NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО



Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 «Менеджмент»

Профиль подготовки

«Международный менеджмент»

080100.62 «Экономика»

Профили подготовки

«Мировая экономика­­», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»


Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения

Квалификации (степени) выпускника – бакалавр менеджмента,

бакалавр экономики





Москва

2012



УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 5 от 27.12.2012 года

Данную программу разработал Подольский Николай Васильевич к.ф.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.


Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.

Разработана в соответствии с ФГОС.



Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

НОУВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 06.12.2012 года.



  1. Аннотация программы дисциплины «Культурология»



Дисциплина «Культурология" посвящена изучению генезиса, функционированию и развитию культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы.

Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл учебного плана подготовки (Б1) и предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика" и 0080200.62 "Менеджмент". Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО третьего поколения.

  1. Цель дисциплины:


Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально осмысливать социокультурную действительность, тем самым создавая основу собственного профессионального и личностного развития.

Учебные задачи дисциплины:

  • помочь студентам овладеть категориально-понятийным аппаратом современной культурологии, основными методологическими подходами к изучению феноменов культуры;

  • способствовать пониманию сущности культуры, изучению ее структуры и функций;

  • дать представление о формах и типах культуры, способах приобретения, хранения и передачи социокультурного опыта, принципах межкультурного взаимодействия;

  • сформировать у студентов научные представления о закономерностях развития культуры, основных культурно-исторических эпохах, месте и роли российской культуры в мировом культурном процессе;




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина изучается на первом курсе обучения её предваряет знакомство с дисциплинами: «История», «Психология» и служит основой изучения дисциплины: «Культура речи и деловое общение», «Организационное поведение.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.

Результатом освоения дисциплины «Культурология» должны стать следующие компетенции и знания, умения и навыки:

по направлению 080200.62 «Менеджмент»: ОК-1,2,5,10.

по направлению 080100.62 «Экономика»: ОК-1,6,7,9,10. ПК-14.
Знать:

  • основные категории теории культуры, ведущие культурологические концепции и методы культурологического анализа;

  • структуру, функции, формы и типы культуры;

  • закономерности развития культуры, особенности и отличительные черты основных культурно-исторических эпох, движущие силы, ритмы и источники социокультурной динамики, принципы соотношения имманентного развития и взаимодействия культур;

  • особенности развития и функционирования российской культуры, вклад культуры России в мировую культуру;

  • место и роль культуры в менеджменте;

Уметь:

  • самостоятельно анализировать культурологическую литературу;

  • работать с разноплановыми в концептуальном и мировоззренческом отношении источниками культурологической информации на основе их критического восприятия;

  • применять общетеоретические и прикладные аспекты культурологического знания для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

  • формировать, обосновывать, аргументировано отстаивать свою личную позицию по отношению к актуальным проблемам культуры; ориентироваться в многообразной и противоречивой культурной информации, осмысливать процессы, события и явления в культурной жизни России и мира в их динамике и взаимосвязи;

Владеть:

  • навыками самостоятельного анализа и оценки сложных и многогранных явлений культуры;

  • навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения;

  • навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики по проблемам культуры, практического анализа логики различного рода культурологических рассуждений;

  • навыками толерантного восприятия культурных различий между разными социальными, религиозными, гендерными, этническими и профессиональными группами, основывающегося на понимании феномена многообразия культур и цивилизаций;


5. Объем дисциплины и виды учебной работы на отделениях подготовки


Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

очное

очно-заочное

заочное

Аудиторные занятия (всего)

36/ 1

18/0,5

8/0,3

В том числе:

-

-

-

Лекции

26/0,7

10/0,3

8/0,3

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

Семинары (С) (в т.ч. в интерактивной форме)

10/0,3

8/0,2

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

72/ 2

90/2,5

100/2,7

В том числе:

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

-

Реферат

15/0,4

15/0,4

15/0,4

Другие виды самостоятельной работы










Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям

57/1,6

75/2,1

85/2,3

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт

зачёт

Общая трудоемкость 108 часа

3 зачетных единицы

3

3

3










(Виды учебной работы указываются в соответствии с ООП)
6. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми и

последующими дисциплинами




Наименование обеспечиваемых последующих дисциплин

Разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

Теория менеджмента

+

+

+

+

+




+

+



















+

+













+

2

Маркетинг




























+
















+







+




+

3

Институциональная экономика










+

+

+

+

+




+




+




+

+

+




+

+

+

+

4

Государственное и муниципальное управление




+

+

+

+

+

+

+




+




+







+

+




+

+

+

+

5

Международная торговля

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Мировая экономика и междунар эк. отн.

+




+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Макроэкономика



















+







+







+

+




+













+

8

Экономика труда

+







+







+







+







+

+

+

+




+

+




+

9

Налоги и налогообложение






















+




+










+

+

+







+




+

10

Антикризисное управление

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




+

11

Международные корпорации в условиях глобализации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




+


7. Разделы дисциплины и виды занятий. Очное отделение (в часах)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1

Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.

2










4

6

2

Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре.

2










2

4

3

Тема 3. Современные культурологические теории.










2

4

6

4

Тема 4. Онтология культуры.

2










2

4

5

Тема 5. Основные функции культуры.













2

2

6

Тема 6. Историческая типология культуры.

2










4

6

7

Тема 7. Культурогенез.













4

4

8

Тема 8. Культура Древнего Востока.

2










2

4

9

Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.

2







2

4

8

10

Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.

2










4

6

11

Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.













4

4

12

Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.

2










2

4

13

Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков.













4

4

14

Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков.

2







2

4

8

15

Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.













4

4

16

Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.

2







2

4

8

17

Тема 17. Культура периода Древней Руси.













2

2

18

Тема 18. Культура России XIV—XVII веков.

2










4

6

19

Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.













4

4

20

Тема 20. Особенности культуры России XIX века.

2










4

6

21

Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы.

2







2

4

8




ИТОГО:

26







10

72

108


8. Разделы дисциплины и виды занятий. Очно-заочное отделение (в часах)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1

Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.

2










4

6

2

Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре.










2

4

6

3

Тема 3. Современные культурологические теории.

2










4

6

4

Тема 4. Онтология культуры.













4

4

5

Тема 5. Основные функции культуры.













4

4

6

Тема 6. Историческая типология культуры.













4

4

7

Тема 7. Культурогенез.













4

4

8

Тема 8. Культура Древнего Востока.













4

4

9

Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.

2










4

6

10

Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.













4

4

11

Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.










2

6

8

12

Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.













4

4

13

Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков.













4

4

14

Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков.













4

4

15

Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.

2










4

6

16

Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.










2

6

8

17

Тема 17. Культура периода Древней Руси.













4

4

18

Тема 18. Культура России XIV—XVII веков.













4

4

19

Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.













4

4

20

Тема 20. Особенности культуры России XIX века.













4

4

21

Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы.

2







2

6

10




ИТОГО:

10







8

90

108


9. Разделы дисциплины и виды занятий. Заочное отделение (в часах)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1

Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования.













6

6

2

Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре.













4

4

3

Тема 3. Современные культурологические теории.













4

4

4

Тема 4. Онтология культуры.













4

4

5

Тема 5. Основные функции культуры.













4

4

6

Тема 6. Историческая типология культуры.

2










4

6

7

Тема 7. Культурогенез.













4

4

8

Тема 8. Культура Древнего Востока.













6

6

9

Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры.

2










6

8

10

Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики.













6

6

11

Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса.













6

6

12

Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени.













4

4

13

Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков.













6

6

14

Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков.













4

4

15

Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры.

2










4

6

16

Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа.













4

4

17

Тема 17. Культура периода Древней Руси.













4

4

18

Тема 18. Культура России XIV—XVII веков.













4

4

19

Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории.













4

4

20

Тема 20. Особенности культуры России XIX века.













6

6

21

Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы.

2










6

6




ИТОГО:

8










100

108



10. Содержание курса

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: