Рабочая программа по предмету «русский язык» для обучающихся 7 класса
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Поэтому, кроме тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, в программу включены и те, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития находит отражение в структуре календарно-тематического планирования, в котором представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; устройство языка, являющиеся базой для развития речевой компетенции учащихся; дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
наблюдение, беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
практикум,
диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
тесты,
комплексный анализ текста,
устные рассказы по плану на лингвистические темы,
сочинения,
изложения.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить примеры.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ(устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части;
составлять тезисный план исходного текста;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.д.;
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально- этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи;
уместно употреблять пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые выражения в связном тексте;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
овладеть орфографическими и пунктуационными навыками, орфоэпическими, грамматическими и стилистическими нормами литературного языка;
видеть строение слова, выделять морфемы;
видеть строение предложений.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Система уроков | Кол-во часов | Дата пл./ф. | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | |||
Компетенции | |||||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | | |||||||||
1 | 2 | | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Вводный урок Литературный русский язык. Нормы литературного языка, их изменчивость Цель: познакомить со структурой и содержанием нового учебного пособия, дать понятие о русском языке как языке межнационального общения | 1 | | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, работа с учебником. | Групповая, индивидуальная | Уровень освоения: продуктивный. Знать содержание и структуру учебного пособия «Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений для 6 класса», основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте. Уметь использовать пособие в своей деятельности. (К) | Составить план лекции | Горбачевич К. С. Русский язык Прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещенее, 1998 | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | |||||||||||
2 | Морфология и орфография Цель: повторение грамматических признаков частей речи; отработка навыка грамматического разбора | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать основные грамматические признаки частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, производить грамматический разбор (Я) Продуктивный | Уметь работать с орфографическим словарем | Озерская, В.П., Богданова, Г. А. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-9 кл. - М., Просвещение, 1990 | ||
3 | Правописание имён существительных и прилагательных Цель: повторение грамматических признаков частей речи; отработка навыка грамматического разбора | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать основные грамматические признаки частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, производить грамматический разбор (Я) Продуктивный | Уметь работать с орфографическим словарем | Озерская, В.П., Богданова, Г. А. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-9 кл. - М., Просвещение, 1990 | ||
4 | Правописание глаголов и наречия Цель: повторение грамматических признаков частей речи; отработка навыка грамматического разбора | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Выборочный диктант, морфологический и орфографический разбор | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать основные грамматические признаки частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, производить грамматический разбор (Я) Продуктивный | Уметь работать с орфографическим словарем | Озерская, В.П., Богданова, Г. А. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-9 кл. - М., Просвещение, 1990 | ||
5 | Знаки препинания в простом и сложном предложении Цель: повторить изученные пунктуационные правила | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Пунктуационный анализ предложений | Коллективная, индивидуальная | Знать основные характеристики предложения Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения (Я) Продуктивный | Уметь анализировать, классифицировать | Озерская, В.П., Богданова, Г. А. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6-9 кл. - М., Просвещение, 1990 | ||
6 | Урок-практикум по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» Цель: отработка умения применять изученные орфографические и пунктуационные правила | 1 | | Репродуктивная | Диктант, тренировочные упражнения, разборы | Групповая, индивидуальная | Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису. Уметь применять орфографические, пунктуационные правила. (Я) Продуктивный Уметь приводить свои примеры, возможные варианты схем, заполнять табличные формы всеми возможными вариантами схем. (Я) (К) Продуктивный | Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать изученные языковые факты и явления | Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. - М., Дрофа, 2000 | ||
7 | Контрольный диктант Цель: выявить уровень усвоения учащимися изученных орфограмм | 1 | | Репродуктивная | Контроль | Индивидуальная | Уметь применять полученные знания. (Я) (ЛС) Продуктивный Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. (Я) (ЛС) Продуктивный | Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке | Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1992 | ||
8 | Анализ контрольного диктанта | 1 | | Репродуктивная | Работа над ошибками, тест, словарный диктант | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь выполнять работу над ошибками. Продуктивный Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками. (Я) (К) (ЛС) Продуктивный | Выполняя анализ контрольной работы, развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, саморазвития | Различные словари | ||
9 | Р.Р. Текст. Стили литературного языка Цель: повторение отличительных особенностей изученных стилей речи, совершенствование умения осуществлять комплексный анализ текста. | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с текстом (чтение, выделение основных компонентов, анализ) | Коллективная, групповая, индивидуальная | Знать изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Уметь осуществлять комплексный анализ текста. (Я) (К) Продуктивный Уметь создавать тексты различной стилистической направленности. (Я) (К) (ЦО) Творческий | Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности | Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь. 5-7 кл.: 7 класс». -М.: Дрофа, 2000 | ||
10 | Р.РРРР. Сочинение по картине Цель: совершенствование умения создавать текст по заданной теме | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с картинами – натюрморт (определение темы, идеи, составление плана), сочинение-миниатюра | Коллективная, индивидуальная | Знать признаки текста, особенности текста-описания картины Уметь создавать текст в заданном стиле. (Я) (К) Продуктивный, творческий Уметь создавать собственный текст заданного типа. (Я) (К) (ЛС) Творческий | Уметь работать с текстами-описаниями картин | Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь». — М.: Дрофа, 2000 | ||
МОРФОЛОГИЯ. ПРИЧАСТИЕ | |||||||||||
11 | Понятие о причастии Цель: знакомство с признаками причастия как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с учебником, выборочный диктант, практикум | Коллективная, парная, индивидуальная | Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий. (Я) Продуктивный Уметь различать однокоренные прилагательные и причастия. (Я) Продуктивный | Уметь работать со справочной литературой | Богданова, Г. А. Опрос на уроках русского языка. - М. Просвещение, 1993 | ||
12 | Морфологические и синтаксические признаки причастий Цель: отработка умения опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с учебни ком, самостоятельная рабо- та, распредели- тельный диктант | Коллек- тивная, парная, индивиду- альная | Знать морфологические и синтаксические признаки, присущие причастиям. Уметь отличать по морфологическим признакам причастия от прилагательных (Я) Продуктивный | Объяснение изученных положений на самостоятель- но подобранных конкретных примерах | Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. - М., Дрофа, 2000 | ||
13-14 | -Признаки прилагательного у причастия. Род, число, падеж причастия. -Правописание безударной гласной в окончании причастия Цель: знакомство с грамматическими признаками прилагательного у причастия, формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных | 2 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Беседа, орфографический диктант, работа по карточкам, тест | Коллек- тивная, групповая, индивиду- альная | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных. (Я) Продуктивный Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами и уметь применять их. (Я) (К) Продуктивный | Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе предла- гаемого в опор- ных материалах учебника образца | Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. 7 класс. - Калининград, 1996 | ||
15-16 | Р.Р. Описание общего вида местности Цель: знакомство с композиционными признаками текста-описания местности, совершенствование умения создавать текст в заданном стиле. | 2 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с текстом (определение темы, идеи, составление плана), сочинение-миниатюра | Коллективная, индивидуальная | Знать признаки текста, особенности текста-описания местности, композиционные признаки текста-описания. Уметь создавать текст в заданном стиле. (Я) (К) Продуктивный, творческий Уметь создавать собственный текст заданного типа. (Я) (К) (ЛС) Творческий | Найти в произведениях художественной литературы образцы текстов-описаний местности с целью подготовки к классному сочинению | Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь». — М.: Дрофа, 2000 | ||
17 | Признаки глагола у причастия. Цель: углубление и закрепление понятия о причастии как самостоятельной части речи, совершенствование навыка опознавать причасти в тексте. | 1 | | Объяснительно иллюстративная, репродуктивная | Практикум, обьяснительный диктант, тест | Группо- вая, индивидуальная | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола. Уметь находить причастие в тексте. (Я) Продуктивный | Уметь подбирать задания для упражнений по отработке новой темы в произведениях изучаемых авторов | Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день. 7 класс. - Калининград, | ||
18 | Понятие о причастном обороте Цель: знакомство с понятием причастный оборот, формирование умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота. | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Тренировочные упражнения, выборочный диктант, работа по карточкам | Коллективная, групповая, индивидуальная | Знать понятие о причастном обороте, Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами, находить границы причастного оборота. (Я) Продуктивный Уметь конструировать предложения с причастным оборотом. (Я)(К)(ЛС) Продуктивный | Работа с научной литературой с целью сбора материала по теме «Наиболее типичные ошибки при употреблении причастных оборотов, их предупреждение» | Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов | ||
19 | Знаки препинания при причастном оборот Цель: закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении; формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот. | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Тренировочные упражнения, работа по карточкам, цифровой и графический диктанты | Парная, индивидуальная | Знать понятие причастный оборот; Уметь выделять причастный оборот в устной речи и на письме. (Я) (К) Продуктивный Знать нормы согласования, порядка слов в предложении, употребления единообразных синтаксических конструкций. (Я) (К) Продуктивный | Уметь находить необходимую информацию и, используя ее, строить общение. (ЛС) (К) | Богданова, Г. А. Опрос на уроках русского языка. - М. Просвещение, 1993 | ||
20 | Роль причастного оборота в предложении Цель: освоение норм порядка слов в предложениях с причастными оборотами, совершенствования умения согласовывать причастия с определяемыми словами выделять причастный оборот в устной речи и на письме. | 1 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Тренировочные упражнения, тест | Парная, групповая, индивидуальная | Знать нормы порядка слов в предложениях с причастными оборотами. Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; выделять причастный оборот в устной речи и на письме. (Я) (К) Продуктивный Знать нормы согласования, порядка слов в предложении, употребления единообразных синтаксических конструкций. (Я) (К) Продуктивный | Уметь составлять текст научного стиля об изученном синтаксическом явлении. (К)(ЛС) | | ||
21- 22 | Р.Р. Описание действий Цель: знакомство с типовой схемой текста-описания действий, совершенствование умения создавать текст в заданном стиле. | 2 | | Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная | Работа с текстом (определение темы, идеи, составление плана), сочинение-миниатюра | Коллективная, индивидуальная | Знать признаки текста, особенности текста-описания местности, композиционные признаки текста-описания. Уметь создавать текст в заданном стиле. (Я) (К) Продуктивный, творческий Уметь создавать собственный текст заданного типа. (Я) (К) (ЛС) Творческий | Уметь составлять текст разных | Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь». — М.: Дрофа, 2000 |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: