Рабочая программа учебной дисциплины «культурология»
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ» |
Факультет мировой экономики и международной торговли |
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Разработана в соответствии с ФГОС ВПО |
Рекомендуется для направления подготовки |
080200.62 «Менеджмент» Профиль подготовки «Международный менеджмент» |
080100.62 «Экономика» Профили подготовки «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» |
Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения Квалификации (степени) выпускника – бакалавр менеджмента, бакалавр экономики |
|
Москва 2012 |
УТВЕРЖДЕНО на заседании Ученого Совета ИМЭС Протокол № 5 от 27.12.2012 года |
Данную программу разработал Подольский Николай Васильевич к.ф.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС. |
Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения. Разработана в соответствии с ФГОС. |
Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУВПО ИМЭС Протокол № 2 от 06.12.2012 года. |
Аннотация программы дисциплины «Культурология»
Дисциплина «Культурология" посвящена изучению генезиса, функционированию и развитию культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы.
Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл учебного плана подготовки (Б1) и предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной формы, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика" и 0080200.62 "Менеджмент". Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО третьего поколения.
Цель дисциплины:
Целью дисциплины является формирование целостной системы культурологических знаний, позволяющей студенту самостоятельно и концептуально осмысливать социокультурную действительность, тем самым создавая основу собственного профессионального и личностного развития.
Учебные задачи дисциплины:
помочь студентам овладеть категориально-понятийным аппаратом современной культурологии, основными методологическими подходами к изучению феноменов культуры;
способствовать пониманию сущности культуры, изучению ее структуры и функций;
дать представление о формах и типах культуры, способах приобретения, хранения и передачи социокультурного опыта, принципах межкультурного взаимодействия;
сформировать у студентов научные представления о закономерностях развития культуры, основных культурно-исторических эпохах, месте и роли российской культуры в мировом культурном процессе;
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина изучается на первом курсе обучения её предваряет знакомство с дисциплинами: «История», «Психология» и служит основой изучения дисциплины: «Культура речи и деловое общение», «Организационное поведение.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины.
Результатом освоения дисциплины «Культурология» должны стать следующие компетенции и знания, умения и навыки:
по направлению 080200.62 «Менеджмент»: ОК-1,2,5,10.
по направлению 080100.62 «Экономика»: ОК-1,6,7,9,10. ПК-14.
Знать:
основные категории теории культуры, ведущие культурологические концепции и методы культурологического анализа;
структуру, функции, формы и типы культуры;
закономерности развития культуры, особенности и отличительные черты основных культурно-исторических эпох, движущие силы, ритмы и источники социокультурной динамики, принципы соотношения имманентного развития и взаимодействия культур;
особенности развития и функционирования российской культуры, вклад культуры России в мировую культуру;
место и роль культуры в менеджменте;
Уметь:
самостоятельно анализировать культурологическую литературу;
работать с разноплановыми в концептуальном и мировоззренческом отношении источниками культурологической информации на основе их критического восприятия;
применять общетеоретические и прикладные аспекты культурологического знания для обоснования практических решений в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
формировать, обосновывать, аргументировано отстаивать свою личную позицию по отношению к актуальным проблемам культуры; ориентироваться в многообразной и противоречивой культурной информации, осмысливать процессы, события и явления в культурной жизни России и мира в их динамике и взаимосвязи;
Владеть:
навыками самостоятельного анализа и оценки сложных и многогранных явлений культуры;
навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения;
навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики по проблемам культуры, практического анализа логики различного рода культурологических рассуждений;
навыками толерантного восприятия культурных различий между разными социальными, религиозными, гендерными, этническими и профессиональными группами, основывающегося на понимании феномена многообразия культур и цивилизаций;
5. Объем дисциплины и виды учебной работы на отделениях подготовки
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | ||
очное | очно-заочное | заочное | |
Аудиторные занятия (всего) | 36/ 1 | 18/0,5 | 8/0,3 |
В том числе: | - | - | - |
Лекции | 26/0,7 | 10/0,3 | 8/0,3 |
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - |
Семинары (С) (в т.ч. в интерактивной форме) | 10/0,3 | 8/0,2 | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | 72/ 2 | 90/2,5 | 100/2,7 |
В том числе: | - | - | - |
Курсовой проект (работа) | - | - | - |
Расчетно-графические работы | - | - | - |
Реферат | 15/0,4 | 15/0,4 | 15/0,4 |
Другие виды самостоятельной работы | | | |
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям | 57/1,6 | 75/2,1 | 85/2,3 |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачёт | зачёт | зачёт |
Общая трудоемкость 108 часа 3 зачетных единицы | 3 | 3 | 3 |
| | |
(Виды учебной работы указываются в соответствии с ООП)
6. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми и
последующими дисциплинами
№ | Наименование обеспечиваемых последующих дисциплин | № Разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | ||
1 | Теория менеджмента | + | + | + | + | + | | + | + | | | | | | | + | + | | | | | + |
2 | Маркетинг | | | | | | | | | | + | | | | | | + | | | + | | + |
3 | Институциональная экономика | | | | + | + | + | + | + | | + | | + | | + | + | + | | + | + | + | + |
4 | Государственное и муниципальное управление | | + | + | + | + | + | + | + | | + | | + | | | + | + | | + | + | + | + |
5 | Международная торговля | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
6 | Мировая экономика и междунар эк. отн. | + | | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7 | Макроэкономика | | | | | | | + | | | + | | | + | + | | + | | | | | + |
8 | Экономика труда | + | | | + | | | + | | | + | | | + | + | + | + | | + | + | | + |
9 | Налоги и налогообложение | | | | | | | | + | | + | | | | + | + | + | | | + | | + |
10 | Антикризисное управление | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | + |
11 | Международные корпорации в условиях глобализации | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | | + |
7. Разделы дисциплины и виды занятий. Очное отделение (в часах)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1 | Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. | 2 | | | | 4 | 6 |
2 | Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре. | 2 | | | | 2 | 4 |
3 | Тема 3. Современные культурологические теории. | | | | 2 | 4 | 6 |
4 | Тема 4. Онтология культуры. | 2 | | | | 2 | 4 |
5 | Тема 5. Основные функции культуры. | | | | | 2 | 2 |
6 | Тема 6. Историческая типология культуры. | 2 | | | | 4 | 6 |
7 | Тема 7. Культурогенез. | | | | | 4 | 4 |
8 | Тема 8. Культура Древнего Востока. | 2 | | | | 2 | 4 |
9 | Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры. | 2 | | | 2 | 4 | 8 |
10 | Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики. | 2 | | | | 4 | 6 |
11 | Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса. | | | | | 4 | 4 |
12 | Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени. | 2 | | | | 2 | 4 |
13 | Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков. | | | | | 4 | 4 |
14 | Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков. | 2 | | | 2 | 4 | 8 |
15 | Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. | | | | | 4 | 4 |
16 | Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа. | 2 | | | 2 | 4 | 8 |
17 | Тема 17. Культура периода Древней Руси. | | | | | 2 | 2 |
18 | Тема 18. Культура России XIV—XVII веков. | 2 | | | | 4 | 6 |
19 | Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории. | | | | | 4 | 4 |
20 | Тема 20. Особенности культуры России XIX века. | 2 | | | | 4 | 6 |
21 | Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы. | 2 | | | 2 | 4 | 8 |
| ИТОГО: | 26 | | | 10 | 72 | 108 |
8. Разделы дисциплины и виды занятий. Очно-заочное отделение (в часах)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1 | Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. | 2 | | | | 4 | 6 |
2 | Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре. | | | | 2 | 4 | 6 |
3 | Тема 3. Современные культурологические теории. | 2 | | | | 4 | 6 |
4 | Тема 4. Онтология культуры. | | | | | 4 | 4 |
5 | Тема 5. Основные функции культуры. | | | | | 4 | 4 |
6 | Тема 6. Историческая типология культуры. | | | | | 4 | 4 |
7 | Тема 7. Культурогенез. | | | | | 4 | 4 |
8 | Тема 8. Культура Древнего Востока. | | | | | 4 | 4 |
9 | Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры. | 2 | | | | 4 | 6 |
10 | Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики. | | | | | 4 | 4 |
11 | Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса. | | | | 2 | 6 | 8 |
12 | Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени. | | | | | 4 | 4 |
13 | Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков. | | | | | 4 | 4 |
14 | Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков. | | | | | 4 | 4 |
15 | Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. | 2 | | | | 4 | 6 |
16 | Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа. | | | | 2 | 6 | 8 |
17 | Тема 17. Культура периода Древней Руси. | | | | | 4 | 4 |
18 | Тема 18. Культура России XIV—XVII веков. | | | | | 4 | 4 |
19 | Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории. | | | | | 4 | 4 |
20 | Тема 20. Особенности культуры России XIX века. | | | | | 4 | 4 |
21 | Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы. | 2 | | | 2 | 6 | 10 |
| ИТОГО: | 10 | | | 8 | 90 | 108 |
9. Разделы дисциплины и виды занятий. Заочное отделение (в часах)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Все-го |
1 | Тема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. | | | | | 6 | 6 |
2 | Тема 2. Понятие «культура». История развития представлений о культуре. | | | | | 4 | 4 |
3 | Тема 3. Современные культурологические теории. | | | | | 4 | 4 |
4 | Тема 4. Онтология культуры. | | | | | 4 | 4 |
5 | Тема 5. Основные функции культуры. | | | | | 4 | 4 |
6 | Тема 6. Историческая типология культуры. | 2 | | | | 4 | 6 |
7 | Тема 7. Культурогенез. | | | | | 4 | 4 |
8 | Тема 8. Культура Древнего Востока. | | | | | 6 | 6 |
9 | Тема 9. Культура Древней Греции и Рима: основные понятия и доминанты. Историческое значение античной культуры. | 2 | | | | 6 | 8 |
10 | Тема 10. Культура эпохи Средневековья. Главные положения средневековой эстетики. | | | | | 6 | 6 |
11 | Тема 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Образы мира и человека в культуре Ренессанса. | | | | | 6 | 6 |
12 | Тема 12. Основные направления и тенденции в культуре Нового времени. | | | | | 4 | 4 |
13 | Тема 13. Европейская культура XIX века. Художественная культура рубежа XIX-XX веков. | | | | | 6 | 6 |
14 | Тема 14. Особенности развития культуры XX-XXI веков. | | | | | 4 | 4 |
15 | Тема 15. Культурологические теории в России как форма национального самосознания. Центральные проблемы российской культуры. | 2 | | | | 4 | 6 |
16 | Тема 16. Общечеловеческое и национальное в культуре. Своеобразие русского культурного архетипа. | | | | | 4 | 4 |
17 | Тема 17. Культура периода Древней Руси. | | | | | 4 | 4 |
18 | Тема 18. Культура России XIV—XVII веков. | | | | | 4 | 4 |
19 | Тема 19. Своеобразие культуры «петровского» периода русской истории. | | | | | 4 | 4 |
20 | Тема 20. Особенности культуры России XIX века. | | | | | 6 | 6 |
21 | Тема 21. XX-XXI вв. в истории отечественной культуры: коллизии, проблемы, перспективы. | 2 | | | | 6 | 6 |
| ИТОГО: | 8 | | | | 100 | 108 |
10. Содержание курса
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: