NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Развитие исследовательских умений младших школьников. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить



Развитие исследовательских умений младших школьников.

  • Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

  • А. Дистервег.


В чём преимущество методики проблемного исследования?

  • Применение методики проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.



Почему, несмотря на очевидную значимость, в педагогической практике урок-исследование так мало распространён?

  • Одной из важнейших причин этого является сложность его конструирования.

  • В лабиринте мыслей легко потеряться без плана.

  • Д.И. Менделеев.



  • Конструирование урока-исследования это есть пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения.



  • Учителю недостаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему.



Что это значит?

  • Это значит, что отличительной чертой такого урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания. Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.



  • Основные этапы (шаги) при конструировании урока-исследования:



1-й шаг:

  • Сформулировать обобщение урока. (содержательно-смысловой стержень урока).

  • Например: «Разные насекомые по-разному готовятся провести зиму. Существуют разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения потомства».



2-й шаг:

  • Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.

  • Учитель планирует для самостоятельного изучения как материал из учебника, так и несколько текстов, специально подготовленных им по материалам энциклопедий и познавательных журналов.

  • Эти материалы должны быть различны по уровням сложности.

  • Организуя исследование в малых группах, учитель осуществляет дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных возможностей.



3-й шаг:

  • Определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае.

  • Для детального изучения большого объёма нового материала – занятие строится в дедуктивной логике, если планируется общее ознакомление с обширным материалом по теме – стоит выбрать индуктивную логику построения.



4–й шаг:

  • Сконструировать проблемную ситуацию для учеников, их мотивацию, спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение.

  • При этом учитель учитывает реальные возможности учащихся. Слишком трудное или слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.



  • Выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребёнка такого вопроса, ответом на который и будет являться планируемое обобщение.

  • Поэтому очень важно определить, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, ради чего учитель планирует свой урок-исследование.



Например:

  • На уроке, посвящённом изучению рек и морей, ученики приходят к обобщению: «Реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня рек».

  • Этот вывод-обобщение отвечает на вопрос: «Куда текут реки и почему?». Этот вопрос возникает у детей в результате выполнения задания, предложенного учителем на этапе мотивации.



5-й шаг, организационный:

  • Продумать состав рабочих групп;

  • Распределить материал для изучения по группам;

  • Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего поиска;

  • Если на уроке предполагается этап применения, то необходимо продумать содержание этого этапа (на основе результатов проведенного исследования).



Подведем итог: краткое содержание деятельности учителя при подготовке урока-исследования:

  • Сформулировать обобщение урока.

  • Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.

  • Определить тип учебного исследования (открытие нового или доказательство существующего правила).

  • Сконструировать проблемную ситуацию.

  • Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.



Чему учатся дети в ходе осуществления исследований?

  • Ставить исследовательские вопросы.

  • Формулировать проблемы.

  • Выдвигать гипотезы.

  • Составлять план работы.

  • Вести наблюдения.

  • Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.

  • Выделять существенную информацию из разных источников.

  • Организовывать (систематизировать) информацию.

  • Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения и т.д.



  • Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он формулировал вопросы, вызвавшие этот ответ.

  • Э. Клапаред.



страница 1


скачать

Другие похожие работы:








С учащимися во время карантина

Тематический план: 11 стр.