Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Вахрушева А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Вахрушева А. А., Данилова Д. Д.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Школа 2100). Рабочая программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.
В рабочей программе выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать следующие задачи:
на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
обучать безопасному поведению в природе и обществе;
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой целостной картины мира.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ №5 имени О.В. Гудкова для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания окружающего мира обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми обучающийся может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Кол-во прове-рочных работ |
1 | Человек и его строение | 14 | 1 |
2 | Происхождение человека | 2 | 1 |
3 | Рукотворная природа | 18 | 1 |
4 | Человек и его внутренний мир | 6 | 1 |
5 | Человек и общество | 16 | 1 |
6 | Картина всемирной истории человечества | 14 | 1 |
| | | |
Итого: | 70 | 6 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (51 час)
Человек и его строение (14 ч)
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела человека.
Повторение пройденного за 3 год обучения в Школе светофорных знаний.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
- правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах;
уметь:
- определять температуру тела человека с помощью термометра;
- распознавать органы человека;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах.
Происхождение человека (2 ч)
Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век).
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- теорию происхождения человека от человекообразной обезьяны;
- понятие эволюция;
уметь:
- объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Рукотворная природа (18 ч)
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Организация и развитие отрядов юных инспекторов движения. История развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- значение бережного отношения к воде и живой природе;
- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
уметь:
- различать неживую и живую природу;
- давать краткую характеристику неживой и живой природы;
- отличать объекты природы от изделий труда человека;
- различать разные состояния воды;
- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки воздействия человека на природу;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Человек и его внутренний мир (6 ч)
Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка. Отношения с другими и к другим. Общение и его виды. Мимика, пантомимика. Правила приличия. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств.
Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия биологической и общественной природы человека;
- факторы, определяющие формирование личности человека;
- понятия: черты характера, оптимист, пессимист, эмоции;
- дорожные знаки и их группы, историю возникновения и развития дорожных знаков;
уметь:
- объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки;
- слушать других участников диалога;
- объяснить разные сигналы светофора и регулировщика;
- различать предупредительные сигналы транспортных средств.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о характере человека.
Человек и общество (16 ч)
Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка. Дорожная разметка и её предназначение. Устная пропаганда ПДД среди воспитанников детских садов.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- существование неотъемлемых личных прав человека;
- основные законы, регулирующие права человека, и их соблюдение;
- дорожную разметку и её предназначение;
уметь:
- уважительно относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях:
- пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Картина всемирной истории человечества (14 ч)
Всемирная история человечества – возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете.
Общие требования к водителям и велосипедистам.
В результате изучения темы обучающийся должен
знать/понимать:
- понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха;
- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
уметь:
- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам;
- определять по году век, последовательность и длительность событий;
- работать с текстом учебной статьи;
- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- определения последовательности событий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения окружающего мира обучающийся 4 класса должен
знать/понимать:
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
государственную символику России; государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
историю развития авто и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
историю возникновения и развития дорожных знаков;
дорожную разметку и её предназначение;
общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
уметь:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
различать предупредительные сигналы транспортных средств;
пропагандировать ПДД среди воспитанников детских садов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.
3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество» – М.: Баласс, 2012.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: