Рабочая программа по музыке и пению 4 класса специальной (коррекционной) программы (VIII вида). Составил: учитель музыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______
зам.директора по УВР директор школы
Жукова И.Н. Полежаева Т.И.
30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по музыке и пению 4 класса
специальной (коррекционной) программы (VIII вида).
Составил: учитель музыки
Крестьянинова В..Г.
2013г
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» специальной (коррекционной) программы (VIIIвида) составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы (VIIIвида) 1 – 4 классы изд. «Просвещение» 2004г. Автор: И.В. Евтушенко.
Данный учебный предмет имеет своей целью: овладение детьми музыкальной культуры, развитие музыкальности учащихся.
Изучение предмета «Музыка и пение» по специальной (коррекционной) программе (VIIIвида) способствует решению следующих задач:
образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений разных жанров (песня, танец, марш и их разновидности), а так же в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;
формировать музыкально – эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности), умение слушать музыку, чувствовать её характер;
совершенствовать певческие навыки: слухоречевое, координирование, точность интонирования;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность адекватно реагировать на музыкальные переживания, музыкально – исполнительские навыки;
воспитательные:
помочь самовыражению, через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
коррекционно – развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Программа по «Музыке и пению» состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».
В процессе занятий вырабатываются необходимые вокально – хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Ребёнок получает первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учится воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных и речевых упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально – хоровых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития. Классическая, фольклорная, современная (отечественная) песня – основа формирования вокального репертуара учащегося. В работе над песней и инсценировании, внимание направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально – технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение произведений. Наряду с уже знакомыми, звучат новые музыкальные сочинения.
Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно – отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др. опирающихся на абстрактно – логическое мышление.
Учебный предмет изучается в 4 классе специальной (коррекционной) программы (VIIIвида), рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю, в том числе 5 обобщающих урока.
В 4 классе по специальной (коррекционной) программе (VIIIвида) обучается одна ученица Швецова Карина. Занятия проходят совместно с учащимися 4 класса общеобразовательной школы, что расширяет диапазон музыкально – слухового репертуара, обогащает общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Для удобного проведения уроков тематический материал структурирован, но предусматривает коллективное творчество: хоровое пение, музыкально – ритмические импровизации, игру на элементарных музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар для пения несколько изменён, как того допускает программа.
Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.
Методы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с текстом, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная и коллективная работа, применение технических средств обучения,
Форма проверки результатов освоения программы: индивидуальный опрос, хоровое пение, сольное пение, творческие задания, участие в играх, пластике, музыкальные тесты.
При проведении уроков используются: беседы, работа индивидуальная и групповая, карточки- задания, аудиокассеты, диски, плакаты, портреты композиторов, иллюстрации, детские музыкальные инструменты.
Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока.
Содержание тем учебного предмета.
Раздел 1. Песня, танец, марш. 7 часов.
Мелодия. Поём любимые песни.
Мелодия – звуковая линия. Звуковая линия движется вверх, вниз. Звуки низкие, высокие, ещё выше. Певческая установка. Дирижёрские жесты учителя.
Мелодия и её сопровождение (аккомпанемент). Движение мелодии.
Чистоговорка. Мелодия – звуковая линия. Восходящее движение мелодии. Пение на одном звуке. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Акценты – ударение в мелодии.
Песня – танец –хоровод.
Общее представление о понятии песня народная, композиторская. Песня – танец – хоровод. Пение на одном звуке. Плавное и скачкообразное движение мелодии. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Выразительное значение динамики (форте – громко, пиано – тихо)
Военный марш.
Основные виды музыки: песня, танец, марш. Особенность марша.
Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности (мелодия, сопровождение, динамика, форма - части). Сильная доля – акцент.
Праздничный марш
Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано
Траурный марш.
Марш. Особенность траурного марша. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано.
7. Обобщающий урок по теме: «Песня, танец, марш»
Обобщить полученные знания и умения. Мелодия. Звуки высокие, низкие, средние. Движение мелодии. Средства выразительности музыки. Песня, танец, марш.
Раздел 2. Народные музыкальные инструменты. 9 часов.
8. Народные музыкальные инструменты: баян, гармонь.
9. Народные музыкальные инструменты: гусли.
10. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, бас – балалайка
11. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок.
12. Народные музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки.
13. 14. Оркестр народных музыкальных инструментов
15. Поём любимые новогодние песни. Закрепление певческих навыков
16. Обобщающий урок по теме: «Народные музыкальные инструменты
Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и тембрами звучания. Учить узнавать их по внешнему виду и по голосам – тембрам.
Раздел 3. Сказка в музыке. 6 часов.
17. Сказка в музыке М. Глинки
Идейное и художественное содержание (шуточного, волшебного образа) марша в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные средства выразительности.
18. Сказка в музыке Н. Римского – Корсакова
Художественное содержание сказки А. Пушкина в музыке сказки – оперы «Сказка о царе Салтане..» Н. Римского – Корсакова. Музыкальные средства выразительности. Жанры музыки: песня, танец, марш.
19. Сказка в музыке П. Чайковского
Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из музыки П. Чайковского «Детский альбом»
20. Сказка в музыке М. Мусоргского.
Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из сюиты «Картинки свыставки»
21. Сказка в музыке Э. Грига.
Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя.
22. Обобщающий урок по теме: «Сказка в музыке»
Обобщить полученные знания и умения. Сказочные образы в музыке композиторов. Движение мелодии. Средства выразительности музыки.
Раздел 4. Разновидности танца и марша. 8 часов.
23. 24. Танец вальс.
Знакомить с танцем вальс. Пульс – акцент. Художественное содержание вальса. Средства выразительности.
25. Танец полонез
Знакомить с танцем – полонез. Интонация шага. Танец – шествие. Пульс – акцент. Средства выразительности. Музыкальная форма.
26. Танец полька
Знакомить с танцем полька. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности.
27. Танец танго.
Знакомить с танцем танго. Родина танго. Особенности танго. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности.
28. Спортивный марш.
Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Особенности спортивного марша.
29. Шуточный марш.
Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности.
30. Обобщающий урок по теме: «Разновидности танца и марша»
Закрепление и обобщение полученных знаний о видах танца и марша.
Раздел 5. Музыка вокруг нас. 4 часа.
31. Зачем нужна музыка?
Дать представление о различных функциях музыки.
32. Развлекательная музыка.
Музыка развлекательная: праздники, дискотеки, игры. Музыка, которая звучит для отдыха и на отдыхе (туристические песни)
33.Релаксация
Саморегуляция различных эмоциональных расстройств с помощью музыки
34. Обобщающий урок по теме: «Музыка вокруг нас»
Обобщение полученных знаний, умений.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Число часов на… | ||
| | | |||
1 | Раздел 1. Песня, танец, марш. | 7 ч | | | |
2 | Раздел 2. Народные музыкальные инструменты. | 9ч | | | |
3 | Раздел 3. Сказка в музыке. | 6ч | | | |
4 | Раздел 4. Разновидности танца и марша | 8ч | | | |
5 | Раздел 5. Музыка вокруг нас. | 4ч | | | |
6 | Итого | 34ч | 12ч | 17ч | 5ч |
Календарно - тематическое планирование
Дата | Тема урока | Кол –во часов | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН | Дидактический материал | Вид контроля | ||
По плану | Фактически | |||||||
1 четверть. Раздел 1. «Песня, танец, марш». 7 часов. | ||||||||
3. 09. | | 1. Мелодия. Поём любимые песни. | 1ч | Мелодия – звуковая линия. Звуковая линия движется вверх, вниз. Звуки низкие, высокие, ещё выше. Певческая установка. Дирижёрские жесты учителя. | Знать идейное и художественное содержание песни Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера | В. Шаинский М. Пляцковский «Чему учат в школе» | Беседа. Слушание песни. Хоровое пение. Соблюдение певческой установки, дирижёрские жесты. | |
10. 09. | | 2. Мелодия и её сопровождение (аккомпанемент). Движение мелодии. | 1ч | Чистоговорка. Мелодия – звуковая линия. Восходящее движение мелодии. Пение на одном звуке. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Акценты – ударение в мелодии. | Знать понятие: сопровождение мелодии (аккомпанемент), акценты – ударение в мелодии, идейное и художественное содержание песни Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера | «Два гуся»- упражнение; В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» | Хоровое пение. Соблюдение певческой установки, дирижёрские жесты. | |
17. 09. | | 3. Песня – танец –хоровод. | 1ч | Общее представление о понятии песня народная, композиторская. Песня – танец – хоровод. Пение на одном звуке. Плавное и скачкообразное движение мелодии. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Выразительное значение динамики (форте – громко, пиано – тихо) | Знать содержание песен; - особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно); - динамические оттенки (форте – громко, пиано – тихо) Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера; - петь хором, выполняя требования художественного исполнения; - различать сильную долю такта: хлопками, на треугольнике, | «Два гуся»- упражнение; В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»; Р.н.п. «Во поле берёза стояла» | Хоровое пение. Соблюдение певческой установки. Пение под фонограмму детской песни. Игра на детских музыкальных инструментах. | |
24. 09. | | 4. Военный марш. | 1ч | Основные виды музыки: песня, танец, марш. Особенность марша. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности (мелодия, сопровождение, динамика, форма - части). Сильная доля – акцент. | Знать виды музыки: песня, танец, марш. Значение слов форте, пиано Уметь различать в марше сильную долю на слух; отмечать хлопками, игрой на барабане - исполнять песню без музыкального сопровождения; - называть названия выученных песен | П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; Ц. Кюи, А. Плещеев «Осень» | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. | |
1. 10. | | 5. Праздничный марш | 1ч | Марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. | Уметь узнавать на слух звучание оркестра; - узнавать жанр – марш; - называть виды марша; - отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения; | И. Дунаевский «Выходной марш» из к\ф «Цирк» - В. Шаинский Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. | |
8. 10. |
| 6. Траурный марш. | 1ч | Закрепление понятия марш. Особенность траурного марша. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано. | Знать значение слов форте, пиано; сильная доля – акцент. - разновидности маршей (военный, траурный) Уметь различать в марше сильную долю на слух; - различать военный и траурный марши по характеру звучания; - показывать сильную долю такта игрой на барабане, треугольнике. - называть названия выученных песен, маршей | П.И. Чайковский «Похороны куклы» из «Детского альбома»; - В. Шаинский «Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. Карточка – задание | |
15. 10. | | 7. Обобщающий урок по теме: «Песня, танец, марш» | 1ч | Обобщить полученные знания и умения. Мелодия. Звуки высокие, низкие, средние. Движение мелодии. Средства выразительности музыки. Песня, танец, марш. | Знать: содержание песен; - особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно, на одном звуке); - средства выразительности: динамика (форте – громко, пиано – тихо); лад – весело, грустно; регистр: высокие или низкие звуки. Уметь различать на слух песню, марш; - определять форму музыкального произведения, средства выразительности; - называть названия выученных песен, маршей, пьес, узнавать их на слух | «Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский «Вместе весело шагать», И. Дунаевский «Выходной марш» из к\ф «Цирк»; П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Музыкальный тест «Угадай – ка». Карточка – задание. | |
Раздел 2. Народные музыкальные инструменты. 9 часов. | ||||||||
22. 10. | | 8. Народные музыкальные инструменты: баян, гармонь | 1ч | Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания. | Знать: название инструмента, его внешний вид Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду баян, гармонь; - петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни | Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов. «Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. | |
29. 10. | | 9. Народные музыкальные инструменты: гусли. | 1ч | Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания. | Знать: название инструмента, его внешний вид Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду гусли; - петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни | Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов. «Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Музыкальная викторина. | |
2 четверть. | ||||||||
12. 11. | | 10. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, бас – балалайка. | 1ч | Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания. | Знать: название инструмента, его внешний вид Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду домру, мандолину, балалайку, бас – балалайку; - петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые | Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов. Р.н.п. «Во кузнице», - «Чтоб выучиться пению» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах. | |
19. 11. | | 11. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок | 1ч | Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания. | Знать: название инструмента, его внешний вид Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду свирель, рожок. - петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни | Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов. Р.н.п. «Во кузнице», - «Чтоб выучиться пению» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах. | |
26. 11. | | 12. Народные музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки. | 1ч | Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания. | Знать: название инструмента, его внешний вид Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду трещотки, деревянные ложки. - определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках | Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов. Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?» «Дети любят рисовать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на детских музыкальных инструментах | |
3. 12. | | 13. Оркестр народных музыкальных инструментов | 1ч | Знакомить с элементарными сведениями о составе оркестра народных инструментов. Своеобразие звучания оркестра. | Знать понятие оркестр, ансамбль Уметь узнавать на слух звучание народного оркестра; - определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках; - имитация игры на народных музыкальных инструментах (балалайка, свирель, гармонь); - отчётливо произносить текст выученных песен | Иллюстрации (слайды) оркестра народных инструментов. Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?»; р.н.п. «Во поле береза стояла»; «Берёзка» обр. для нар. оркестра; «Дети любят рисовать» | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. Музыкальная викторина. Карточка – задание. | |
10. 12. | | 14. Оркестр народных музыкальных инструментов | 1ч | |||||
17. 12. | | 15. Поём любимые новогодние песни. Закрепление певческих навыков | 1ч | Работа над кантиленой, отчётливое произношение текста в подвижном темпе. | Уметь: проявлять вокально – хоровые навыки; - определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках; | | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. | |
24. 12. | | 16. Обобщающий урок по теме: «Народные музыкальные инструменты» | 1ч | Обобщить знания о народных инструментах. | Знать: понятия ансамбль, оркестр Уметь узнавать на слух звучание народного оркестра, голоса народных инструментов; - определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках, треугольнике; - отчётливо произносить текст выученных песен | Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?»; р.н.п. «Во поле береза стояла»; «Берёзка» обр. для нар. оркестра «Дети любят рисовать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест. Карточка – задание. Имитация игры по воображаемом инструменте. | |
3 четверть. Раздел 3. Сказка в музыке. 6 часов. | ||||||||
14. 01. | | 17. Сказка в музыке М. Глинки | 1ч | Идейное и художественное содержание (шуточного, волшебного образа) марша в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные средства выразительности. | Знать значение слов форте, пиано; - разновидности марша: траурный, праздничный, шуточный, волшебный. | М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», Пляцковский «Настоящий друг | Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. | |
21. 01. | | 18. Сказка в музыке Н. Римского - Корсакова | 1ч | Художественное содержание сказки А. Пушкина в музыке сказки – оперы «Сказка о царе Салтане..» Н. Римского – Корсакова. Музыкальные средства выразительности. Жанры музыки: песня, танец, марш. | Уметь различать на слух песню, танец, марш; - определять форму музыкального произведения; - воспроизводить беззвучно артикуляцию знакомой песни, правильно формировать гласные звуки, распределять дыхание по фразам. | Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…»; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Карточка – задание. | |
28. 01. | | 19. Сказка в музыке П. Чайковского | 1ч | Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из музыки П. Чайковского «Детский альбом» | Уметь: - определять форму музыкального произведения; - определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки. | П. И. Чайковский «Баба Яга» из цикла «Детский альбом»; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Карточка – задание. | |
4. 02. | | 20. Сказка в музыке М. Мусоргского. | 1ч | Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из сюиты «Картинки с выставки» | Уметь: - определять форму музыкального произведения; - определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки. | М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. | |
11. 02. | | 21. Сказка в музыке Э. Грига. | 1ч | Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя. | Уметь: - определять форму музыкального произведения; - определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки. | Э.Григ «В пешере горного короля». «Шествие гномов» - видео; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг» | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах. | |
18. 02. | | 22. Обобщающий урок по теме: «Сказка в музыке» | 1ч | Обобщить полученные знания и умения. Сказочные образы в музыке композиторов. Движение мелодии. Средства выразительности музыки. | Знать: содержание песен; - особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно, на одном звуке); - средства выразительности: динамические оттенки (форте – громко, пиано – тихо); лад – весело, грустно; регистр: высокие или низкие звуки. Уметь - определять форму музыкального произведения, средства выразительности; - называть названия выученных песен, марша, пьес, узнавать их на слух | П. И. Чайковский «Баба Яга»; Н. Римский – Корсаков «Три чуда»; М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг», Э.Григ «В пешере горного короля». Шествие гномов, | Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Музыкальный тест «Угадай – ка». Карточка – задание. | |
Раздел 4. Разновидности танца и марша. 8 часов. | ||||||||
25. 02. | | 23. Танец вальс. | 1ч | Знакомить с танцем вальс. Пульс – акцент. Художественное содержание вальса. Средства выразительности. | Знать: понятие – вальс. Уметь – выделять сильную долю – акцент; - определять характер по звучанию музыки; - определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная) | Комплект геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); П.И. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»; Кабалевский «Наш край», | Хоровое пение. Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальный тест – сложи форму. | |
4. 03. | | 24. Танец вальс. | 1ч | |||||
11. 03. | | 25. Танец полонез | 1ч | Знакомить с танцем – полонез. Интонация шага. Танец – шествие. Пульс – акцент. Средства выразительности. Музыкальная форма. | Уметь – выделять сильную долю – акцент; - слышать поступь, интонацию шага; - определять характер по звучанию музыки; - определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная) и вид танца (вальс, полонез); - показ рукой направление движения мелодии (сверху вниз или снизу вверх) | Комплект геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); Ф. Шопен «Полонез»; - Кабалевский «Наш край» | Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест – сложи форму. | |
18. 03. | | 26. Танец полька | 1ч | Знакомить с танцем полька. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности. | Уметь – выделять сильную долю – акцент; - определять характер по звучанию музыки; - определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная); - определять средства выразительности | Комплект геометрических фигур; П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома» - Кабалевский «Наш край» | Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест – сложи форму. | |
4 четверть. | ||||||||
1. 04. | | 27. Танец танго. | 1ч | Знакомить с танцем танго. Родина танго. Особенности танго. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности. | Уметь – выделять сильную долю – акцент; - определять характер по звучанию музыки; - определять средства выразительности; - различать виды танца. - отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения; | Аргентинское танго. Кабалевский «Наш край» | Хоровое пение. Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах Карточка – задание. | |
8. 04. | | 28. Спортивный марш. | 1ч | Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. | Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды марша; - определять средства выразительности; - соблюдать динамические оттенки (громко – тихо); - отмечать сильную долю хлопками; | А. Пахмутова «Трус не играет в хоккей»; В. Шаинский «Вместе весело шагать» С. Соснин «Солнечная капель» | Хоровое пение. Слушание музыки | |
15. 04. | | 29. Шуточный марш. | 1ч | Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. | Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды марша; - определять средства выразительности; соблюдать динамические оттенки (громко – тихо); - отмечать сильную долю хлопками; - отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения; | М. Глинка «Марш Черномора»; Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов» - С. Соснин «Солнечная капель»; В. Шаинский «Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Карточка – задание. | |
22. 04. | | 30. Обобщающий урок по теме: «Разновидности танца и марша» | 1ч | Закрепление и обобщение полученных знаний о видах танца и марша. | Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды танца и марша; - определять средства выразительности; - петь без музыкального сопровождения хорошо выученные песни | - Кабалевский «Наш край»; - В. Шаинский «Вместе весело шагать» - С. Соснин «Солнечная капель» | Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест. Индивидуальный опрос. | |
Раздел 5. Музыка вокруг нас. 4 часа. | ||||||||
29. 04. | | 31. Зачем нужна музыка? | 1ч | Дать представление о различных функциях музыки. | Уметь называть различные назначения (функции) музыки: развлекательная, спортивная, для отдыха, релаксация). | Оффенбах «Канкан»; В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» | Хоровое пение. Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. | |
6. 05. | | 32. Развлекательная музыка. | 1ч | Музыка развлекательная: праздники, дискотеки, игры. Музыка, которая звучит для отдыха и на отдыхе (туристические песни) | Уметь рассказывать, как используется музыка в развлечениях; - определять средства выразительности; - отмечать сильную долю хлопками; - отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения; | В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»; Ю. Чичков « Весёлый турист», Тухманов «Аэробика» | Хоровое пение. Слушание музыки. Беседа. Устный опрос. | |
13. 05. | | 33. Релаксация | 1ч | Саморегуляция различных эмоциональных расстройств с помощью музыки | Уметь - соблюдать характер, настроение при исполнении конкретной песни, | Музыка для релаксации (Звуки моря). В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»; Тухманов «Аэробика» | Хоровое пение. Слушание музыки. | |
20. 05. | | 34. Обобщающий урок по теме: «Музыка вокруг нас» | | Обобщение полученных знаний, умений. | Уметь - петь без музыкального сопровождения хорошо выученные песни; - соблюдать характер, настроение при исполнении конкретной песни, | Ю. Чичков «Весёлый турист», Кабалевский «Наш край»; - В. Шаинский «Вместе весело шагать» | Хоровое пение. Слушание музыки. Игра «Угадай – ка» |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения предмета в 4 классе специальной (коррекционной) программы (VIIIвида) учащийся должен:
знать:
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
значение динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, бас – балалайка);
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
особенности музыкального языка современной детской песни, её идейное и художественное содержание;
уметь:
петь в хоре, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и точно произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Учебно – методическое обеспечение.
Методическое обеспечение.
Требования к уроку специальной (коррекционной) программы (VIIIвида).
Дидактический материал.
Комплекты: портреты композиторов №1,2,3;
Комплект: Плакаты «Музыкальный мир»
Цифровые образовательные ресурсы:
CD – ROM «Шедевры музыки» серия «Кирилл и Мефодий» 1997, 2001гг.;
CD – ROM «Учимся понимать музыку» - практический курс, школа развития личности серия «Кирилл и Мефодий»;
CD – ROM «Музыкальный класс» учебно – практический курс;
CD – ROM «Дракоша в мире музыки» учебно – практический курс;
CD – видео «Звёзды русского балета» 1, 2 части
Аудиокассеты и диски фонограмм детских песен + и -.
Техническое обеспечение
Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер;
Инструменты: аккордеон, фортепиано;
Три комплекта детских шумовых инструментов: маракасы, трещотки, румбы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны и тд.
Список литературы.
Г.М. Науменко «Фольклорный праздник» Москва 2000г.
Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей» Москва 2004г.
Л.В. Кравчук «Мир музыкальных инструментов» - учебно – наглядное пособие Москва 2003г.
Ю. Булучевский , В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Ленинград 1954г.
В.В. Федин «Музыка» для 1 -7 классов в помощь преподавателю Волгоград 2008г.
Г. Струве «Школьный хор» книга для учителя Москва 1981г.
М.С. Осенеева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова «Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом» учебное пособие Москва 1999г.
М.Е. Покровская, Н.С. Константинова «Путешествие в страну музыкальных звуков» Санкт – Петербург 2009г.
Мини – энциклопедия в картинках «Музыкальные инструменты» Москва 2000г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: