С. И. Львова И. А. Бажанова Учимся читать, слушать
С.И. Львова
И.А. Бажанова
У ч и м с я
читать,
слушать,
говорить,
писать
Рабочая тетрадь по русскому языку
5 класс
К учебнику Львовой С. И. и Львова В. В.
Часть 2
Москва
2007
Дорогие пятиклассники!
Перед вами рабочая тетрадь, которая поможет лучше понять материал учебника и правильно организовать работу с ним. Каждое задание, включённое в эту тетрадь, у ч и т чему-либо. Чтобы разобраться в том, ради чего нужно выполнить то или иное задание, каждое из них имеет название.
Познакомьтесь с перечнем основных видов упражнений, включённых в эту тетрадь:
Учимся читать тексты учебника.
Учимся писать сочинение-миниатюру.
Учимся анализировать художественный текст.
Учимся сравнивать.
Учимся рассказывать.
Учимся и играем.
Исправляем ошибки.
Анализируем, думаем, рисуем.
Работаем с орфографическим минимумом.
Работаем в группе.
По названиям видно, что задания рабочей тетради помогут лучше усвоить теоретический материал учебника и научиться правильно выполнять сложные упражнения.
Словообразование
§ 37
71. Учимся читать тексты учебника.
Прочитайте рубрику «Теоретические сведения» (с. 3 учебник, ч. 2) и допишите следующие предложения.
1) В лингвистике выделяются следующие разделы:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2 Словообразование изучает ______________________________
_________________________________________________________________________
72. Учимся читать тексты учебника.
1. Пятиклассник очень волновался перед контрольной работой по теме «Основные способы образования слов» и приготовил себе шпаргалку.
Однако на уроке он не воспользовался ею, но выполнил все задания правильно. Письменно выскажите предположения о том, что ему помогло успешно справиться с контрольной работой.
______________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите шпаргалку, расшифруйте все условные обозначения и запишите словами то, что в ней отражено.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
73. Анализируем, думаем, рисуем.
1. Рассмотрите деревья в «Парке однокоренных слов». Какие ошибки допущены художником? Обоснуйте свою точку зрения. Исправьте эти ошибки и заполните пустые «веточки» деревьев.

2. «Посадите» в «Парке однокоренных слов» своё дерево.
|
§ 38
74. Исправляем ошибки.
Вам, вероятно, приходилось слышать такие неграмотные реплики:
- Ложи сюда! Ложь сюда!
А ошибка эта связана с тем, что многие не подозревают, что корень -лож- (-лаг-) употребляется только в словах с приставками: сложить, слагать, положить, полагать...
Запишите как можно больше слов (и не только глаголов) с этим корнем, выделите морфему -лож- (-лаг-) . Может быть, у вас получится рассказ? Попробуйте!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
75. Работаем в группе.
Выполните данные задания в группе.
1. Ученики 5-го класса получили задание сочинить текст, используя как можно больше слов с корнем –кас- и –кос-. Прочитайте получившийся текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни и суффикс -а- в данных словах.
2. Проведите взаимопроверку правописания.
Инструкция к выполнению чертежа
Лёгким к_санием карандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. 3атем обведи свой чертёж тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась тушь. Неужели ещё остались отпечатки от к_савшихся листка пальцев?!
Попробуйте сочинить небольшой текст, используя слова с чередованием букв А-О в корнях. Перечень подобных морфем смотрите на стр. 45 - 46 учебника (1-я часть).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте текст, составленный вашей группой. Прослушайте тексты, сочинённые другими группами класса. Определите, кто справился с заданием лучше. Обоснуйте свою точку зрения.
§ 39
76. Учимся писать сочинение-миниатюру.
1. Прочитайте фрагменты ученических сочинений по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Подчеркните наиболее удачные, на ваш взгляд, предложения или словосочетания зелёным цветом.
1) Оказавшись в этой картине, ты услышишь шелест желтеющей листвы, крик улетающих на юг птиц, тихое журчание речки. Вода в реке стальная, по ней, словно маленькие парусники, плывут опавшие листья. Печально смотрятся в воду стройные берёзки. Пожелтела ещё зелёная недавно трава. Берёзовые рощи стоят, как колонны девушек-красавиц. Вдали виднеется пустынное поле. Небо чистое, лазурное, наполненное криком улетающих птиц.
(Юля Белова)
2) Много света и красок, много любви к природе, а через неё – к человеку – в картине Левитана. Нет человека, которому эти картины не напоминали бы о милых его сердцу уголках России. Вот и я, глядя на его «Золотую осень», представляю себе берег Линды, тишину, осеннюю раскраску берёз, синеву неба. И начинаешь понимать, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе.
( Дима Шорин )
3) Для меня осень начинается с прогулки по золотисто-пурпурному лесу. Под ногами слышен шорох листьев, а на душе царит спокойствие. Такое же чувство охватывает меня, когда я смотрю на картину И.И. Левитана «Золотая осень».
На ней изображена небольшая речка медного цвета. На прибрежных полянках трава и кустарники похожи на разноцветные заплатки. Но главная прелесть картины – золотые красавицы берёзки, которые водят хоровод вокруг речки.
(Таня Буханова)
2.В каких предложениях вы нашли речевые ошибки? Подчеркните их красным цветом. Запишите эти предложения в исправленном виде.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
77. Работаем с орфографическим минимумом.
1. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к именам прилагательным имена существительные.
Ч_рный - _______________________
ч_рствый - ______________________
пш_нный - ______________________
ж_сткий - _______________________
прож_рливый - __________________
2. Подберите имена прилагательные к данным именам существительным.
ш_ссе - __________________________
ш_рстка - ________________________
ж_нглёр - ________________________
ш_рох - __________________________
ш_рты - __________________________
3. Проведите морфемный разбор выделенных слов.
4. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 599.
При выставлении отметки учитывайте выполнение дополнительных заданий.
§ 42
78. Учимся рассказывать.
1. Соотнесите данный план с содержанием текста упр. 617 учебника




Берёза в народных обрядах.
2. Расставьте номера пунктов плана таким образом, чтобы они совпадали с содержанием текста.
3. Определите соответствие между группами ключевых слов и пунктами плана.
А Б В
знак согласия сила тепло
знак памяти берёзовый сок свет
веник посуда
берёзовая каша
1 | 2 | 3 |
| | |
4. Используя план и ключевые слова, устно перескажите текст.

5. Готовясь к изложению по тексту «Символ России», ученики нарисовали «Карту памяти», которая помогла им запомнить и пересказать текст. Рассмотрите этот рисунок, дополните его своими условными обозначениями.
6. Перескажите текст, пользуясь «Картой памяти». Оцените, в каком случае вы успешнее пересказали текст: выполняя 4 или 5 часть этого упражнения . Объясните, почему это произошло.
________________________
Используйте удобные для вас приёмы запоминания текста при подготовке к изложению.
§ 43
79. Учимся анализировать художественный текст.
1. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте приставки, в которых пропущены буквы.
Ёлка
Ёлка-п_дснежница в доме о_таяла,
Плечи ра_правила, пальцы ра_ставила,
Ёлке о_водится в Новом году
Лучшее место, на самом виду.
Ёлке пора приниматься за дело,
Вот п_стояла, в_круг п_глядела,
Бронзовый шарик за нитку взяла,
Бусами триджы себя о_вила,
Кверху звезду прицепить п_просила
И объявила:
«Теперь я красива!»
(И. Заграевская)
2. Прочитайте стихотворение. Какой художественный приём использован в стихотворении? Какая деталь в описании ёлки кажется вам самой яркой?
3. Объясните, почему поэт назвал ёлку подснежницей?
_________________________________________________________________________ Есть ли такое слово в русском языке?_________________________________________
Запишите несколько однокоренных слов к этому существительному.
_________________________________________________________________________
80. Учимся сравнивать.
1. Прочитайте стихотворение и сравните его со стихотворением из предыдущего упражнения. Напишите, в чём вы увидели сходство, а в чём – отличие двух стихотворений.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плакала Снегурочка,
Зиму провожала,
Шла за нею грустная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогала берёзы,
Выросли подснежники –
Снегурочкины слёзы.
( С. Погореловский)
2. Придумайте и запишите к этому стихотворению такие задания, которые помогут проверить знания раздела «Словообразование». Выполните эти задания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
81. Учимся рассказывать.
1.Объясните, можно ли эти предложения назвать текстом. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________
(1) Много пор_зительных открытий делали учёные на древней земле Египта. (2) Ра_копки в_крыли остатки каменной кладки. (3) Учёный ра_читывал найти остатки пирамиды. (4) Рабочие ра_чищали известковую скалу от песка и вырубали в ней отверстия. (5) Из небольших отверстий свет падал на мраморный пол храма. (6) _десь можно увидетъ сцены жизни простых людей. (7) _дание было ра_рушено. (8) Для строительства нужно было делать точные ра_чёты. (9) Учёные обнаружили бе_численные мраморные обломки.
(Из книги А. Нейкардт, И. Шиловой «Семь чудес света»)
2. Попробуйте устно составить небольшой текст, используя в нём некоторые из данных предложений.
3. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните выбор букв
в приставках.
§ 44
82. Учимся писать сочинение-миниатюру.
Вам предстоит написать сочинение-миниатюру «Лесные запахи» по упр. 633. Конечно же, вы стремитесь написать интересное сочинение. Попробуйте при подготовке воспользоваться приёмом «ёлочка».
1. Запишите по теме сочинения одно ключевое слово, например, ягода. Затем составьте «ёлочку» к этому слову, то есть в столбик напишите имена существительные, которые приходят в голову при произнесении слова ягода.
Ягода
запах
лето
земляника
корзина
молоко
лакомство
2. Выберите из этого столбика любое слово, выпишите его и также подберите к нему «ёлочку» слов. То же самое сделайте с третьим столбиком слов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Используя слова из всех столбиков, напишите небольшое сочинение по теме «Лесные запахи».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
83. Работаем с орфографическим минимумом.
1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по видам орфограмм. Озаглавьте столбики таблицы.
Ч_рствый, предл_гать, ш_ссе, ус_ный, р_стительный, радос_ный, праз_ник, зап_вать (песню), зап_вать (лекарство), безжалос_ный, влас_ный, пре_ставление, ужас_ное, н_строение, громоз_кий, уд_вительный, корыс_ный, предл_жение, во_соединить, бе_заботный, п_верхность.
| | | | |
| | | | |
2. Проведите само- или взаимопроверку орфографического минимума упр. 641.
84. Учимся писать сочинение-миниатюру.
Отредактируйте сочинение, написанное пятиклассницей при выполнении упр. 640. Сначала внимательно прочитайте текст. Зелёным цветом подчеркните удачные, на ваш взгляд, предложения или словосочетания. Найдите ошибки в построении сочинения, подчеркните их красным цветом, а затем запишите текст в исправленном виде.
Единственная эта верба открывает нам всё обаяние русской весны.
Спокойна речная гладь, холодно и пусто на речных берегах. Тёмная вода залила всё: деревья, кусты, берег. Они не накинули ещё свой наряд и стоят голые, бледные. На волнах качается лодка. Наверно, её унесло волной. Небо затянули серые облака. И в этот мрачный день дарит всем свет и радость цветущая верба. Верба опушилась жёлтыми барашками. Её жёлтые веточки – удивительное чудо. Они выглядят празднично и неожиданно среди голой природы. А верба стоит и красуется, смотрясь в зеркало - воду.
( Даша Чистова)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексикология и фразеология
§ 45
85. Учимся писать сочинение-миниатюру.
1. Прочитайте стихотворение. Напишите, как вы понимаете его название?_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: