NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление Кружок «Юный пешеход» (2 4 класс)



Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия «Центр детства»

г. Серпухов Московской области

__________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ – прогимназия

«Центр детства»

_______________ Похващева Т. А.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
Кружок «Юный пешеход» (2 - 4 класс)

на 2013-2015 гг.
Базовый уровень
Объём внеурочной деятельности - 102 часа

2 класс — 34 часа

3 класс — 34 часа

4 класс — 34 часа
Составитель: творческий коллектив воспитателей группы продленного дня
I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Юный пешеход» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, основана на Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ- прогимназия «Центр детства».
Законодательной базой для разработки рабочей программы являются  следующие документы:

  • Закон «Об образовании» Российской Федерации;

  • «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ», утвержденные Правительством РФ 9 декабря 2004 г.

  • Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России.

  • Конституция РФ

  • Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.


Принципы программы внеурочной деятельности:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и ценности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.


Актуальность программы
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9 до 14 лет.

Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных
ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия.

В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.

Цель программы:

  • развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.


Задачи программы:

  • обучение осознанию ценности жизни, как главной категории;

  • создание условий для развития и совершенствования знаний по ПДД и оказанию первой медицинской помощи (ПМП); повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и привлечение обучающихся к пропаганде правил дорожного движения среди детей и взрослых;

  • воспитание культуры поведения на улицах и дорогах;

  • повышение их интереса к регулярным занятиям велоспортом.

II. Возрастная категория и место курса в учебном плане

Рабочая программа «Юный пешеход» разработана и ориентирована на обучающихся 2—4 классов общеобразовательной школы. Объем учебного времени составляет 102 часа, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий во 2-4 классах – 40 минут.

III.Структура и содержание курса
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в следующих направлениях:


п/п

Направления

Общее кол-во часов

2

класс

3

класс

4 класс

1

Инструктаж по технике безопасности

3

1

1

1

2

Путь в школу и домой

4

2

1

1

3

Дорожная информация

57

20

21

16

4

Пропаганда изучения ПДД

26

7

7

12

5

Профилактика ДДТТ

12

4

4

4

Итого

102ч

34ч

34ч

34ч


IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность гражданственности осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Перечень универсальных действий, которые развивает данная программа

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у обучающихся 3 класса будут сформированы:

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • способность к самооценке.


Метапредметные результаты:

регулятивные УУД

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку педагога;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

познавательные УУД

  • осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;

  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций


Предметные результаты:

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

VI. Календарно-тематическое планирование
2 класс


п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во часов

Плановые сроки

Скоррект.

сроки

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий


Беседа с презентацией

1







2

Безопасный путь из школы домой

Ориентировка на безопасный путь в школу и домой

Консультация

1







3

Безопасный путь домой

В игровой форме дети моделируют путь домой, рассматривают различные варианты маршрута.

МРИГ

1







4

Улицы с односторонним и двусторонним движением

Улицы с односторонним и двусторонним движением. Сходства и различия при переходе улиц с односторонним и двусторонним движением

Устный журнал

1







5

Правила перехода улицы

Дети учатся переходить улицу по разметке.

Практическое занятие

1







6

Дорожные знаки, их виды

Дети знакомятся с дорожными знаками и их видами

Беседа с презентацией

1







7

Дорожные знаки в загадках и стихах

Закрепление знаний детей по теме «Дорожные знаки»

Викторина

1







8

Азбука жизни

Изготовление плакатов с призывами соблюдения правил дорожного движения. Проведение акции.

Акция

1







9

История возникновения светофора

Первые светофоры. Где и когда появились.

Исторический экскурс

1







10

Виды и сигналы светофора

Ребята знакомятся с различными видами светофоров и с их сигналами.

Беседа

1







11

Красный, жёлтый, зелёный

Закрепление знаний детей по теме «Виды и сигналы светофора»

Викторина

1







12

Виды транспорта

Ребята готовят инсценировки о различных видах транспорта, в которых доказывают важность и необходимость данного вида транспорта при правильном его использовании

Конкурсно-игровая программа

1







13

Правила поведения в общественном транспорте

Ребята изготавливают брошюры. Организуют выставку.

Творческая мастерская (изготовление брошюр)

1







14

Правила ожидания транспорта на остановке

Правила ожидания транспорта на остановке. Моделирование ситуаций.

Практическое занятие

1







15

Правила перехода дороги при высадке из транспорта

Правила перехода дороги при высадке из транспорта. Моделирование ситуаций.

Практическое занятие

1







16

Общественный транспорт

Изготовление поделок и рисунков. По теме «Общественный транспорт».

Организация выставки работ

Выставка детского творчества

1







17

Мы знаем ПДД

Проверка уровня знаний учащихся.

Тестирование

1







18

Причины ДТП

Профилактика ДДТТ. Просмотр видеоматерила, анализ дорожных ситуаций с участием детей.

Кинолекторий

Обмен мнениями

1







19

Где можно и где нельзя играть

Дети готовят сообщения для сверстников. О правилах безопасных прогулок в зимнее время. Выступления. Обсуждение.

Открытый микрофон

1







20

Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках

На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия.

Практическое занятие

1







21

Движение по улице группами

На пришкольном участке. Ролевые игры. По теме занятия.

Практическое занятие

1







22

Разбор дорожных ситуаций

Закрепление изученного материала

Круглый стол

1







23

Зимний город

Экскурсия по микрорайону

Экскурсия

1







24

С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД

Выступление агитбригады.

1.Инсценировка сказки по правилам дорожного движения.

2. Просмотр мультфильма.

3 Обсуждение

Общешкольное мероприятие

1







25

Подскажи словечко

Класс делится на 2 команды.

1Разгадывают ребусы.

2.завершают фразы о значениях различных дорожных знаков.

3.Завершается программа ролевой игрой.

Игровая программа

1







26

Письмо-обращение к водителям и пешеходам.

Ребята пишут письмо – обращение к водителям и пешеходам.

Практикум

1







27-28

Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД.

1Работа в группах по подготовке творческих выступлений.

2Представление номеров

КТД

2







29

Дорожные ситуации

Встреча с сотрудником ДПС

Встреча

1







30-32

Азбука дорожного движения

Конкурс рисунков по теме. Подведение итогов конкурса

Конкурс рисунков

3







33

Праздник «Зелёный огонёк»

Проверка знаний детей по изученным темам

Общешкольное мероприятие

1







34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обобщение материала.

Круглый стол

1








3 класс

п/п

Тема

Содержание

Форма проведения

Кол-во часов

Плановые сроки

Скоррект.

сроки

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий

Знакомство с задачами курса. Инструктаж по технике безопасности во время занятий


Беседа

1







2

Дорога в школу и домой

Ориентировка на безопасный путь в школу и домой

Консультация

1







3

История появления автомобиля и правил дорожного движения

Первые автомобили. Строение. Современные автомобили. Внешний вид и строение. Сравнение.

Исторический экскурс

1







4

Перекрестки и их виды

Разнообразие перекрестков. Особенности перехода улиц.

Устный журнал

1







5

Веселый перекресток

Закрепить знания детей по теме «Перекресток»

Викторина

1







6

Сигналы регулировщика

Умение распознавать сигналы регулировщика

Практическое занятие

1







7

Предупредительные сигналы транспортных средств

Что такое предупредительные сигналы транспортных средств. Их значение. Поведение пешеходов.

Практическое занятие

1







8

Организация движения, технические средства регулирования движения

Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.


Беседа с презентацией

1







9

Специальные транспортные средства

Какие транспортные средства называют специальными. Их назначение.

Открытый микрофон

1







10

В гостях у Светофорчика

Проверка знаний по пройденным темам

Викторина

1







11-12

Дорожные знаки

Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации.


КТД

2







13

Дорожная разметка и ее предназначение

Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении.

Практическое занятие

1







14

Правила перехода улиц (дороги) при высадке на специально размеченной площадке или на улице

Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части.

Практическое занятие

1







15

Элементы улиц и дорог

Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет.


Познавательная игра

1







16

Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!

Игровая программа по ПДД. Закрепление знаний по пройденным темам

Праздник

1







17

Виды транспорта

Разнообразие видов транспорта

Поле чудес

1







18

Тормозной путь транспортных средств

Что такое тормозной путь. Тормозной путь летом и зимой. Будь осторожен.

Практикум (опытная работа)

1







19

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом

Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси.

Консультация

1







20

Обязанности пассажиров

Тестирование

1







21-23

Дети и ДТП

Профилактика ДДТТ. Просмотр видеоматерила, анализ дорожных ситуаций с участием детей. Рекомендации. Оформление выводов

Кинолекторий

Обмен мнениями

Создание буклета

3







24

С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД

Закрепление изученных правил дорожного движения

Общешкольное мероприятие

1







25

Мой друг – велосипед


История появления велосипеда.

Игра-путешествие

1







26

Я – юный велосипедист

Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии.

Практическое занятие

1







27

Мы за безопасное движение

Агитационные рисунки на асфальте. Конкурс на лучший рисунок

Конкурс рисунков на асфальте

1







28

Помни, пешеход!

Тесты на знание ПДД

Тесты на знание ПДД

1







29

Дорожные ситуации

Встреча с сотрудником ДПС

Встреча

1







30-32

Азбука дорожного движения

Конкурс рисунков по теме. Подведение итогов конкурса

Конкурс рисунков

3







33

Праздник «Зелёный огонёк»

Проверка знаний детей по изученным темам

Общешкольное мероприятие

1







34

Итоговое занятие

Подведение итогов. Обобщение материала.

Круглый стол

1








4 класс

№ п/п

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

Дата (факт)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Беседа с презентацией

1







2

Безопасный путь

Консультация

1







3

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге

Круглый стол

1







4-5

Права, обязанности ответственность участников дорожного движения.

Беседа

2







6

Железнодорожные переезды. Правила перехода железной дороги

Беседа

1







7

Культура поведения в транспорте и на улице

Обмен мнениями

1







8

Труд водителя. За рулем – хороший человек.

Дискуссия

1







9

Безопасность на дорогах ради безопасности жизни

Акция

1







10

«16 ноября – Всемирный день памяти жертв ДТП»

Линейка

1







11-12

Из истории транспорта

Исторический экскурс

2







13-14

Заглянем в будущее

Конкурс сочинений

2







15

Детский дорожно - транспортный травматизм

Кинолекторий

1







16

Дорожные ловушки. В поисках нарушителей ПДД

Познавательная игра

1







17

Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших.

Практическое занятие

1







18-19

Медицинская «аптечка»

Беседа с презентацией

2







20

Пропаганда изучения ПДД

Выступление агитбригад

1







21

Знатоки дорожных правил

Практическое занятие

1







22-23

Уголок безопасности

КТД

2







24

С песней, с танцем и в игре – изучаем ПДД

Общешкольное мероприятие

1







25

Выполняем правила дорожного движения

Листовка – обращение

1







26

Правила движения – закон улиц и дорог

Практическое занятие

1







27

Мы за безопасное движение

Конкурс рисунков на асфальте

1







28

Школа дорожных наук

Практическое занятие

1







29

Дорожные ситуации

Встреча с сотрудником ДПС

1







30-32

Азбука дорожного движения

Конкурс рисунков

3







33

Праздник «Зелёный огонёк»

Общешкольное мероприятие

1







34

Итоговое занятие

Круглый стол

1









VII.Результативность курса

По окончанию изучения курса «Юный пешеход» дети должны

знать:

  • права, обязанности и ответственность участников дорожного движения;

  • где и как переходить улицу, правила движения пешеходов;

  • правила пользования транспортом;

  • элементы улиц и дорог;

  • особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и заснеженной дороге;

  • что такое первая медицинская помощь (ПМП).

  • группы знаков, их назначение, установку;

  • дорожную разметку;

  • дополнительные требования к движению на загородной дороге;

  • требования к движению велосипедистов.


уметь:

  • пользоваться дорожными знаками и дополнительными средствами информации на улицах и дорогах;

  • самостоятельно переходить улицу в указанном месте;

  • уметь пользоваться телефоном вызова экстренной помощи;

  • определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, на роликах.

  • самостоятельно видеть и преодолевать «ловушки» на дорогах;

  • переходить железнодорожные пути;

  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом;

  • оказывать простейшую медицинскую помощь;

  • выявлять причины ДТП, уметь их анализировать

VIII. Информационно-методическое обеспечение


  • Бармин А. В. Гальцова Е. А. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы. Вып. 2: тематические занятия, классные часы и викторины - Учитель, 2011.
  • Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий. Конспекты. Кроссворды. Дидактические игры - Детство-Пресс, 2010.


  • Гончарова Л.М. Правила дородного движения для начальной школы – Изд. 2-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
  • Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по Правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы – Серия: От детского сада к школе – Ростов н/Дону: Феникс, 2013.

  • Елжова Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий - Ростов н/Дону: Феникс, 2013 г.

  • Ковалько В.И. Игровой курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  • Правила дорожного движения. 1-4 классы – Серия: Школа России – М.: Просвещение, 2009.

  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим.



Сайты для педагогов

  • Видео клипы по ПДД http://natalya19.ucoz.ru/load/12

  • Речевые игры по ПДД http://rechevichok.jimdo.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BC/%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B4%D0%B4/

  • Шаблоны презентаций по ПДД http://vikafedotova38.ucoz.ru/load/shablony_prezentacij/pdd/50

  • Подвижные игры по ПДД http://ovdnazarovo.ru/forcitizen/bdd/bdd_doschool/107-podvizhnye-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya.html


СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД от 26.08.2013 г.

Руководитель МО:____________ Максимова И. В.



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.

27.08.2013 г.






страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.