Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление Кружок «Размышляем, играем, творим» (3- 4 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
прогимназия «Центр детства»
г. Серпухов Московской области
__________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ – прогимназия
«Центр детства»
_______________ Похващева Т. А.
Приказ № 146-а от 29.08. 2013 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальное направление
Кружок «Размышляем, играем, творим»
(3- 4 класс)
на 2013-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 68 часов, 1 ч в неделю
3 класс — 34 часа
4 класс — 34 часа
Составитель: Шубакова Радмила Рифкатовна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Размышляем, играем, творим» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
Закон «Об образовании» Российской Федерации;
«Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основу программы внеурочной деятельности «Размышляем, играем, творим» положены следующие принципы:
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
Принцип научной организации;
Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
Принцип целостности;
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
Принцип личностно – деятельностного подхода;
Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
Актуальность программы
Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.
Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.
Цель и задачи программы
В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа предназначена для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развивать образное мышление;
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Развивать творческие способности;
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
II. Возрастная категория и место курса в учебном плане
Образовательная программа кружка «Размышляем, играем, творим», формирующая позитивное отношение к базовым ценностям рассчитана на учащихся 3-го класса
Образовательная программа кружка «Размышляем, играем, творим», дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия рассчитана на учащихся 4-го класса.
Программа кружка «Размышляем, играем, творим» рассчитана на 3-4 класс.объёмом внеурочной деятельности 68 часов, 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 3 классе – 34 ч, в 4 классе – 34 ч. Продолжительность занятий 45 минут. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-11 лет.
Структура и содержание курса
Класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Цель: Развивать абстрактное мышление Задачи:
| ||
1 | Вводное занятие | 1 час |
2 | Работа с матрицами | 10 часов |
3 | Выделение и нахождение существенных признаков | 6 часа |
4 | Анаграммы | 5 часа |
5 | Нахождение закономерности | 4 часа |
6 | Объединение трех предметов по одному признаку | 1 час |
7 | Решение логических задач | 6 часов |
8 | Итоговое занятие | 1 час |
Итого | 34 часа |
4 класс
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
Цель: Развивать когнитивные способности учащихся. Задачи:
| ||
1 | Восприятие | 5 часов |
2 | Внимание | 6 часов |
3 | Воображение | 4 часа |
4 | Память | 6 часа |
5 | Мышление | 7 часов |
6 | Речь | 6 часов |
Итого | 34 часа |
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой).
Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа
В результате реализации данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим»
В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов | Плановые сроки | Скорректир. сроки |
1 | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 | | |
2-5 | Матрицы Равена | Развивать умение последовательного рассуждения. | 4 | | |
6 | Командные игры | Групповая работа с матрицами. Коллективное принятие решения. | 1 | | |
7 | Зрительно-пространственные тесты | Графические матрицы: изобрази недостающий предмет. | 1 | | |
8-9 | Зрительно-пространственные тесты | Графические матрицы: исключи лишнюю фигуру | 2 | | |
10-11 | Составление матриц | Творческое задание. Каждый ребенок составляет собственную графическую матрицу. | 2 | | |
12-17 | Словесные тесты. | Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Словесные игры. | 6 | | |
18-19 | Цепочки. | Построение цепочек с помощью последовательной замены всего одной буквы в слове (медь-мель-цель-цепь) | 2 | | |
20-22 | Анаграммы. | Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. | 3 | | |
23 | Числовые тесты | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. | 1 | | |
24-25 | Числовые ребусы. | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. | 2 | | |
26 | Конкурс эрудитов | Конкурсно-игровая программа | 1 | | |
27 | Триады. | Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. | 1 | | |
28-31 | Логические задачи | Решение логических задач, задач на смекалку. | 4 | | |
32-33 | Выпуск стенгазеты. | Самостоятельная работа. | 2 | | |
34 | Итоговое занятие. Тест достижений. | Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? | 1 | | |
4 класс
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов | Плановые сроки | Скоррект. сроки |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 | | |
Восприятие | |||||
2. | Периферическое зрение. | Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. | 1 | | |
3. | Маргинальный прием. | Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | 1 | | |
4. | Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) | 1 | | |
5. | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. | 1 | | |
6. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Муравей» | Применение знаний по предмету ОБЖ | 1 | | |
Внимание | |||||
7. | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | 1 | | |
8-9. | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 2 | | |
10-11. | Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 2 | | |
12. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» | Применение знаний по предмету русский язык | 1 | | |
Воображение | |||||
13. | Вербальная фантазия. | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | 1 | | |
14. | Методика «Рисунок» | Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. | 1 | | |
15-16. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. | 2 | | |
Память | |||||
17. | Слуховая и зрительная память. | Упражнения на развитие памяти у учащихся. | 1 | | |
18. | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Упражнения на развитие памяти. | 1 | | |
19. | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Практическая работа: упражнения на развитие памяти. | 1 | | |
20. | Участие во всероссийской олимпиаде «КИТ» | Применение знаний по предмету информатика. | 1 | | |
21. | Стенография. Мнемонология. | Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. | 1 | | |
22. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применение знаний по предмету математика. | 1 | | |
Мышление | |||||
23. | Устный счет. | Упражнения на развитие мышления. | 1 | | |
24. | Конкурс эрудитов. | | 1 | | |
25. | Кубик Рубика | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика. | 1 | | |
26. | Змейка. Треугольник. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | | |
27. | Словограммы. Логогрифы. | Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы. | 1 | | |
28. | Матрицы Равена. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 | | |
29. | Триады. | Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы. | 1 | | |
Речь | |||||
30. | Назови слова. | Игра для определения активного словарного запаса. | 1 | | |
31. | Понятия. | Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. | 1 | | |
32. | Подробное описание. | Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. | 1 | | |
33. | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | 1 | | |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Подвести итоги кружка | 1 | | |
Результативность курса
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. |
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.
К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания.
В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Информационно-методическое обеспечение
1001 загадка: для бабушек и дедушек, родителей и педагогов. – М.: Развитие таланта, 2008.
Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов – Изд. 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
Косенко С.В. Загадки, скороговорки, шарады, задачи – М.: АСТ,2009.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
Потемкина О.Ф. Психология личности, или Как полюбить себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008.
Сайты
Книги с головоломками http://padabum.com/?id=4937
Головоломки от простых до сложных (банк книг) http://finegraphics.narod.ru/golovolomki/
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД от 26.08.2013 г.
Руководитель МО:____________ Максимова И. В.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.
27.08.2013 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: