NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Самостоятельная работа студентов как средство развития критического мышления в процессе подготовки специалистов


УДК 378

М.К. Асаналиев, М.А. Абдрашитова, Р. Курбанова.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ




В статье рассмотрены технологии самостоятельной работы как средство развития критического мышления в процессе формирования познавательной, самостоятельной деятельности студентов.
Современное общественное развитие, перестройка всех сторон жизни нашего общества неразрывно связаны с активизацией процессов подготовки кадров в системе народного образования. Одним из важнейших направлений совершенствования системы подготовки специалистов является изучение проблемы содержания образования.

Отсюда должны вытекать задачи педагогики: заботиться об интересном, не допускать соревнования в обучении, не исправлять, тем более публично, а добиваться того, чтобы студент сам обнаружил свои ошибки и их исправил. На современном этапе ставится довольно объемная задача: подготовить не только знающих свое дело специалистов, но большую часть молодежи, обладающей критическим мышлением, познавательной и творческой активностью, способной на местах решать сложные проблемы. Этого можно достичь только с помощью приобретенных в стенах вуза глубоких знаний.

Как метод учебной деятельности самостоятельная работа является средством формирования необходимого в нынешнее время типа личности. Именно в процессе самостоятельной работы цель обучения - формирование у обучаемого функционирующей саморазвивающейся системы связей, адекватно отражающей объективную реальность, становится личной целью каждого обучаемого.

Работа по формированию динамичной системы должна совершится в сознании каждого обучаемого, и никто за него ее произвести не может. Но это работа чрезвычайно сложна и требует от обучаемого больших затрат энергии. Поэтому для ее успеха необходима квалифицированная помощь преподавателя.

Следует отметить, что педагогическая система предполагает единство организационной деятельности преподавателя и самостоятельной деятельности студентов - двух ведущих видов деятельности в организации самостоятельной работы студентов (СРС). Поскольку главными компонентами СРС являются люди - преподаватель и студенты, то основным элементом ее структуры, ее центральным звеном являются отношения преподавателя и студентов, прежде - всего дидактические отношения. Поэтому структуру организации СРС, совокупность дидактических отношений В.В.Краевский определил как единство преподавания и учения. «Отношение преподавание - учение, - пишет исследователь, - главное для обучения, порождающее все остальное, реализуется в педагогической практике через отношения субъекта преподавания - учителя объекту преподавания - ученику».

Но структура организации СРС выступает не только как отношение преподавателя и студентов друг другу. Она проявляется, в том числе, и в отношениях преподавателя и студентов к процессам обучения и преподавания, а также в их отношении и к информации. Имеют значения и отношения одной информации к другой. В.Г.Афанасьев пишет по этому поводу следующее: «Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты не были связаны в общественном целом, в каком в виде бы структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей. Из действий людей слагается любая структура, любое отношение в обществе».

По своему содержанию и структуре она представляет из себя систему все усложняющихся заданий, направленных на формирование познавательной самостоятельности студента, потребности в самостоятельном решении дидактических целей.

В самостоятельной работе заложено дидактическое противоречие формы и средства, поскольку самостоятельная работа в системе учебного процесса является средством обучения и формой учебно-научного познания.

Достижение полного единства этих двух сторон возможно в том случае, •когда в каждой самостоятельной работе будет четко сформулирована познавательная задача, без чего обучение в значительной степени теряет свою развивающую и обучающую функции.

Решение поставленной задачи дает возможность преподавателю целенаправленного управлять процессом обучения студента и осуществлять необходимый контроль.

Опираясь на выводы П.И.Пидкасистого, мы считаем, что самостоятельная работа- это такое средство обучения, которое:

  • соответствует дидактической системе;

  • формирует у обучающего на каждом этапе его движения от познания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач, и соответственно, продвижения от низких к .высшим уровням мыслительной деятельности;

  • вырабатывает психологическую установку на познавательную самостоятельность и активность студентов;

  • осуществляется самими студентами, но под руководством преподавателя;

  • позволяет осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения.

Самостоятельная работа в учебном процессе выступает как средство активизации деятельности и выполняет следующие функции:

1. Самостоятельная работа способствует сознательному усвоению,

углублению и расширению творческих знаний;

2. Совершенствуются имеющиеся и вырабатываются новые навыки

творческого изучения предмета,

3. Самостоятельные действия студента осмысливают методы научного познания конкретной науки, овладевают необходимыми умениями творческого познания.

Но все это находится в иной, специально созданной для обучения системе научного познания.

Познание студента вуза должно сочетать в себе изучение науки и путей творческого ее развития. Для студента путь овладения знаниями от менее глубокой к более глубокой сущности характеризуется творческим поиском, соотношением знания с решением жизненных проблем, проблем науки, производства.

Познавательная деятельность студента, таким образом, в процессе обучения сближается с исследовательской и приобретает учебно-исследовательский характер.

Как всякая черта личности, познавательная самостоятельность формируется на основе разнообразных психических процессов. Проявляясь в решении различного рода учебных и практических задач, она, конечно же, теснейшим образом связана с критическим мышлением, взаимоотношением познания и деятельности. В одних случаях, студент, выполняя какую-либо самостоятельную работу, добывает новые знания, которые выступают по отношению к самому процессу познания как продукт поиска. В других – это знания, применяемые студентом в ходе изучения более сложного вопроса, выступают по отношению к новым добываемым знаниям как способ деятельности по решению задач. На уровне знаний, в одних условиях, успешно переносится студентами для решения других задач сначала в аналогичных или частично измененных условиях, а затем и в совершенно новых. Отсюда видно, что на разных стадиях познавательного процесса студента критическое мышление, знание, познание и учебная деятельность постепенно вступают во взаимосвязи и взаимно обусловливают друг друга, достигая в процессе их развития относительного единства. Любое самостоятельное применение усвоенных знаний студентами в качестве инструмента познания, метода объяснения различных более частных явлений, перенос усвоенных способов деятельности в различные ситуации уже предполагает процесс мышления, в котором происходит развитие самого критического мышления.

Это самая элементарная ступень учебного познания, на которой мышление и знания вступают в первоначальную взаимосвязь. Активность студентов в этом случае невелика, а познавательная самостоятельность может быть сформирована только на самом низком уровне – на уровне воспроизводящей самостоятельности. В ситуациях, когда необходима избирательная актуализация ранее усвоенных знаний, уровень взаимообусловленности мышления и знания более высокий. В этих случаях из всех имеющихся знаний студентом актуализируются именно те знания, а также ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, которые осознаются им в соответствии с последовательностью предпринимаемых действий и способов их выполнения в ходе решения задач. По сути дела студент соотносит задачу и знания, анализирует условия задачи, вскрывает потенциальные возможности того или иного знания как метода решения задачи, что и обеспечивает более высокий уровень его активности.

Активность студента возрастает еще больше, если соответствие условий задачи, ее требований и знаний обнаруживает познавательное противоречие, осознание которого студентом и представляет собой «эффект включенности» в поиск научной истины. Такой уровень активности возможен только в условиях создания проблемных ситуаций и решения вытекающих проблем. В этом случае критическое мышление студента продуктивно, оно сопровождается обычно широким межсистемным переносом знаний, опирающимся на внутрипредметные и межпредметные связи. Познавательная самостоятельность при этом формируется на более высоких уровнях (частично-поисковая и творческая самостоятельность) как особое условие успешного формирования познавательной деятельности студентов, поочередную смену одной деятельности другой. В основе этого лежит воспроизводящий и творческий характер усвоения студентами знаний и методов познавательной деятельности. В реальном учебном процессе диалектика соотношения между этими компонентами познавательной деятельности очень сложна. Она обусловлена как объектом познания, так и психофизиологическими особенностями нервной системы субъекта, предполагающими смену чередования психофизиологических функций в процессах деятельности. Нарушение этого принципа приводит к появлению у обучающихся отрицательных психических состояний, угнетающе действующих на работоспособность и на качество их знаний.

Вместе с тем, в ряде публикаций делается попытка определить специфику самостоятельной работы, исходя из огромной ее роли в активизации процесса обучения. Исследователи видят специфику самостоятельной работы в качестве движущих сил, в ней выступают собственные побуждения обучающихся [1,3]. Рассматривая вопрос формирования самостоятельности как качества личности в различных видах учебной, общественной, трудовой деятельности, они подчеркивают огромную роль собственной активности обучающихся.

Особое место занимают такие исследования, в которых рассматривается характер познавательной деятельности обучающихся в процессе выполнения самостоятельных работ и его влияние на формирование навыков применения знаний для решения новых познавательных задач.

Самостоятельная работа рассматривается как многоаспектное явление, способствующее решению следующих задач: повышения сознательности и прочности усвоения знаний; формирования умений и навыков в соответствии с программой каждого предмета и умения самостоятельно приобретать знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему; решения проблемы использования приобретенных знаний, умений и навыков в жизни, в общественно-полезном труде-производственном и бытовом; развития познавательных способностей обучающихся, таких как наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческая активность в приобретении знаний и т.д.; формирования культуры умственного и физического труда; обучения самостоятельности в достижении поставленной цели; формирования навыков эффективной самостоятельной работы.

Важным является то, что степень самостоятельности обучающихся при выполнении различных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подражательных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления в творческих самостоятельных работах, требующих инициативы, реализации собственных замыслов, выражения своих мыслей, постановки новых задач и самостоятельного их решения при помощи полученных и вновь добываемых знаний.

Самостоятельная работа студентов является основной функцией познавательной деятельности. Ее организация на аудиторно-практических занятиях осуществляется путем использования различных видов и типов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – форма аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, при которой процесс приобретения знаний и выработки умений и навыков осуществляется посредством умственных и физических усилий самих обучаемых под контролем преподавателя, с необходимой коррекцией с его стороны, касающейся цели, организации, содержания результатов работы.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Абылкасымова А.Е. Познавательная самостоятельность в учебной деятельности студента. – Алматы.: Санат., 1998.

  2. Асаналиев М.К. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. –Каракол, 1990.

  3. Пидкасистый А.Т. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. –М., 1972.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: