Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение
прогимназия «Центр детства»
г. Серпухов Московской области
_____________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ – прогимназия
«Центр детства»
____________Похващева Т. А.
Приказ №146-а от 29.08. 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2013 - 2014
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ
КЛАСС: 2- 4
ПРОГРАММА: Рабочая программа (на основе авторской программы «Музыка»
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение,
2010)
УЧИТЕЛЬ: Ильина Оксана Игоревна
ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ: 102 ч (2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч),
1 ч в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
III. Место предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом предмет «Музыка» изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
VI. Содержание программного материала
2 класс
Содержание музыкального материала
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал
«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.
Музыкальный материал
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.
«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (7 ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
«Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
«Камаринская». П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
Масленичные песенки.
Песенки-заклички, игры, хороводы.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
Раздел 6. «В концертном зале» (3 ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал
«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта
3 класс
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:
Действие принципа концентричности и метода «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления детьми.
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (5 ч)
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч)
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч)
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 ч)
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6 ч)
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнцаС. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
4 класс:
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» (6 ч)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (6 ч)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» (5 ч)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 ч)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Содержание музыкального материала:
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия
1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.
«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,
«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый
мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
«В деревне». М. Мусоргский.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».
М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.
«Не шум шумит», русская народная песня.
«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
«Светит месяц», русская народная песня-пляска.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
«Музыкант-чародей», белорусская сказка.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Арагонская хота».М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.
Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.
Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,
«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
VII. Календарно – тематическое планирование 2 класс | ||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Плано-вые сроки | Скорре ктиро-ванные сроки |
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (3 ч) | ||||||
1 | Мелодия. | 1 | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальность, песенность. Композитор – исполнитель – слушатель. - «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | Определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении. Участвовать в коллективном пении. | 4.09 | |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. - «Моя Россия» Г.Струве. - «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. | 11.09 | |
3 | Гимн России. | 1 | Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Сочинения отечественных композиторов о Родине. - «Гимн России» А.Александров С.Михалков. | Знакомство с символами России – Флаг, Герб, Гимн. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений | 18.09 | |
«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» (6 ч) | ||||||
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Музыкальные инструменты (фортепиано). - «Детская музыка» С.Прокофьев - «Детский альбом» П.Чайковский | Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | 25.09 | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. «Утро», «Вечер» С.Прокофьев- «Прогулка» С.Прокофьев- «Прогулка» М.Мусоргский | Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | 02.10 | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. - «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковский. - Тарантелла» С.Прокофьев - «Начинаем перепляс» С.Соснин | Определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. | 09.10 | |
7 | Эти разные марши. | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). -«Марш деревянных солдатиков». П.Чайковский - «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев | Исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. | 16.10 | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 | Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. - «Нянина сказка». П.Чайковский - «Сказочка» С.Прокофьев -«Мама». П,Чайковский -«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. | 23.10 | |
9 | Обобщающий урок1 четверти | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление уч-ся слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов. | Знать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью | 30.10 | |
«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (7 ч) | ||||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. -«Великий колокольный звон» М.Мусоргский. - «Праздничный трезвон» | Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | 13.11 | |
11 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев - «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские» | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | 20.11 | |
12 | Сергий Радонежский. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. - «О, преславного чудесе» - напев Оптиной Пустыни -Народные песнопения о Сергии Радонежском. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки. | 27.11 | |
13 | Молитва. | 1 | Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. «Утренняя молитва»,«В церкви» П.Чайковский. | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | 04.12 | |
14 | С Рождеством Христовым! | 1 | Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. - «Рождественская песенка» П.Синявский - Рождественские песни: «Добрый тебе вечер». - «Рождественское чудо» , - Тихая ночь. | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | 11.12 | |
15 | Музыка на Новогоднем празднике. | 1 | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. | 18.11 | |
16 | Обобщающий урок 2 четверти | 1 | Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников. | Продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. | 25.11 | |
«ГОРИ - ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО» (4 ч) | ||||||
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | 1 | Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. | Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (инструментальное музицирование, импровизация). | 15.01 | |
18 | Разыграй песню. | 1 | Обобщение музыкальных впечатлений. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.), продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью | 22.01 | |
19 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. | Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. | 29.01 | |
20 | Проводы зимы. Встреча весны. | 1 | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. | Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | 5.02 | |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 ч) | ||||||
21 | Сказка будет впереди | 1 | Народная и профессиональная музыка. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. - С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». - «Камаринская» - р.н.п. - П.Чайковский «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». | Знать смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, инструментальное музицирование, импровизация), | 12.02 | |
22 | Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 1 | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Масленичные песни, - Весенние заклички. | Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | 19.02 | |
23 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | 1 | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Песня – спор» Г.Гладков | Определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | 26.02 | |
24 | Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. | 1 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Формы построения музыки. | Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | 5.03 | |
25 | Какое чудное мгновенье. Увертюра. Финал. | 1 | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. | 12.03 | |
26. | Обобщающий урок 3 четверти | 1 | Музыкальные инструменты. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). | Знать названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений | 19.03 | |
«В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (34 ч) | ||||||
27 | Симфоническая сказка(С. Прокофьев «Петя и волк»). | 1 | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). | Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | 02.04 | |
28 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | 1 | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. - М.Мусоргский «Картинки с выставки». - «Песня о картинах» Г.Гладков. Обобщение музыкальных впечатлений | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | 09.04 | |
29 | Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. | 1 | Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Выразительность и изобразительность в музыке. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений | 16.04 | |
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: