Рабочая программа учебной дисциплины оп. 07 Технологическое оборудование для специальности
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
- теория | 79 |
- лабораторные работы | 24 |
- практические занятия | 4 |
- контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 54 |
в том числе: | |
- работа с информационными источниками | 14 |
- реферативная работа | 6 |
- составление отчетов при выполнении ПР, ЛР | 12 |
- расчетно-графические работа | 11 |
- творческие задания | 3 |
- подготовка презентационных материалов | 8 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме | экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Задачи и содержание дисциплины «Технологическое оборудование» и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Значение станкостроительной промышленности в народном хозяйстве. История развития станкостроения в России. Рекомендуемая литература | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Перспективы развития современного станкостроения. Развитие и применение прецизионных станков. Реферативная работа. | | 3 | |||
Раздел 1 Общие сведения о металлообрабатываю-щих станках | | 6 | | ||
Тема 1.1 Классификация металлообрабатываю-щих станков | Содержание учебного материала | 3 | | ||
1 | Классификация станков по виду выполняемых работ и применяемого режущего инструмента, по степени специализации, конструктивным признакам, количеству рабочих органов, степени автоматизации, классу точности, массе и другим признакам. Нумерация серийных и специальных станков. Классификация движений в станках. Основные и вспомогательные движения | 1 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Обозначения (шифр) м.о.с. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 1.2 Технико-экономические показатели технологического оборудования | Содержание учебного материала | 3 | | ||
1 | Эффективность, производительность, надежность, точность, гибкость. Методы повышения надежности и точности технологического оборудования. | 1 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Изучение методов повышения надежности и точности станков. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 2 Типовые механизмы металлообрабатывающих станков | | 32 | | ||
Тема 2.1 Базовые детали станков | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Станины, стойки, столы, поперечины: типовые конструкции, материал, термообработка. Суппорты. Направляющие скольжения и качения. Методы регулирования зазоров в направляющих, смазка и защита. Гидро- и аэростатические направляющие | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Типы направляющих м.о.с., пути повышения износостойкости направляющих. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 2.2 Передачи, применяемые в станках | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Передачи для вращательного движения: ременные, зубчатые и червячные. Передачи для поступательного движения: винтовые пары скольжения и качения, реечные, кривошипно-шатунные, кулисные и кулачковые. Передачи для периодических движений: храповые и мальтийские | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Изучение графических знаков обозначения передач и механизмов, передающих движения в металлообрабатывающих станках. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 2.3 Муфты, тормозные устройства | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Муфты, применяемые в станках: кулачковые, зубчатые, фрикционные, электромагнитные, обгонные, предохранительные. Тормозные устройства: ленточные, колодочные, многодисковые, фрикционные | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Тормозные устройства. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 2.4 Реверсивные механизмы | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1 | Назначение и разновидности реверсивных механизмов с коническими и цилиндрическими зубчатыми колесами | 2 | 1 | ||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 2.5 Коробки скоростей | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1 | Типы коробок скоростей, их назначение, способы переключения передач. Коробки скоростей с приводом от электродвигателей постоянного тока бесступенчатого регулирования. Графики частот вращения шпинделей. Шпиндельные механизмы: назначение, требование к ним, конструкции. Опоры шпинделей: качение, скольжение, гидро- и аэродинамические | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||
Автоматические коробки скоростей, приводы м.о.с., классификация и принцип работы опор шпиндельных узлов. Работа с информационными источниками. Реферативная работа | | 3 | |||
Тема 2.6 Коробки подач | Содержание учебного материала | 12 | | ||
1 | Типы коробок подач, их назначение, способы переключения передач. Механизмы, применяемые в приводах подач: сменные шестерни, множительные устройства, дифференциалы и планетарные механизмы. Приводы подач с бесступенчатым регулированием. | 2 | 1 | ||
2 | Кинематические цепи. Кинематический расчет. Кинематические схемы. Уравнение кинематической цепи. Число ступеней. Графики подач рабочих органов станков | 2 | 1 | ||
Лабораторные работы | 4 | | |||
ЛР01 Составление с натуры кинематической схемы коробки скоростей. Построение графика частоты вращения шпинделя | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||
Расчет частот вращения шпинделя, построение графика. Оформление отчета ЛР. Расчетно-графическая работа. | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 3 Металлообрабатывающие станки, назначение, устройство, кинематика, наладка | | 72 | | ||
Тема 3.1 Станки токарной группы | Содержание учебного материала | 25 | | ||
1 | Назначение токарных станков и их классификация. Размерный параметрический ряд универсальных токарно-винторезных станков. Токарно-винторезный станок 16К20. Назначение, узлы, кинематика главного движения резания | 2 | 2 | ||
2 | Кинематика движения подач станка 16К20 | 2 | 2 | ||
3 | Нарезание резьбовых поверхностей и обработка конусов | 2 | 2 | ||
4 | Карусельные станки. Назначение, область применения, основные узлы, принцип работы и кинематика. Лобовые токарные станки | 2 | 2 | ||
5 | Токарно-револьверные станки. Назначение, область применения, разновидности | 2 | 2 | ||
6 | Токарные автоматы и полуавтоматы. Классификация, область применения и выполняемые работы. | 2 | 2 | ||
7 | Многошпиндельные автоматы модели 1Б265-6К, 1Б240. Назначение, классификация. Многорезцовые токарные станки 1Н713, 1719, 1Б732. Назначение, применение, выполняемые работы. | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | | |||
ЛР02 Настройка и наладка универсального токарно-винторезного станка на нарезание резьбы резцом и обработку конусов разными методами | 4 | 3 | |||
Контрольные работы | 1 | | |||
КР01 Металлообрабатывающие станки. Механизмы м.о.с. Назначение м.о.с. Кинематика движений | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | | |||
Назначение станков токарной группы; Методы наладки и настройки станков; Нарезание резьбовых поверхностей и обработка конусов. Составление уравнения кинематических цепей. Оформление отчета ЛР. Расчетно-графическая работа. | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 3.2 Станки сверлильно- расточной группы | Содержание учебного материала | 5 | | ||
1 | Назначение и классификация сверлильных станков. Общие сведения о вертикально - сверлильных и радиально - сверлильных станках. (2Н125, 2Н135, 2554). Типаж расточных станков. | 1 | 2 | ||
2 | Горизонтально- расточной станок типа (262Г). Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, кинематика. Координатно-расточные станки. Назначение, особенности конструкции и эксплуатации. Координатно - расточной станок типа (2450). Назначение, основные узлы, принцип работы. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Принцип работы станков сверлильной группы. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 3.3 Фрезерные станки | Содержание учебного материала | 12 | | ||
1 | Фрезерные станки. Универсальный горизонтально - фрезерный станок типа 6Р82, 6Н81. Назначение, техническая характеристика, основные узлы, принцип работы, кинематика. | 2 | 2 | ||
2 | Приспособления, расширяющие технологические возможности фрезерных станков: делительные головки. Настройка универсальной делительной головки | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | | |||
ЛР03 Расчет настройки и наладка фрезерного станка и универсальной делительной головки | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||
Принцип работы станков фрезерной группы. Оформление отчета ЛР. Расчетно-графическая работа. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 3.4 Резьбообрабатыва ющие станки | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1 | Фрезерование групповой фрезой. Резьбофрезерный полуавтомат. Фрезерование резьбы на станках с ЧПУ Резьзошлифовальный станок (561). Станки для нарезания резьбы метчиками. Станки для вихревого нарезания резьбы Назначение, основные узлы, принцип работы. | 2 | 2 | ||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 3.5 Станки строгально-протяжные | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Назначение, область применения и работы, выполняемые на строгальных станках. Классификация. Поперечно-строгальный. Продольно-строгальные станки. Долбежные станки. Протяжные станки: назначение, классификация, принцип работы | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Изучение принципа работы станков строгально - протяжной группы. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций | | 3 | |||
Тема 3.6 Шлифовальные станки | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1 | Типаж шлифовальных станков. Круглошлифовальный станок типа 3151. Плоскошлифовальный станок типа 3724. Бесцентрово-шлифовальные станки. Станки для финишной обработки Назначение, основные узлы, принцип работы, кинематика движений | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | | |||
ЛР04 Наладка шлифовального станка | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Принцип работы станков шлифовальной группы. Работа с информационными источниками. Оформление отчета ЛР | | 3 | |||
Тема 3.7 Зубообрабатывающие станки | Содержание учебного материала | 16 | | ||
1 | Назначение, классификация, методы зубонарезания | 2 | 2 | ||
2 | Зубодолбежный станок типа 5140. Назначение, узлы, кинематика движений, принцип работы | 2 | 2 | ||
3 | Зубофрезерный станок модели 5Д32 (53А50Е). Назначение, основные узлы, принцип работы. | 2 | 2 | ||
4 | Зубоотделочные станки. Настройка кинематических цепей. Решение задач | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 4 | | |||
ПР01 Расчет, настройка и наладка зубоорабатывающего станка для обработки прямозубого зубчатого колеса | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||
Оформление отчета ПР. Решение задач, подготовка к практическим занятиям. | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 3.8 Агрегатные станки | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1 | Принцип агрегатирования станков. Преимущества агрегатных станков по сравнению со специальными станками, назначение и область применения. Унифицированные механизмы агрегатных станков. Поворотные столы | 2 | 2 | ||
Раздел 4 Станки с программным управлением | | 32 | | ||
Тема 4.1 Общие сведения о станках с программным управлением. Классификация систем ПУ: ЦПУ, ЧПУ. Оси координат | Содержание учебного материала | 8 | | ||
1 | Общие сведения о станках с программным управлением. Классификация систем программного управления. Цикловое программное управление. Числовое программное управление | 2 | 2 | ||
2 | Сущность, назначение, область применения ЧПУ. Функциональная схема. | 2 | 2 | ||
3 | Оси координат. Классификация систем, устройств ЧПУ. Технологические возможности устройств программного управления | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Технологические возможности устройств станков с ЦПУ, ЧПУ. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций. Составление эссе. | | 3 | |||
Тема 4.2 Станки токарной группы с ЧПУ | Содержание учебного материала | 8 | | ||
1 | Станки токарной группы с ЧПУ. Назначение, область применения, устройство, технологические особенности, классификация | 2 | 2 | ||
2 | Станки токарной группы с ЧПУ. Назначение, область применения, устройство, технологические особенности, классификация | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | | |||
ЛР05 Ознакомление с устройством, управлением, режимами работы токарного станка с ЧПУ, обработка детали в автоматическом режиме | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Ознакомление с устройством, управлением, режимами работы станков с ЧПУ, обработка детали в автоматическом режиме. Подготовка рефератов на темы «Современные обрабатывающие центры», «Станки с параллельной кинематикой», «Автоматическая смена инструмента». Работа с информационными источниками. Творческая работа. Составление отчета по ЛР | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 4.3 Станки сверлильно-расточной, фрезерной группы с ЧПУ | Содержание учебного материала | 10 | | ||
1 | Назначение, область применения, устройство, технологические особенности. Сверлильный станок с ЧПУ модели 2Р135ФЗ. Фрезерный станок с ЧПУ модели 6Р13ФЗ | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | | |||
ЛР06 Ознакомление с устройством, управлением, режимами работы станков сверлильно-расточной группы, наладка станка на обработку детали. Перспективы развития сверлильных и расточных станков с ЧПУ | 2 | 3 | |||
ЛР07 Ознакомление с устройством, управлением и режимами работы фрезерного станка с ЧПУ | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||
Оформление отчета ЛР. Решение задач | | 3 | |||
Тема 4.4 Многоцелевые станки с ЧПУ | Содержание учебного материала | 6 | | ||
1 | Назначение, виды, компоновки, конструктивные особенности, механизмы смены режущих инструментов, оси координат, разновидности инструментальных магазинов и манипуляторов, узлы, принцип работы станка ИР500МФ4. Станки для обработки корпусных деталей. Станки для обработки деталей типа тел вращения | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | | |||
ЛР08 Ознакомление с устройством, управлением и режимами работы многоцелевого станка с ЧПУ | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Оформление отчета ЛР | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 5 Автоматические линии. Автоматизированное производство. | | 6 | | ||
Тема 5.1 Автоматические линии. Состав. Классификация. Назначение | Содержание учебного материала | 2 | | ||
1 | Состав, классификация, назначение, область применения. Оборудование автоматических станочных линий. Транспортные устройства. Накопители заготовок. Поворотные механизмы. Фиксирующие и зажимные устройства | 2 | 2 | ||
Тема 5.2 Роботизированные технологические комплексы (РТК). Гибкие производственные модули | Содержание учебного материала | 4 | | ||
1 | Назначение, область применения, классификация ГПС. Технологическое оборудование и типовые компоновки ГПС. Транспортные и складские накопительные устройства ГПС. Системы управления контроля работы ГПС. Перспективы развития и применения ГПС. Назначение, область применения, технико-экономическое обоснование использования гибких автоматизированных участков. Технологическое оборудование и компоновка. Транспортно - накопительные системы конвейерного и стеллажного типов с кранами - штабелерами и робокарами. Системы инструментального обеспечения и стружкоудаления. Автоматизированные участки. Назначение, основные технические данные, состав оборудования, принцип работы | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Назначение и принцип действия ГПС. Работа с информационными источниками. Подготовка презентаций. Составление эссе. | | 3 | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 6 Эксплуатация металлообрабатываю-щих станков | | 10 | | ||
Тема 6.1 Транспортировка и установка металлообрабатывающих станков. Приемочные испытания | Содержание учебного материала | 10 | | ||
1 | Способы транспортировки станков. Основные правила расстановки станков. Способы крепления станков на фундаментах. Требования к фундаментам и помещениям в зависимости от класса точности станков. Техника безопасности при транспортировки и установке станков | 2 | 2 | ||
2 | Показатели технического уровня и надежности технологического оборудования. Основные требования при первоначальном пуске станков. Проверка станка на холостом ходу, в работе, под нагрузкой. Проверка геометрической точности и жесткости по ГОСТу. Диагностирование оборудования. Метрологическое и инструментальное обеспечение | 2 | 2 | ||
3 | Зачетное занятие | 2 | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | | |||
ЛР09 Проверка станка на геометрическую точность | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||
Способы крепления станков к фундаменту. Проверка станка на точность соответствия требованиям стандарта. Составление эссе. Работа с информационными источниками. Реферативная работа. Творческая работа. | | 3 | |||
Всего (с учётом самостоятельной работы) | 162 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: