:
свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
основное помещение школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета.
Введение. Что такое окружающий мир? (2 ч.): что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира.
Мы — школьники (2 ч.):знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.
Родная природа. Сентябрь (3 ч.):Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России.
Семья (5 ч.):что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье.
Родная природа. Октябрь (6 ч.): Домашние животные. Профессии людей, ухаживающих за животными.Сезонные изменения в природе в октябре. Перелётные птицы. Как животные готовятся к зиме. Явления природы разных времён года (дождь, листопад, снегопад, таяние снега и др.).
Ты и вещи (2 ч.):Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Бережное отношение к вещам, уход за ними
Твоё здоровье (6 ч.):твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться.
Родная природа. Ноябрь (3 ч.):Сезонные изменения в природе, характеристика времени года.Животные вокруг нас: звери, птицы, млекопитающие. Разнообразие мира животных. Птицы - наши друзья.
Родной край (3 ч.):Достопримечательности родного города (села).Описание жилого дома, его архитектурных особенностей
Родная природа. Декабрь (6 ч.):Наблюдение разных состояний воды. Кого называют друзьями. Коллективные игры
и труд. Как нужно относиться к друзьям.
Родная природа. Январь. (3 ч.):Сезонные изменения в природе. Виды деревьев, растущих в твоём краю.
Наша страна- Россия (4 ч.):Наша страна- Россия, Российская Федерация. Москва- столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб.
Родная природа. Февраль. (4 ч.): Зимние явления природы. Жизнь животных зимой.
Мы граждане России (5 ч.):Россия - наша Родина. Наши права и обязанности.
Твое здоровье (3 ч.):Режим питания. Культура поведения за столом. Полезные и вредные привычки.
Родная природа. Апрель. (5 ч.):Зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы.
Родная природа. Май (5 ч):Сезонные изменения в природе. Домашние и дикие животные.
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру.
№п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Вид контроля | |||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||
Введение. Что такое окружающий мир? (2 ч) | ||||||||||||||||
1 | 3.09 | | Нас окружает удивительный мир. Экскурсия. | 1 | Что такое окружающий мир. Разные предметы и объекты окружающего мира. | Называть своё полное имя, домашний адрес; предметы, которые нас окружают. Различать окружающие предметы и объекты по разным признакам. | Познавательные: Проговаривает правила поведения в школе, домашний адрес, предметы, которые нас окружают Регулятивные: Принимает и сохраняет учебную задачу, воспринимает оценку учителя и товарищей Коммуникативные: Умеет формировать коммуникативно- речевые действия. | экскурсия | ||||||||
2 | 5.09 | | Давай познакомимся. | 1 | Твои новые друзья: кто они, как их зовут, есть ли у них любимые занятия. Понятия: одноклассники, сверстники, классный коллектив | Знать имена своих новых друзей. Понятия: одноклассники, сверстники, классный коллектив. | Познавательные: Знакомится с именами друзей, с их любимыми занятиями, с домашним адресом, построение рассуждений, дать понятия «одноклассник, сверстники, классный коллектив». Регулятивные: Адекватно воспринимает оценку учителя и товарищей Планирует свое действие. Личностные: Уметь формировать коммуникативно- речевые действия Конструктивные способы взаимодействия с окружающими | | ||||||||
Мы - школьники | ||||||||||||||||
3 | 10.09 | | Мы - школьники | 1 | Знакомство со школой: класс, столовая, спортзал, комнаты гигиены | Иметь представление где в школе находится гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и т.д. Правила поведения в школе. Ориентироваться в здании школы, на территории, прилегающей к школе и дому. | Познавательные: Ориентируется в основных помещениях школы, их местоположения. Называет некоторые школьные помещения. Регулятивные: Описывает назначение различных школьных помещений. Личностные: Уметь осваивает новый статус: «ученик». Умеет проводить наблюдения, делать вывод. | экскурсия | ||||||||
4 | 12.09 | | Правила поведения в школе. | 1 | Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. | Понимать и описывать назначение некоторых школьных помещений | Познавательные: Ориентируется в основных помещениях школы, им местоположении. Знает правила поведения в школе. Составляет рассказ о себе в статусе ученика школы. Регулятивные: Реализует в процессе парной работе правила совместной деятельности. Личностные: Контролирует свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе | |
Родная природа. Сентябрь. (3 ч.)
5 | 17.09 | | Сентябрь - первый месяц осени. Экскурсия. | 1 | Природа родного края. Красота природы, сезонные изменения. Растения сада и огорода: название, окраска, фор. Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Формировать умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. | Назвать времена года.. Различать времена года; называть основных представителей растительного мира ближайшего окружения. Различать овощи и фрукты, грибы. Давать им описательную характеристику. | Познавательные: Определять последовательность времен года (начиная с любого). Кратко характеризует сезонные изменения. Регулятивные: Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Личностные: Контролирует свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе. | экскурсия |
6 | 19.09 | | Что нам осень подарила. | 1 | Называть отличительные особенности осеннего сада, огорода и цветника. Получать информацию из таблицы | Познавательные: Называет приметы осени. Работает с коллекциями даров осени с использованием натуральных объектов. Регулятивные: Описывает сезонные изменения в природе. Создает рассказ о явлениях и объектах природы. Личностные: Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. | | |
7 | 24.09 | | Грибная пора | 1 | Познавательные: Находит ошибки в предъявленной последовательности. Сравнивает и описывает внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, опята). Регулятивные: Выделяет из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Личностные: Использует информацию для решения учебных и практических задач. | Работа с текстом |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: