Решение логических задач
Тема урока: Решение логических задач
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 10
Ключевые слова: информатика, логика, логические законы, логические задачи Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Office Power Point, задания к уроку в электронном и бумажном вариантах.
Цель урока:
Знать логические законы и правила преобразования логических выражений;
Уметь применять логические законы и выполнять преобразования логических выражений при решении логических задач;
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Основы логики»
Задачи:
Повторить логические операции, построение таблиц истинности, логические законы и правила преобразования логических выражений
Проверить подготовку учащихся к зачету;
Сформировать умение применять полученные знания при решении задач
Продолжать развитие формирования логического стиля мышления у учащихся
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная на компьютере.
Аннотация: на уроке рассматриваются задачи, входящие в ЕГЭ по информатике по теме «Логика». Решение задач фронтально.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка цели урока. Ознакомление учащихся с планом урока
Актуализация знаний.
Для устной работы используются слайды 2 и 3.

 IV. Решение задач.

Решение:
Какие логические операции используются в задании?
При каких значениях истинны конъюнкция, дизъюнкция, инверсия?
1) и 4) не удовлетворяют таблице истинности, т.к. при z=0 конъюнкция не может быть истинной.
Для 2) и 3) построим таблицу истинности:
|   X  |    Y  |    Z  |    |    X  |    |    |  
|   0  |    0  |    0  |    1  |    1  |    0  |    1  |  
|   0  |    0  |    1  |    1  |    1  |    0  |    1  |  
|   0  |    1  |    0  |    0  |    0  |    1  |    1  |  
|   X  |    Y  |    Z  |    X&Y;  |    |    |  
|   0  |    0  |    0  |    0  |    1  |    0  |  
|   0  |    0  |    1  |    0  |    1  |    0  |  
|   0  |    1  |    0  |    1  |    0  |    0  |  
Ответ: 2

Решение:
Когда импликация истина? Ложна?
Выясним, при каких значениях х импликация ложна.
Если 90<x2 истинно, х<(x-2) ложно, то 90<x2x<(x-2) ложно
90<x2 истинно при х<
х<(x-2) ложно при всех значениях х.
Значит при х<
При
Ответ: 9

Решение:
Какие логические законы и правила можно применить?
Ответ: 4

Решение:

Решение: (метод рассуждений)
Предположим, что Сима -1-я, тогда Валя – не 2-я (согласно утверждений по окончании соревнований – только одно из высказываний истинно), по этой же причине из второго предположения следует, что Даша -3-я, так как первое высказывание – ложно, из третьего предположения тогда следует, что Алла – 2-я, а Валя – 4-я.
Ответ: Сима заняла 1 место, Алла – второе, Даша – 3-е и Валя заняла 4 –е место.
 Задачу 6 можно оставить учащимся для домашней работы.
Решение:
При всех D
Т
Ответ: 6

Решение:
Пусть А – первая буква имени гласная, В – четвертая буква имени согласная
Первая буква имени гласная - истинно, четвертая буква имени согласная – ложь.
Ответ: АНТОН

Решение:
Построим таблицы истинности для всех трех высказываний.
Если Петя математик, то Саша не программист.
|   Петя математик(А)  |    Саша не программист(В)  |    |  
|   1  |    1  |    1  |  
|   1  |    0  |    0  |  
|   0  |    1  |    1  |  
|   0  |    0  |    1  |  
Петя математик; Саша не программист(химик); Вася программист.
Петя не математик; Саша не программист.
Петя не математик(химик); Саша программист; Вася математик.
Если Вася не программист, то Петя математик.
|   Вася не программист (С)  |    Петя математик(А)  |    |  
|   1  |    1  |    1  |  
|   1  |    0  |    0  |  
|   0  |    1  |    1  |  
|   0  |    0  |    1  |  
Вася не программист(химик), Петя математик, Саша программист.
Вася программист, Петя математик, Саша химик.
Вася программист, Петя не математик(химик), Саша математик.
Если Саша не математик, то Вася химик.
|   Саша не математик(D)  |    Вася химик (Е)  |    |  
|   1  |    1  |    1  |  
|   1  |    0  |    0  |  
|   0  |    1  |    1  |  
|   0  |    0  |    1  |  
Саша не математик(программист), Вася химик,Петя математик.
Саша математик, Вася химик, Петя программист.
Саша математик, Вася не химик(программист), Петя химик.
Предположим, что Петя – математик. Тогда из первой таблицы истинности следует, что Саша – химик, а Вася программист. Но из третьей таблицы Саша должен быть программистом, а Вася – химиком. Противоречие.
Пусть Петя – химик. Тогда из первой таблицы следует, что Петя – химик, Саша – математик, а Вася – программист. Во второй и в третьей таблицах есть такое же утверждение. Ответ: Петя – химик.
V. Постановка домашнего задания.
VI. Подведение итогов.
Литература:
Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник для 10 класса/Н.Д. угринович. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Сборник заданий по информатике/ Е.М. Зорина, М.В. Зорин.- Эксмо, 2010
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/Н.В Макарова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Демоверсии ЕГЭ по информатике:
http://4ege.ru/
http://www.fipi.ru
страница 1
скачать
Другие похожие работы: