Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Составил: учитель начальных классов Сенченко Г. Г 2013г. Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_______ Утверждаю:____
Зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ
Жукова И.Н Т.И.Полежаева
30. 08.2013г 31.08.2013г.
Рабочая программа по окружающему миру
для 2 класса
Составил: учитель начальных классов
Сенченко Г.Г
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой Окружающий мир.М: Вентана-Граф, 2011. Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
воспитание любви к своему город селу, к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели ).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других поанет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Введение. Что окружает человека (2ч.)
Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее.
Раздел 2. Кто ты такой (14 ч.)
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Раздел 3. Кто живёт рядом с тобой (6 ч.)
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения
Раздел.4. Россия — твоя Родина (13 ч.)
Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране
Раздел 5. Мы — жители Земли (3 ч.)
Солнечная «семья». Земля как планета жизни
Раздел 6. Природные сообщества (27 ч.)
Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители
Раздел 7. Природа и человек(3ч)
Природа и человек.
Может ли человек жить без природы.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Содержания урока | Виды деятельности | Планируемые результаты (УУД) | Вид контроля | |
По плану | По факту | |||||||
1 | 5.9 | | Что окружает человека? | 1 | Окружающий мир - это природа и общество | Уметь сравнивать объекты природы и объекты, созданные человеком. - | Личностные : Понимает значимость природы Познавательные Ставит познавательные цели с помощью учителя Регулятивные: Строит ход своих действий под руководством учителя Коммуникативные Отвечает на вопросы , заданные учителем | |
2 | 7.9 | | Что изучает история? | 1 | Сравнение понятий «настоящее» , «прошлое», «будущее» Обсуждение текста учебника | Уметь читать и анализировать текст учебника, работать со словами «прошлое», «настоящее», «будущее» | Личностные Признает мнения других Познавательные Ставит познавательные задачи с помощью учителя Регулятивные: Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные Строит простое речевое высказывание | |
3 | 12.9 | | Я, ты, он, она Все мы люди. | 1 | Человек- живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи, чем они различаются. | Знакомиться с научным текстом, Сравнивать портреты: два возраста, две разные судьбы | Личностные: Признание права любого человека на индивидуальность; Познавательные Читает вслух и понимает прочитанное, отвечает на вопросы Регулятивные Понимает шаги реализации цели под сопровождением учителя Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | |
4 | 14.9 | | Наши помощники- органы чувств | 1 | Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств | Углубить знания об органах чувств, использовать слово | Познавательные Работает по заданному учителем алгоритму Личностные: Признание права любого человека на индивидуальность Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | Таблица |
5 | 19.9 | | Наши помощники- органы чувств | 1 | Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира. Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств | Углубить знания об органах чувств, использовать слово | Личностные: осознание необходимости беречь свое здоровье Познавательные Выбирает главные признаки для сравнения и делает выводы на основе обобщения Регулятивные учится отстаивать свою точку зрения Коммуникативные договаривается и приходит к единому решению | Таблица |
6 | 21.9 | | Поговорим о здоровье | 1 | Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых детских болезней. Как вести , если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной. | Знать правила здорового образа жизни Причины возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна | Личностные соотносит свои действия с образцом Познавательные сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | |
7 | 26.9 | | Поговорим о здоровье | 1 | Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни. Причины некоторых детских болезней. Как вести , если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной. | Знать правила здорового образа жизни Причины возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна | Личностные: осознание необходимости беречь свое здоровье Познавательные Пошагово контролирует и оценивает процесс и результаты своей деятельности Регулятивные: Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные Строит простое речевое высказывание | |
8 | 28.9 | | Режим дня Практическая работа по теме: «Составление памятки» | 1 | Выполнение режима дня- важное условие здоровья и хорошего самочувствия. Что такое режим дня . Правила организации учебной и досуговой деятельности. | Учиться различать время по часам. Соблюдать режим буднего и выходного дня | Личностные: Ставит цель учебной деятельности с помощью учителя познавательные сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные Высказывает свою версию Коммуникативные Задает вопросы на понимание | Практическая работа |
9 | 3.10 | | Физическая культура | 1 | Что такое физическая культура. Какие упражнения помогают сделать человека сильным и здоровым. Почему каждый должен делать утреннюю гимнастику. | Знать правила безопасности поведения; Правила укрепления и сохранения здоровья | Личностные Понимает главное в содержании предмета под руководством учителя Познавательные сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные Высказывает свою версию Коммуникативные Задает вопросы на понимание | |
10 | 5.10 | | Спортзал. Закаливание | 1 | Правила закаливания | | Личностные : Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Познавательные сравнивает и группирует предмета по нескольким признакам Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | |
11 | 10.10 | | Почему нужно правильно питаться? | 1 | Для чего организму нужно правильное питание. Из чего состоит пища: белки, жиры, углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила приема пищи. | Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье. Уметь отличать полезное от вредного. | Личностные Знает о правильном питании, придерживается режима дня Познавательные Работает по заданному учителем алгоритму Регулятивные Высказывает свою версию Коммуникативные Задает вопросы на понимание | Игра |
12 | 12.10 | | Почему нужно правильно питаться ? Практическая работа по теме: «Составление схемы- витамины» | 1 | Для чего организму нужно правильное питание. Из чего состоит пища: белки, жиры, углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития. Витамины. Правила приема пищи. | Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье. Уметь отличать полезное от вредного. | Личностные Выделяет красивое в окружающем мире Коммуникативные Договаривается и приходит к единому мнению Познавательные Осознанно читает небольшие тексты вслух Регулятивные: Ставит учебную цель при помощи учителя | Практическая работа |
13 | 17.10 | | Почему нужно быть осторожным? | 1 | Осторожный человек- предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улицах, игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя | Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье. Уметь отличать полезное от вредного. Знать правила дорожного движения | Познавательные Соотносит рисунок с текстом Регулятивные: Строит ход своих действий под руководством учителя Коммуникативные Отвечает на вопросы , заданные учителем Личностные Понимает главное в содержании предмета под руководством учителя | Схема |
14 | 19.10 | | Почему нужно быть осторожным? Практическая работа. Рисование плаката «Дорожные знаки» | 1 | Осторожный человек- предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведение на улицах, игровых площадках. Правила дорожного движения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного поведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя | Знать основные правила поведения , сохраняющие здоровье. Уметь отличать полезное от вредного. Знать правила дорожного движения | Познавательные Выделяет главное в тексте Личностные Понимает главное в содержании предмета под руководством Регулятивные Высказывает свою версию Коммуникативные Задает вопросы на понимание | Практическая работа |
15 | 24.10 | | Что такое семья? | 1 | Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения. | Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей? Знать основные правила поведения в семье. | Познавательные Составляет вопросы по содержанию текста Личностные : Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | Схема |
16 | 26.10 | | Что такое семья? Практическая работа по теме: «Моя родословная» | 1 | Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения. | Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей? Знать основные правила поведения в семье. | Личностные: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно Познавательные Передает информацию в виде схемы, рисунка Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | Практическая работа |
17-18 | 31.10 2.11 | | Кто занимается домашним хозяйством | 2 | Семья- часть общества. Характеристика семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения | Способствовать формированию обществоведческих (социальных) представлений: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, Формировать знания об особенностях семьи как части общества Права и обязанности, есть ли они у детей? Знать основные правила поведения в семье. | Познавательные Соотносит рисунок с текстом Регулятивные: Строит ход своих действий под руководством учителя Коммуникативные Отвечает на вопросы , заданные учителем Личностные Понимает главное в содержании предмета под руководством учителя Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе Познавательные Составляет вопросы по содержанию текста | Игра |
19 | 14.11 | | Твои друзья взрослые и сверстники | | . | |||
20 | 16.11 | | Правила культурного поведения | | Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы | Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта | Личностные Соблюдает правила поведения в школе и общественных местах Познавательные Выделяет главное в тексте Регулятивные: Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные Задает вопросы на понимание | |
21 | 21.11 | | Правила культурного поведения | | Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы | Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта | Личностные Соблюдает правила поведения в школе и общественных местах Познавательные Выделяет главное в тексте Регулятивные: Ставит учебную цель при помощи учителя Коммуникативные Задает вопросы на понимание | Игра |
22 | 23.11 | | О дружбе | | Какие бывают правила и зачем их создают. Как появились правила поведения. Кого называют друзьями. Правила дружбы | Знать основные правила культурного поведения в окружающей среде. Использовать эти знания для обогащения жизненного опыта | Познавательные Составляет вопросы по содержанию текста Личностные : Осознает собственную учебную деятельность по заданным учителем критериям Регулятивные Выполняет работу по образцу Коммуникативные: Владеет навыками работы в паре и в группе | |
23 | 28.11 | | Родина- что это значит? | | Родина, отечество, родная страна- место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит. | Осознание понятия «Родина», проявление любви к своему Отечеству взрослыми и детьми Интерес к истории родного края Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города. Использовать знание для поиска дополнительной информации | Познавательные Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе события, связанные с историей Москвы. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Регулятивные: Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства( учебник) | Анкетирование |
24 | 30.11 | | Родной край- частица Родины | | Родина, отечество, родная страна- место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит | Знать название родной страны, ее столицы, региона, своего города. Использовать знание для поиска дополнительной информации | Познавательные Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе события, связанные с историей Москвы. Коммуникативные: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им Регулятивные: Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства( учебник) | |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: