Развитие временных представлений
Упражнения, способствующие преодолению нарушений письма младших школьников.
Выяснение круга временных представлений учащихся предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, пропедевтику усвоения времен глагола.
Развитие временных представлений.
Упражнения по теме «Год»:
- отгадайте загадки, ответив на вопрос «Когда это бывает?»
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает, Когда это бывает? | Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает, Когда это бывает? Снег на полях, Лёд на реках, Иней сверкает, Когда это бывает? |
- назовите названия месяцев по временам года;
- найдите смысловые ошибки в предложениях:
Весной собирают урожай. Дети зимой любят купаться в озере. Первого января все школьники идут в школу. Я родился в мае – в первый месяц весны.
Для запоминания названий месяцев предлагается следующий методический приём, который основан на звуковом анализе и синтезе слов:
«Зимой прибежала собачка и пролаяла «ДЯФ-ДЯФ-ДЯФ» (декабрь, январь, февраль). Весна – время года МАМ (март, апрель, май). Летом к нам пришёл ослик и сказал «ИИА» (июнь, июль, август). Осень похожа на СОН (сентябрь, октябрь, ноябрь)».
Упражнения по теме «Неделя»:
- назовите вчерашний и завтрашний день, если сегодня вторник, пятница, воскресенье, понедельник;
- назвать пять дней подряд без дат и дней недели:
?
?
сегодня
?
?
- о чём говорят названия дней недели «вторник», «четверг», «пятница»;
- в тексте К.Д. Ушинского «Ленивый и прилежный» вставьте пропущенные слова «сегодня» и «завтра»:
«… поучусь, а … погуляю» - говорит ленивый.
«… погуляю, а … поучусь» - говорит прилежный.
Для запоминания названий дней недели предлагается заучить стихотворение Джанни Родари «Лежебока»:
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу, в субботу
Не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
Упражнения по теме «Сутки»:
- как называется приём пищи в разное время суток;
- расскажите об основных моментах режима дня школьника, используя наречия: вечером, утром, ночью, днём, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже;
- игра с перекидыванием мяча: «Ты сначала моешь тарелку, а потом обедаешь?» – «Я сначала обедаю, а потом мою тарелку.» и т.д.
Упражнения по теме «Семья»:
- сопоставление понятий: дед – отец – сын – брат, бабушка – мать – дочь – сестра;
Варианты этих понятий (кто кому кем приходится):
Дед – отец отца (или матери)
Отец – сын деда и т.д.
- составьте рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.;
- составьте «Древо жизни» собственной семьи; объясните, кем вы приходитесь каждому члену семьи.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: