Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление Кружок «Юный пешеход» (2 4 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
прогимназия «Центр детства»
г. Серпухов Московской области
__________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ – прогимназия
«Центр детства»
_______________ Похващева Т. А.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
Кружок «Юный пешеход» (2 - 4 класс)
на 2013-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 102 часа
2 класс — 34 часа
3 класс — 34 часа
4 класс — 34 часа
Составитель: творческий коллектив воспитателей группы продленного дня
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный пешеход» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, основана на Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ- прогимназия «Центр детства».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
Закон «Об образовании» Российской Федерации;
«Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004 г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Конституция РФ
Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.
Принципы программы внеурочной деятельности:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и ценности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Актуальность программы
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9 до 14 лет.
Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных
ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия.
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.
Цель программы:
развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.
Задачи программы:
обучение осознанию ценности жизни, как главной категории;
создание условий для развития и совершенствования знаний по ПДД и оказанию первой медицинской помощи (ПМП); повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и привлечение обучающихся к пропаганде правил дорожного движения среди детей и взрослых;
воспитание культуры поведения на улицах и дорогах;
повышение их интереса к регулярным занятиям велоспортом.
II. Возрастная категория и место курса в учебном плане
Рабочая программа «Юный пешеход» разработана и ориентирована на обучающихся 2—4 классов общеобразовательной школы. Объем учебного времени составляет 102 часа, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий во 2-4 классах – 40 минут.
III.Структура и содержание курса
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в следующих направлениях:
№ п/п | Направления | Общее кол-во часов | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Инструктаж по технике безопасности | 3 | 1 | 1 | 1 |
2 | Путь в школу и домой | 4 | 2 | 1 | 1 |
3 | Дорожная информация | 57 | 20 | 21 | 16 |
4 | Пропаганда изучения ПДД | 26 | 7 | 7 | 12 |
5 | Профилактика ДДТТ | 12 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 102ч | 34ч | 34ч | 34ч |
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у обучающихся 3 класса будут сформированы:
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
установка на здоровый образ жизни;
способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку педагога;
устанавливать причинно-следственные связи.
познавательные УУД
осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Предметные результаты:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
VI. Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Плановые сроки | Скоррект. сроки |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. | Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий | Беседа с презентацией | 1 | | |
2 | Безопасный путь из школы домой | Ориентировка на безопасный путь в школу и домой | Консультация | 1 | | |
3 | Безопасный путь домой | В игровой форме дети моделируют путь домой, рассматривают различные варианты маршрута. | МРИГ | 1 | | |
4 | Улицы с односторонним и двусторонним движением | Улицы с односторонним и двусторонним движением. Сходства и различия при переходе улиц с односторонним и двусторонним движением | Устный журнал | 1 | | |
5 | Правила перехода улицы | Дети учатся переходить улицу по разметке. | Практическое занятие | 1 | | |
6 | Дорожные знаки, их виды | Дети знакомятся с дорожными знаками и их видами | Беседа с презентацией | 1 | | |
7 | Дорожные знаки в загадках и стихах | Закрепление знаний детей по теме «Дорожные знаки» | Викторина | 1 | | |
8 | Азбука жизни | Изготовление плакатов с призывами соблюдения правил дорожного движения. Проведение акции. | Акция | 1 | | |
9 | История возникновения светофора | Первые светофоры. Где и когда появились. | Исторический экскурс | 1 | | |
10 | Виды и сигналы светофора | Ребята знакомятся с различными видами светофоров и с их сигналами. | Беседа | 1 | | |
11 | Красный, жёлтый, зелёный | Закрепление знаний детей по теме «Виды и сигналы светофора» | Викторина | 1 | | |
12 | Виды транспорта | Ребята готовят инсценировки о различных видах транспорта, в которых доказывают важность и необходимость данного вида транспорта при правильном его использовании | Конкурсно-игровая программа | 1 | | |
13 | Правила поведения в общественном транспорте | Ребята изготавливают брошюры. Организуют выставку. | Творческая мастерская (изготовление брошюр) | 1 | | |
14 | Правила ожидания транспорта на остановке | Правила ожидания транспорта на остановке. Моделирование ситуаций. | Практическое занятие | 1 | | |
15 | Правила перехода дороги при высадке из транспорта | Правила перехода дороги при высадке из транспорта. Моделирование ситуаций. | Практическое занятие | 1 | | |
16 | Общественный транспорт | Изготовление поделок и рисунков. По теме «Общественный транспорт». Организация выставки работ | Выставка детского творчества | 1 | | |
17 | Мы знаем ПДД | Проверка уровня знаний учащихся. | Тестирование | 1 | | |
18 | Причины ДТП | Профилактика ДДТТ. Просмотр видеоматерила, анализ дорожных ситуаций с участием детей. | Кинолекторий Обмен мнениями | 1 | | |
19 | Где можно и где нельзя играть | Дети готовят сообщения для сверстников. О правилах безопасных прогулок в зимнее время. Выступления. Обсуждение. | Открытый микрофон | 1 | | |
20 | Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках | На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия. | Практическое занятие | 1 | | |
21 | Движение по улице группами | На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия. | Практическое занятие | 1 | | |
22 | Разбор дорожных ситуаций | Закрепление изученного материала | Круглый стол | 1 | | |
23 | Зимний город | Экскурсия по микрорайону | Экскурсия | 1 | | |
24 | С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД | Выступление агитбригады. 1.Инсценировка сказки по правилам дорожного движения. 2. Просмотр мультфильма. 3 Обсуждение | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
25 | Подскажи словечко | Класс делится на 2 команды. 1Разгадывают ребусы. 2.завершают фразы о значениях различных дорожных знаков. 3.Завершается программа ролевой игрой. | Игровая программа | 1 | | |
26 | Письмо-обращение к водителям и пешеходам. | Ребята пишут письмо – обращение к водителям и пешеходам. | Практикум | 1 | | |
27-28 | Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД. | 1Работа в группах по подготовке творческих выступлений. 2Представление номеров | КТД | 2 | | |
29 | Дорожные ситуации | Встреча с сотрудником ДПС | Встреча | 1 | | |
30-32 | Азбука дорожного движения | Конкурс рисунков по теме. Подведение итогов конкурса | Конкурс рисунков | 3 | | |
33 | Праздник «Зелёный огонёк» | Проверка знаний детей по изученным темам | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обобщение материала. | Круглый стол | 1 | | |
3 класс
№ п/п | Тема | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Плановые сроки | Скоррект. сроки |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий | Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий | Беседа | 1 | | |
2 | Дорога в школу и домой | Ориентировка на безопасный путь в школу и домой | Консультация | 1 | | |
3 | История появления автомобиля и правил дорожного движения | Первые автомобили. Строение. Современные автомобили. Внешний вид и строение. Сравнение. | Исторический экскурс | 1 | | |
4 | Перекрестки и их виды | Разнообразие перекрестков. Особенности перехода улиц. | Устный журнал | 1 | | |
5 | Веселый перекресток | Закрепить знания детей по теме «Перекресток» | Викторина | 1 | | |
6 | Сигналы регулировщика | Умение распознавать сигналы регулировщика | Практическое занятие | 1 | | |
7 | Предупредительные сигналы транспортных средств | Что такое предупредительные сигналы транспортных средств. Их значение. Поведение пешеходов. | Практическое занятие | 1 | | |
8 | Организация движения, технические средства регулирования движения | Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. | Беседа с презентацией | 1 | | |
9 | Специальные транспортные средства | Какие транспортные средства называют специальными. Их назначение. | Открытый микрофон | 1 | | |
10 | В гостях у Светофорчика | Проверка знаний по пройденным темам | Викторина | 1 | | |
11-12 | Дорожные знаки | Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. | КТД | 2 | | |
13 | Дорожная разметка и ее предназначение | Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. | Практическое занятие | 1 | | |
14 | Правила перехода улиц (дороги) при высадке на специально размеченной площадке или на улице | Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. | Практическое занятие | 1 | | |
15 | Элементы улиц и дорог | Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. | Познавательная игра | 1 | | |
16 | Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! | Игровая программа по ПДД. Закрепление знаний по пройденным темам | Праздник | 1 | | |
17 | Виды транспорта | Разнообразие видов транспорта | Поле чудес | 1 | | |
18 | Тормозной путь транспортных средств | Что такое тормозной путь. Тормозной путь летом и зимой. Будь осторожен. | Практикум (опытная работа) | 1 | | |
19 | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом | Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. | Консультация | 1 | | |
20 | Обязанности пассажиров | Тестирование | 1 | | | |
21-23 | Дети и ДТП | Профилактика ДДТТ. Просмотр видеоматерила, анализ дорожных ситуаций с участием детей. Рекомендации. Оформление выводов | Кинолекторий Обмен мнениями Создание буклета | 3 | | |
24 | С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД | Закрепление изученных правил дорожного движения | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
25 | Мой друг – велосипед | История появления велосипеда. | Игра-путешествие | 1 | | |
26 | Я – юный велосипедист | Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. | Практическое занятие | 1 | | |
27 | Мы за безопасное движение | Агитационные рисунки на асфальте. Конкурс на лучший рисунок | Конкурс рисунков на асфальте | 1 | | |
28 | Помни, пешеход! | Тесты на знание ПДД | Тесты на знание ПДД | 1 | | |
29 | Дорожные ситуации | Встреча с сотрудником ДПС | Встреча | 1 | | |
30-32 | Азбука дорожного движения | Конкурс рисунков по теме. Подведение итогов конкурса | Конкурс рисунков | 3 | | |
33 | Праздник «Зелёный огонёк» | Проверка знаний детей по изученным темам | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | Подведение итогов. Обобщение материала. | Круглый стол | 1 | | |
4 класс
№ п/п | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Дата | Дата (факт) |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. | Беседа с презентацией | 1 | | |
2 | Безопасный путь | Консультация | 1 | | |
3 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге | Круглый стол | 1 | | |
4-5 | Права, обязанности ответственность участников дорожного движения. | Беседа | 2 | | |
6 | Железнодорожные переезды. Правила перехода железной дороги | Беседа | 1 | | |
7 | Культура поведения в транспорте и на улице | Обмен мнениями | 1 | | |
8 | Труд водителя. За рулем – хороший человек. | Дискуссия | 1 | | |
9 | Безопасность на дорогах ради безопасности жизни | Акция | 1 | | |
10 | «16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП» | Линейка | 1 | | |
11-12 | Из истории транспорта | Исторический экскурс | 2 | | |
13-14 | Заглянем в будущее | Конкурс сочинений | 2 | | |
15 | Детский дорожно - транспортный травматизм | Кинолекторий | 1 | | |
16 | Дорожные ловушки. В поисках нарушителей ПДД | Познавательная игра | 1 | | |
17 | Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших. | Практическое занятие | 1 | | |
18-19 | Медицинская «аптечка» | Беседа с презентацией | 2 | | |
20 | Пропаганда изучения ПДД | Выступление агитбригад | 1 | | |
21 | Знатоки дорожных правил | Практическое занятие | 1 | | |
22-23 | Уголок безопасности | КТД | 2 | | |
24 | С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
25 | Выполняем правила дорожного движения | Листовка – обращение | 1 | | |
26 | Правила движения – закон улиц и дорог | Практическое занятие | 1 | | |
27 | Мы за безопасное движение | Конкурс рисунков на асфальте | 1 | | |
28 | Школа дорожных наук | Практическое занятие | 1 | | |
29 | Дорожные ситуации | Встреча с сотрудником ДПС | 1 | | |
30-32 | Азбука дорожного движения | Конкурс рисунков | 3 | | |
33 | Праздник «Зелёный огонёк» | Общешкольное мероприятие | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | Круглый стол | 1 | | |
VII.Результативность курса
По окончанию изучения курса «Юный пешеход» дети должны
знать:
права, обязанности и ответственность участников дорожного движения;
где и как переходить улицу, правила движения пешеходов;
правила пользования транспортом;
элементы улиц и дорог;
особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге;
что такое первая медицинская помощь (ПМП).
группы знаков, их назначение, установку;
дорожную разметку;
дополнительные требования к движению на загородной дороге;
требования к движению велосипедистов.
уметь:
пользоваться дорожными знаками и дополнительными средствами информации на улицах и дорогах;
самостоятельно переходить улицу в указанном месте;
уметь пользоваться телефоном вызова экстренной помощи;
определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, на роликах.
самостоятельно видеть и преодолевать «ловушки» на дорогах;
переходить железнодорожные пути;
самостоятельно пользоваться общественным транспортом;
оказывать простейшую медицинскую помощь;
выявлять причины ДТП, уметь их анализировать
VIII. Информационно-методическое обеспечение
Бармин А. В. Гальцова Е. А. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы. Вып. 2: тематические занятия, классные часы и викторины - Учитель, 2011.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий. Конспекты. Кроссворды. Дидактические игры - Детство-Пресс, 2010.
Гончарова Л.М. Правила дородного движения для начальной школы – Изд. 2-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по Правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы – Серия: От детского сада к школе – Ростов н/Дону: Феникс, 2013.
Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий - Ростов н/Дону: Феникс, 2013 г.
Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Правила дорожного движения. 1-4 классы – Серия: Школа России – М.: Просвещение, 2009.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.
Сайты для педагогов
Видео клипы по ПДД http://natalya19.ucoz.ru/load/12
Речевые игры по ПДД http://rechevichok.jimdo.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BC/%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B4%D0%B4/
Шаблоны презентаций по ПДД http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/pdd/50
Подвижные игры по ПДД http://ovdnazarovo.ru/forcitizen/bdd/bdd_doschool/107-podvizhnye-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya.html
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД от 26.08.2013 г.
Руководитель МО:____________ Максимова И. В.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.
27.08.2013 г.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: