NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Составил: учитель начальных классов Сенченко Г. Г 2013г. Пояснительная записка




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:_______ Утверждаю:____

Зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ

Жукова И.Н Т.И.Полежаева

30. 08.2013г 31.08.2013г.
Рабочая программа по окружающему миру

для 2 класса


Составил: учитель начальных классов

Сенченко Г.Г

2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой Окружающий мир.М: Вентана-Граф, 2011. Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи курса:

  • воспитание любви к своему город селу, к своей Родине,

  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,

  • осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
     Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

2. Общая характеристика учебного предмета.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

    1. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

    2. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».


    1. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

    2. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    3. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.



  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели ).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.


К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).



  1. Содержание учебного предмета.


Раздел 1. Введение. Что окружает человека (2ч.)

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее.

Раздел 2. Кто ты такой (14 ч.)

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Раздел 3. Кто живёт рядом с тобой (6 ч.)

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Раздел.4. Россия — твоя Родина (13 ч.)

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Раздел 5. Мы — жители Земли (3 ч.)

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Раздел 6. Природные сообщества (27 ч.)

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Раздел 7. Природа и человек(3ч)

Природа и человек.

Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

Тема урока

Количество часов

Содержания урока

Виды деятельности


Планируемые результаты (УУД)

Вид контроля

По плану


По факту

1

5.9




Что окружает человека?

1

Окружающий мир - это природа и общество


Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. -

Личностные :

Понимает значимость природы Познавательные

Ставит познавательные цели с помощью учителя

Регулятивные:

Строит ход своих действий под руководством учителя

Коммуникативные

Отвечает на вопросы , заданные учителем




2

7.9




Что изучает история?

1

Сравнение понятий «настоящее» , «прошлое», «будущее»

Обсуждение текста учебника

Уметь читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее»

Личностные

Признает мнения других

Познавательные

Ставит познавательные задачи с помощью учителя

Регулятивные:

Ставит учебную цель при помощи учителя

Коммуникативные

Строит простое речевое высказывание




3

12.9




Я, ты, он, она Все мы люди.

1

Человек- живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи, чем они различаются.

Знакомиться с научным текстом,

Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы

Личностные:

Признание права любого человека на индивидуальность;

Познавательные

Читает вслух и понимает прочитанное, отвечает на вопросы

Регулятивные

Понимает шаги реализации цели под сопровождением учителя

Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе





4

14.9




Наши помощники- органы чувств

1

Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств

Углубить знания об органах чувств, использовать слово

Познавательные

Работает по заданному учителем алгоритму Личностные:

Признание права любого человека на индивидуальность

Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе



Таблица

5

19.9




Наши помощники- органы чувств

1

Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств

Углубить знания об органах чувств, использовать слово

Личностные: осознание необходимости беречь свое здоровье

Познавательные Выбирает главные признаки для сравнения и делает выводы на основе обобщения

Регулятивные

учится отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные

договаривается и приходит к единому решению


Таблица

6

21.9




Поговорим о здоровье

1

Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых детских болезней. Как вести , если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной.

Знать правила здорового образа жизни

Причины возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна

Личностные

соотносит свои действия с образцом

Познавательные

сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе





7

26.9




Поговорим о здоровье

1

Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых детских болезней. Как вести , если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной.

Знать правила здорового образа жизни

Причины возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна

Личностные: осознание необходимости беречь свое здоровье

Познавательные

Пошагово контролирует и оценивает процесс и результаты своей деятельности Регулятивные:

Ставит учебную цель при помощи учителя

Коммуникативные

Строит простое речевое высказывание



8

28.9




Режим дня

Практическая работа по теме: «Составление памятки»

1

Выполнение режима дня- важное условие здоровья и хорошего самочувствия.

Что такое режим дня

. Правила организации учебной и досуговой деятельности.


Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня


Личностные:

Ставит цель учебной деятельности с помощью учителя познавательные

сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам

Регулятивные

Высказывает свою версию

Коммуникативные

Задает вопросы на понимание

Практическая работа

9

3.10




Физическая культура

1

Что такое физическая культура. Какие упражнения помогают сделать человека сильным и здоровым. Почему каждый должен делать утреннюю гимнастику.

Знать правила безопасности поведения;

Правила укрепления и сохранения здоровья

Личностные

Понимает главное в содержании предмета под руководством учителя Познавательные

сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам

Регулятивные

Высказывает свою версию

Коммуникативные

Задает вопросы на понимание




10

5.10




Спортзал. Закаливание

1

Правила закаливания




Личностные :

Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Познавательные

сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе




11

10.10




Почему нужно правильно питаться?

1

Для чего организму нужно правильное питание. Из чего состоит пища: белки, жиры, углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила приема пищи.

Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Личностные

Знает о правильном питании, придерживается режима дня Познавательные

Работает по заданному учителем алгоритму Регулятивные

Высказывает свою версию

Коммуникативные

Задает вопросы на понимание

Игра

12

12.10




Почему нужно правильно питаться ?

Практическая работа по теме: «Составление схемы- витамины»

1

Для чего организму нужно правильное питание. Из чего состоит пища: белки, жиры, углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила приема пищи.

Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Личностные

Выделяет красивое в окружающем мире

Коммуникативные

Договаривается и приходит к единому мнению

Познавательные

Осознанно читает небольшие тексты вслух Регулятивные:

Ставит учебную цель при помощи учителя


Практическая работа

13

17.10




Почему нужно быть осторожным?

1

Осторожный человек- предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улицах, игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя

Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Знать правила дорожного движения

Познавательные

Соотносит рисунок с текстом Регулятивные:

Строит ход своих действий под руководством учителя

Коммуникативные

Отвечает на вопросы , заданные учителем Личностные

Понимает главное в содержании предмета под руководством учителя

Схема

14

19.10




Почему нужно быть осторожным?

Практическая работа. Рисование плаката «Дорожные знаки»

1

Осторожный человек- предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улицах, игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя

Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье.

Уметь отличать полезное от вредного.

Знать правила дорожного движения

Познавательные

Выделяет главное в тексте Личностные

Понимает главное в содержании предмета под руководством Регулятивные

Высказывает свою версию

Коммуникативные

Задает вопросы на понимание

Практическая работа

15

24.10




Что такое семья?

1

Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения.

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми,

Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей?

Знать основные правила поведения в семье.

Познавательные

Составляет вопросы по содержанию текста Личностные :

Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе


Схема

16

26.10




Что такое семья? Практическая работа по теме: «Моя родословная»

1

Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения.

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми,

Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей?

Знать основные правила поведения в семье.

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Регулятивные:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные

Передает информацию в виде схемы, рисунка Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе


Практическая работа

17-18



31.10

2.11





Кто занимается домашним хозяйством

2

Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения

Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми,

Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей?

Знать основные правила поведения в семье.

Познавательные

Соотносит рисунок с текстом Регулятивные:

Строит ход своих действий под руководством учителя

Коммуникативные

Отвечает на вопросы , заданные учителем Личностные

Понимает главное в

содержании предмета под руководством учителя Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе Познавательные

Составляет вопросы по содержанию текста



Игра



19



14.11






Твои друзья взрослые и сверстники




.

20

16.11




Правила культурного поведения




Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы

Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Личностные

Соблюдает правила поведения в школе и общественных местах Познавательные

Выделяет главное в тексте Регулятивные:

Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные

Задает вопросы на понимание





21

21.11




Правила культурного поведения




Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы

Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Личностные

Соблюдает правила поведения в школе и общественных местах Познавательные

Выделяет главное в тексте Регулятивные:

Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные

Задает вопросы на понимание


Игра

22

23.11




О дружбе




Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы

Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта

Познавательные

Составляет вопросы по содержанию текста Личностные :

Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Регулятивные

Выполняет работу по образцу Коммуникативные:

Владеет навыками работы в паре и в группе





23

28.11




Родина- что это значит?




Родина, отечество, родная страна- место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит.

Осознание понятия «Родина», проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми Интерес к истории родного края

Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города. Использовать знание для поиска дополнительной информации

Познавательные

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе события, связанные с историей Москвы. Коммуникативные:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Регулятивные:

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства( учебник)

Анкетирование

24

30.11




Родной край- частица Родины




Родина, отечество, родная страна- место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит

Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города. Использовать знание для поиска дополнительной информации

Познавательные

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина».

Воспроизводить в небольшом рассказе события, связанные с историей Москвы. Коммуникативные:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Регулятивные:

Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства( учебник)




страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: