NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд»


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по интегрированному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы «Синтез искусств» О.А. Куревиной, Е.А.Лутцевой.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности обучающихся

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение изобразительного искусства и художественного труда направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в художественные и краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Содержание обучения в программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы. При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе). С историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве) и математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика) тоже существует тесная связь уроков по программе «Синтез искусств».

Цели обучения

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству и художественному труду, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №5 имени О.В.Гудкова для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения курса «Изобразительное искусство и художественный труд» в 4 классе отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе начального образования являются:

познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения обучающиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Введение

2

-

2

Жизнь и деятельность человека

17

1

3

В мастерской творца

11

1

4

Ритм

21

-

5

Давным-давно

9

1

6

В поисках совершенства

10

-













Итого:

70

3


Основное содержание (70 часов)

Введение (2 ч)

Ритм. Цвет. Форма

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: средства художественной выразительности

уметь: делать простейший анализ художественного произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

Жизнь и деятельность человека (17 ч)

Источники информации. Изобразительное искусство. Прикладное искусство. Архитектура. Мода. Источники информации. Интерьер. Книги.

Фотография. Компьютер.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре, архитектуре

уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу, выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

В мастерской творца (11 ч)

Композиция в музыке и живописи. Конструкция. Пропорции. Вычисление на компьютере.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: произведения народных промыслов России;

уметь: применять основные средства художественной выразительности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Ритм (21 ч)

Живопись и прикладное искусство. Редактирование текста. Перспектива.

Материал и фактура. Колорит. В залах Политехнического музея. Компьютерная графика. Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации, простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода, и т.д.; изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве;

уметь: использовать компьютерные программы для решения практических задач; чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и изображений; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, особенности цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; самостоятельной творческой деятельности.

Давным-давно (9 ч)

Романтизм. Классицизм. Реализм. Модерн. Конструктивизм.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: основные особенности реализма как направления искусства, представителей реализма в живописи, скульптуре, архитектуре; приемы работы с графическими данными, прием заливки замкнутых контуров

уметь: изготавливать изделие из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

В поисках совершенства (10 ч)

Театр – коллективный вид деятельности. Современный дизайн.

Театр – синтетический вид искусства.

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать: распространенные театральные профессии (драматург, режиссер, художник, актёр, осветитель, портной); понятия: театральный деятель, театральный критик; известные отечественные и зарубежные театры

уметь: работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения изобразительного искусства обучающийся 4 класса должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.


Учебно-методическое обеспечение

1. Прекрасное рядом с тобой: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

3. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». – М.: Баласс, 2012.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: