Рабочая программа учебной дисциплины культура речи и деловое общение
НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО
Рекомендуется для направления подготовки
080100.62 – «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»
Профили подготовки
«Мировая экономика», «Финансы и кредит»,
«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Международный менеджмент»
Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения
Квалификация выпускника –
бакалавр экономики
бакалавр менеджмента
Москва
2013
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета
ИМЭС
Протокол № 5 от 27.12.2012 г.
Данную программу разработал Никитин Валерий Николаевич к.п.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.
Обсуждена и рекомендована к утверждению
на заседании кафедры Гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
НОУ ВПО ИМЭС
Протокол № 2 от 06.12.2012 г.
Аннотация
программы учебной дисциплины
«Культура речи и деловое общение»
Дисциплина «Культура речи и деловое общение» формирует навыки владения устными и письменными коммуникациями, которые особенно важны для работы и социальной жизни менеджера.
Аннотация рабочей программы дисциплины «Культура речи и деловое общение» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профилей «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и изучается в вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).
.
Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины «Культура речи и деловое общение» является развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение культуры русской речи будущего специалиста.
Задачи освоения учебной дисциплины:
сформировать способность эффективного речевого поведения в ситуациях делового общения;
сформировать языковую рефлексию - осознанное отношение к своей и чужой речи с точки зрения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи;
познакомить с основами риторики, развить навыки устного публичного выступления и ведения профессионально ориентированной дискуссии;
Место дисциплины в структуре ООП:
Изучению дисциплины предшествует курсы: «Культурология», «Психология». Полученные в результате изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» знания позволяют углубить знания по дисциплинам: «Организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами».
Дисциплина определяет подготовку экономиста и менеджера специального профиля для работы в коммерческих структурах, организациях и предприятиях госсектора экономики России.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:
ОК- 1,6,7,9,10. ПК – 14 (для экономистов)
ОК – 10, 13, 2, 3, 6, 9 (для менеджеров).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
экстралингвистические и лингвистические особенности функциональных стилей современного русского литературного языка;
особенности официально-делового стиля общения и его разновидностей;
особенности устной и письменной речи в сфере делового общения;
принципы создания устного публичного выступления информативного и воздействующего характера;
Уметь:
анализировать, обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения;
создавать и редактировать тексты профессионального и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского языка и стандартами оформления деловой документации;
логически верно, аргументированно, ясно и точно строить деловую, научную и публицистическую речь;
пользоваться словарями и справочниками;
Владеть:
техникой речи;
способами создания речевого и неречевого портрета оратора;
жанрами устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации);
навыками публичной профессионально-ориентированной дискуссии.
нормами устной и письменной речи;
качествами хорошей русской речи;
жанрами русского речевого этикета в повседневном обиходе (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и др.);
Формы контроля
Текущий контроль:
письменные опросы по теории;
контрольные работы;
индивидуальные проекты;
тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Итоговый контроль: зачёт
Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
Лекции;
Семинарские занятия;
Обсуждение рефератов и докладов;
Консультации преподавателя.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
Компьютерные симуляции;
Анализ деловых ситуаций
Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
|   Вид учебной работы  |    Всего часов/ зачетных единиц  |  ||
|   очное  |    очно-заочное  |    заочное  |  |
|   Аудиторные занятия (всего)  |    36/1  |    18/0,5  |    9/0,25  |  
|   В том числе: Лекции  |    18/0,5  |    10/0,3  |    6/0,17  |  
|   Семинары (практические занятия) (в т.ч. в интерактивной форме)  |    18/0,5  |    8/0,2  |    3/0,08  |  
|   Самостоятельная работа (всего)  |    72/2  |    90/2,5  |    99/2,75  |  
|   В том числе: Самостоятельная работа  |    54/1,5  |    82/2,3  |    91/2,55  |  
|   Выполнение домашних заданий  |    18/0,5  |    8/0,2  |    8/0,2  |  
|   Вид итоговой аттестации  |    зачет  |    зачет  |    зачет  |  
|   Общая трудоемкость  |    108/3  |    108/3  |    108/3  |  
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины
|   № п/п  |    Наименование раздела (темы) дисциплины  |    Содержание раздела (темы)  |  
|   1.  |    Актуальные проблемы речевой культуры общества  |    1. Норма как основная категория теории и практики культуры речи (литературный язык – основа культуры речи; понятие о языковой норме; вариативность норм литературного языка). 2. Коммуникативные качества речи (фактическая и смысловая точность, логичность речи, понятность речи, чистота речи, лексическое богатство русского языка). 3. Речевой и поведенческий этикет (специфика русского речевого этикета, связь речевого и поведенческого этикета, формулы выражения речевого этикета). .  |  
|   2.  |    Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации  |    4.Функциональные разновидности современного русского литературного языка: научный стиль (разновидности научного стиля и качества научной речи; специфика научных текстов; лексические, морфологические и синтаксические особенности; понятие о термине). 5. Принципы научной коммуникации и условия ее эффективности (особенности устной научной речи, научная дискуссия, взаимодействие оратора и аудитории).  |  
|   3.  |    Стратегии и тактики делового общения  |    6. Особенности официально-делового стиля речи (лингвистические и экстралингвистические особенности, канцелярит). 7. Письменные формы делового общения (требования к оформлению реквизитов документов; типы документов; язык деловых бумаг). 8.Устные формы деловой коммуникации (жанры деловой коммуникации: переговоры, служебный телефонный разговор, межличностная деловая коммуникация). 9. Коммуникации в организациях и основы корпоративной культуры (формы и механизмы передачи корпоративной культуры; особенности работы в коллективе; профилактика конфликтных ситуаций; проблема лидерства)  |  
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
|   № п/п  |    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин  |    № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин  |  ||||||||
|   1  |    2  |    3  |    4  |    5  |    6  |    7  |    8  |    9  |  ||
|   1.  |    Организационное поведение  |    |    +  |    +  |    |    |    +  |    +  |    +  |    +  |  
|   2.  |    Управление человеческими ресурсами  |    |    +  |    +  |    +  |    |    |    +  |    +  |    +  |  
|   3.  |    Деловая коммуникация на английском языке  |    +  |    |    +  |    |    +  |    +  |    +  |    |    +  |  
5,3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий по отделениям
Очное отделение (в часах)
|   № п/п  |    Наименование раздела (темы) дисциплины  |    Часовой объем занятий  |  |||
|   Лекции  |    Семин.  |    СРС  |    Всего  |  ||
|   1  |    Актуальные проблемы речевой культуры общества  |    6  |    6  |    24  |    36  |  
|   2  |    Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации  |    4  |    6  |    24  |    34  |  
|   3  |    Стратегии и тактики делового общения  |    8  |    6  |    24  |    38  |  
|   ИТОГО:  |    18  |    18  |    72  |    108  |  |
Очно-заочное отделение (в часах)
|   № п/п  |    Наименование раздела (темы) дисциплины  |    Часовой объем занятий  |  |||
|   Лекции  |    Семин.  |    СРС  |    Всего  |  ||
|   1  |    Актуальные проблемы речевой культуры общества  |    3  |    2  |    30  |    35  |  
|   2  |    Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации  |    3  |    3  |    30  |    36  |  
|   3  |    Стратегии и тактики делового общения  |    4  |    3  |    30  |    37  |  
|   ИТОГО:  |    10  |    8  |    90  |    108  |  |
Заочное отделение (в часах)
|   № п/п  |    Наименование раздела (темы) дисциплины  |    Часовой объем занятий  |  |||
|   Лекции  |    Семин.  |    СРС  |    Всего  |  ||
|   1  |    Актуальные проблемы речевой культуры общества  |    2  |    1  |    33  |    36  |  
|   2  |    Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации  |    2  |    1  |    33  |    36  |  
|   3  |    Стратегии и тактики делового общения  |    2  |    1  |    33  |    36  |  
|   ИТОГО:  |    6  |    3  |    99  |    108  |  |
6. Лабораторный практикум
Лабораторный практикум не предусмотрен
7. Примерная тематика рефератов:
1. История и современное состояние русского литературного языка.
Заимствования в современном русском языке.
Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
История русской графики.
Городское просторечие.
Проблемы сквернословия в русском языке.
Молодежный жаргон.
Компьютерный жаргон..
Важнейшие словари русского языка.
Роль старославянизмов русского языка.
Речевой этикет: история и современность.
2. Академическое красноречие.
2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).
2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории.
2.3. Типы ораторов.
2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)
2.5. Характеристика голоса оратора.
2.6. Язык жестов оратора.
2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова.
2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.
2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.
2.10. Тренировка памяти.
3.Культура делового общения.
3.1. Национальные особенности делового общения.
3.2. Конфликт в деловом общении.
3.3. Спор как форма диалога.
3.4. Искусство вести переговоры.
3.5. Традиции парламентского красноречия в России.
3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)
3.7. Имидж современного российского делового человека.
3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.
3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.
3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.
Вопросы выносимые на зачёт по дисциплине:
1. Норма как основная категория теории и практики культуры речи.
Коммуникативные качества речи.
3. Речевой и поведенческий этикет.
4. Функциональные разновидности современного русского литературного языка.
5. Принципы научной коммуникации и условия ее эффективности.
6. Особенности официально-делового стиля речи.
7. Письменные формы делового общения.
8. Устные формы деловой коммуникации.
9. Коммуникации в организациях и основы корпоративной культуры.
10. Имидж современного российского делового человека.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. — М., 2005.
Мясоедов С.П. Основы кроскультурного менеджмента. М., Дело, 2012.
Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002.
Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб, 2006.
б) дополнительная литература
Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.
Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г. Школа делового общения: Справочник. – Вологда, 2006.
Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.
Основы теории коммуникации/Под. ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.
Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.
Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008
Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.
в) программное обеспечение
Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется.
Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008.
Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.
Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
Рабочие материалы к словарю делового русского языка / Под ред. С.А. Коваля, М.А. Сторчевого. – СПб.: Факультет филологии и искусств СпбГУ, 2007.
Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке. Краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.
Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.
Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.
Рекомендуется обращение студентов к общедоступным информационным ресурсам:
Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/
Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/
Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекции и практические занятия по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Культура речи и деловое общение» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечивает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.
При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации, 3. Стратегии и тактики делового общения. Возможны два модуля: 1. Академическое красноречие, 2. Культура делового общения.
Рекомендуется лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине сопровождать мультимедийными презентациями.
В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах.
Доклад рекомендуется сопровождать медиапрезентацией. Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.
Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме, заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов и учитывается при выставлении итоговой аттестации (зачёт).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: