NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Вахрушева А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100). Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:

  • на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

  • в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

  • обучать безопасному поведению в природе и обществе;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой целостной картины мира.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №5 имени О.В. Гудкова для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания окружающего мира обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Человек и его строение

14

1

2

Происхождение человека

2

1

3

Рукотворная природа

18

1

4

Человек и его внутренний мир

6

1

5

Человек и общество

16

1

6

Картина всемирной истории человечества

14

1













Итого:

70

6


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (51 час)

Человек и его строение (14 ч)

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.

Повторение пройденного за 3 год обучения в Школе светофорных знаний.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

- правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах;

уметь:

- определять температуру тела человека с помощью термометра;

- распознавать органы человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах.

Происхождение человека (2 ч)

Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век).

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- теорию происхождения человека от человекообразной обезьяны;

- понятие эволюция;

уметь:

- объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оценки воздействия человека на природу;

- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Рукотворная природа (18 ч)

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Организация и развитие отрядов юных инспекторов движения. История развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

- состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;

- значение бережного отношения к воде и живой природе;

- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

уметь:

- различать неживую и живую природу;

- давать краткую характеристику неживой и живой природы;

- отличать объекты природы от изделий труда человека;

- различать разные состояния воды;

- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оценки воздействия человека на природу;

- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.

Человек и его внутренний мир (6 ч)

Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- понятия биологической и общественной природы человека;

- факторы, определяющие формирование личности человека;

- понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;

- дорожные знаки и их группы, историю возникновения и развития дорожных знаков;

уметь:

- объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;

- слушать других участников диалога;

- объяснить разные сигналы светофора и регулировщика;

- различать предупредительные сигналы транспортных средств.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.

Человек и общество (16 ч)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка. Дорожная разметка и её предназначение. Устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- существование неотъемлемых личных прав человека;

- основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;

- дорожную разметку и её предназначение;

уметь:

- уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:

- пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Картина всемирной истории человечества (14 ч)

Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.

Общие требования к водителям и велосипедистам.
В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

- понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха;

- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;

уметь:

- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам;

- определять по году век, последовательность и длительность событий;

- работать с текстом учебной статьи;

- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- определения последовательности событий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

 государственную символику России; государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

 общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 правила сохранения и укрепления здоровья;

 основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

 историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

 историю возникновения и развития дорожных знаков;

 дорожную разметку и её предназначение;

 общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;

 правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

уметь:

 определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

 различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

 приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

 показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

 описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

 применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

 пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;

 различать предупредительные сигналы транспортных средств;

 пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

 ориентирования на местности с помощью компаса;

 определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

 установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

 ухода за растениями (животными);

 выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

 оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

 удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество» – М.: Баласс, 2012.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: