NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Разработка бизнес-процессов работы библиотеки

Принципы организации СОА

  1. Общие сведение о СОА


Появление архитектуры, ориентированной на сервисы, является следствием новых задач и потребностей, возникающих при создании и эксплуатации современных информационных систем:

  • оперативного реагирования на изменение условий ведения бизнеса и быстрой адаптации под новые бизнес-задачи;

  • оптимизации управления бизнес-процессами;

  • эффективного обеспечения внешних взаимодействий[1].

В основе СОА лежит понятие сервисов, являющихся базовыми элементами для построения бизнес-приложений и обеспечения взаимодействия между ними. В архитектуре СОА приложение рассматривается как сервис, который можно найти и далее получить доступ к нему через локальную сеть или Интернет. Приложение может реализовать определенную функцию или набор функций как самостоятельно, так и обращением к другим сервисам. При этом данное приложение может быть доступно сторонним пользователям в качестве сервиса. Сервисы являются автономными, но для того чтобы их можно было найти и использовать, они снабжены соответствующими интерфейсами.

Следует отметить, что СОА имеет наивысшую степень абстракции понятия сервиса. Это позволяет вести речь о разработке композитных распределенных приложений[2] без учета каких бы то ни было деталей реализации.

Разработка композитных приложений, ориентированных на сервисы, довольно молодая область программной инженерии и терминология, используемая различными специалистами, зачастую является противоречивой. В качестве введения в понятие сервис-ориентированной архитектуры приведены взгляды известных аналитиков и разработчиков на определение СОА.

Специалисты "Stencil Group" считают, что СОА, представляет собой закономерный этап эволюции корпоративных систем. Они выделяют такие ключевые черты СОА:

  • архитектура является распределенной, т. е. функциональные элементы приложений могут быть распределены по множеству вычислительных систем и способны к взаимодействию с использованием локальных или глобальных сетей.

  • архитектура строится с использованием слабосвязанных интерфейсов. Обычно приложения проектируются в расчете на жесткую связь всех элементов. Как следствие система должна иметь целостный проект, его изменения в процессе эксплуатации затруднительны. Работу компонентов в слабосвязанных системах проще координировать, системы проще реконфигурировать.

  • архитектура базируется на общепринятых отраслевых стандартах.

  • архитектура проектируется с ориентацией на процессы (process-centric) с использованием сервисов, каждый из которых ориентирован на решение отдельных задач (task-centric).

Такое определение СОА несколько механистично и затрагивает только технические вопросы практической реализации с исключением базовой идеи.

В "Gartner" в качестве основной черты СОА видят деление ее на два или более уровня. Обращенный к пользователю презентационный уровень отделен от внутреннего, где реализуется бизнес-логика. В логический уровень могут включаться компоненты управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM).

Аналитики "International Data Corp" определяют СОА как архитектуру, предназначенную для свободного размещения функциональных модулей, каждый из которых способен выполнять определенные действия. Эти модули представляют собой описывающие сами себя программные компоненты, достижимые через сеть. Модули публикуют свои интерфейсы таким образом, что их применение не требует знания использованных в них решений и технологий; их удобно воспринимать как черный ящик.

Компания "Barry & Associates" определяет СОА как набор взаимодействующих между собой модулей. Модули могут просто обмениваться между собой данными или каким-то образом координировать свои действия.

В компании "ThoughtWorks" утверждают: СОА представляет собой набор сервисов, которые совместно образуют систему, призванную заменить монолитные корпоративные приложения типа ERP.

Итак, можно говорить о том, что сервис-ориентированная архитектура это определенная тенденция развития распределенных информационных систем, направленного на высокоуровневое манипулирование автономными и композитными сервисами, позволяющими организовать построение приложений управления бизнес-процессами в гетерогенной среде.
    1. Общая модель взаимодействия и вертикальная архитектура


Сервис-ориентированная архитектура определяется моделью взаимоотношений между тремя основными сторонами поставщиком, потребителем и посредником сервиса. Поставщик сервиса публикует описание сервиса и обеспечивает его реализацию. Потребитель сервиса для нахождения описания сервиса может напрямую использовать универсальный идентификатор ресурса (URI) или же может найти описание в реестре сервиса с последующей его привязкой и вызовом. Посредник сервиса обеспечивает и обслуживает реестр сервиса[4].

СОА определяет набор параметров и рекомендаций для создания слабосвязанных бизнес-ориентированных сервисов. Эти сервисы из-за разделения участия между описанием, реализацией и привязкой обеспечивают высокую гибкость в реагировании на новые бизнес-ситуации.

Cредства обмена сообщениями, с помощью которых несколько независимых агентов стремятся достичь желаемого состояния, получили название "хореографии", а взаимодействие сервисов "оркестровки". Для оркестровки (т. е. по сути описания бизнес-логики) разработаны (с участием крупнейших вендоров, таких, как IBM, "Microsoft", "Oracle" и "BEA Systems") специальные средства программирования: BPEL4WS, XLANG, WSFL.

Оркестровка относится к определению бизнес-процесса, который может взаимодействовать с внешними и с внутренними web-сервисами. Происходящие на основе обмена сообщениями взаимодействия включают бизнес-логику и порядок выполнения задач; они могут выходить за границы приложений и организаций, определяя долговременную, транзакционную, многошаговую бизнес-модель.

Оркестровка всегда представляет собой управление с позиций одного участника процесса. Хореография позволяет каждому участнику описать свою часть взаимодействия. При использовании хореографии отслеживаются последовательности сообщений между несколькими участниками и источниками.

Предлагаемые стандарты оркестровки и хореографии должны удовлетворять нескольким требованиям, относящимся к языку описания потока работ бизнес-процесса и к инфраструктуре выполнения процесса. К числу этих требований относятся:

  • асинхронный вызов;

  • управление исключительными ситуациями;

  • обеспечение транзакционной целостности;

  • динамичность;

  • гибкость

  • адаптируемость;

  • возможность композиции сервисов более высокого уровня из существующих процессов.

В ряде случаев СОА удобно рассматривать как многоуровневую архитектуру композитных (составных) сервисов, согласованных с бизнес-процессами. На рис 4.1 приведено укрупненное представление уровней организации СОА.


Рис. 4.1 Представление уровней организации СОА
Отношения между сервисами и компонентами заключаются в том, что компоненты уровня предприятия реализуют сервисы и несут ответственность за обеспечение их функциональности и качества обслуживания. Потоки бизнес-процессов могут опираться на хореографию раскрытых сервисов в композитные приложения. Выделяют следующие уровни организации СОА-систем:

  • операционной системы;

  • корпоративных компонентов;

  • сервисов;

  • хореографии;

  • презентации;

  • интеграции (ESB);

  • качества обслуживания (QoS).

страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: