Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9-х классов
Цель: формирование навыков самостоятельного принятия решения и действий в условиях неопределенности; отработка навыков группового взаимодействия, развитие сензитивности.
Упражнение «Без руля»
Ведущий. Всем вам приходилось быть и ведущими, и ведомыми. Но случалось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящие события? Особенность упражнения «Без руля» в том, что вы должны будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться, — каждый отвечает только за себя.
• Постройтесь по росту!
• Постройтесь в две шеренги!
• Постройтесь в две колонны!
• Встаньте парами!
• Разбейтесь по классам!
• Встаньте спиной друг к другу!
• Образуйте квадрат!
• Образуйте треугольник!
• Образуйте круг!
• Образуйте два круга!
Ведущий. Бывают обстоятельства, когда группа оказывается без руководителя. Тогда многое зависит от способности каждого к самоорганизации. Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, выполняя мои команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Чему учит это упражнение? Как бы вы его назвали?
Упражнение «Эстафета»
Ведущий. Афоризм — это краткое, образное и глубокое по смыслу выражение. Афоризмы делают речь более выразительной и убедительной. Но в устной речи любое предложение производит ожидаемое впечатление только в том случае, если произнесено с правильной интонацией, логическим ударением и паузами в нужных местах. В течение одной минуты вы должны вспомнить или придумать афоризм, который мог бы стать девизом вашей группы, и распределить между собой слова, из которых он состоит. Затем группа должна произнести этот афоризм целиком, стараясь точно передать его интонацию (ведущий может найти афоризмы заранее: если групп несколько, можно устроить соревнование, какая команда быстрее подготовится к выполнению этого задания).
Примечание. Первая проблема, с которой могут столкнуться ребята, — выбор афоризма. Поскольку основное задание впереди, лучше всего выбрать самое простое предложение или первое из предложенных. «Застревание» команды на первом этапе выполнения задания является показателем недостаточного взаимопонимания в группе. Желательно, чтобы количество участников и слов в афоризме было одинаково.
Примеры афоризмов:
• Пессимист видит трудности в каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможности.
• Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует.
• Единственный способ определить границы возможного — выйти за эти границы.
• Требуй уважения, если не можешь его заслужить.
• Природная лень не дает развиваться природным талантам.
Если время позволяет, ребята могут по своей инициативе отрепетировать звучание афоризма.
Затем каждая группа произносит свой текст. При желании группы могут обменяться афоризмами и повторить это задание, добиваясь интонационно слаженного звучания. Когда упражнение завершено, все ребята возвращаются в общий круг.
Вопросы для обсуждения:
• Кому лучше всего удалось справиться с заданием и почему?
• Почему выбрали именно этот афоризм?
• Что было труднее всего в этом упражнении?
• Чему научило это упражнение?
Дискуссия
Ведущий. Сейчас все вы получите листки, на которых в произвольном порядке перечислены десять основных этапов любой работы. В течение трех минут каждый из вас, ни с кем не советуясь, должен расставить их по порядку, поставив перед первым № 1, перед вторым — № 2 и т.д. до № 10. Затем ваша группа должна выработать и представить общее решение этой задачи на отдельном листе.
Правильный порядок | Произвольный порядок |
1. Поставь цель 2. Подумай, какими путями можно ее достичь 3. Разбей всю работу на части 4. Составь план работы 5. Посоветуйся с опытными людьми 6. Найди тех, кто будет выполнять эту работу 7. Распредели обязанности 8. Объясни исполнителям, что от них требуется 9. Контролируй ход работы 10. Подведи итоги | Найди тех, кто будет выполнять эту работу Объясни исполнителям, что от них требуется Посоветуйся с опытными людьми Распредели обязанности Контролируй ход работы Поставь цель Подумай, какими путями можно ее достичь Разбей всю работу на части Подведи итоги Составь план работы |
Примечание. Групповая дискуссия является ключевым упражнением всего занятия. Время дискуссии ограничено 3–5 минутами. Представитель команды зачитывает свое решение, а ведущий оценивает его правильность. Совпадение с правильным ответом оценивается в один балл.
Результат меньше 5 баллов неудовлетворительный, 5–7 — средний, 8–10 баллов — высокий результат.
Обсуждение
Довольны ли вы результатами обсуждения? Чей индивидуальный результат был выше, чем групповой? Чей — ниже? Какие методы использовались при выработке группового решения? Все ли участники обсуждения были услышаны? Кто был лидером? Какого стиля он придерживался? Как стиль руководства повлиял на результативность обсуждения?
Ведущий. Сегодня вы учились руководить и подчиняться, принимать ответственность за свои действия, подстраиваться под других людей, понимать и учитывать их состояние. Эти качества необходимы каждому для успешной работы в группе. Я желаю вам успеха и терпения в самой интересной и трудной работе — общении с людьми.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Часть I. Современный рынок труда
Если ты ничего не можешь,
ты ничего не должен хотеть.
Сенека
Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы, — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и др.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все его условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись для начала хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:
Нужен мне работник —
Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?
Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом, — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Назовите эти профессии.
Особую категорию специалистов составляют специалисты редких профессий. Назовите их (реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, зоопсихолог). Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание профессии и рынка труда.
Московский педагог З. Гельман еще двадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтом, пианистом, актером, писателем, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химик-аналитик, инженер-проектировщик холодильных установок, разработчик компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. (Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов).
• Кто, по-вашему, более реалистично подходит к вопросу выбора профессии? В чем заключается этот реализм?
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критично подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

«Мышеловки»
Познакомьтесь с некоторыми мышеловками и узнайте, как они работают.
1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400 $ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом». Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.
2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и пр.)» Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.
3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой». «Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.
4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700 $». Вы не покладая рук работаете в офисе или торговом зале, высунув язык, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения — испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений. Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы. Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.
Часть II. Пути получения профессии
Образование — это то,
что большинство получает,
многие передают и лишь немногие имеют.
К. Краус
Выбор способа получения профессии в первую очередь зависит от характера самой профессии. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?
Прежде чем рассмотреть пути получения профессионального образования, уточним выбор с помощью Матрицы профессионального выбора (см. с. 29).
Матрица профессионального выбора
Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1–2 варианта).
1. Какой предмет труда тебя привлекает?
1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и др.)
2) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4) Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
5) Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и пр.)
6) Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и др.)
7) Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и пр.)
8) Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и пр.)
2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
1) Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2) Обслуживание (оказание различных услуг)
3) Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4) Оздоровление (профилактика и лечение)
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов)
6) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7) Защита (охрана от враждебных действий)
8) Контроль (проверка и наблюдение)
Выбранные вами предмет труда и вид деятельности — это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.
Рассмотрите «Матрицу профессионального выбора» (см. с. 29). В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализации высшего профессионального образования.
Почему бы просто не написать в клетках названия профессий?
Во-первых, только перечисление всех профессий заняло бы несколько томов. Поиск профессии по направлениям сужает поле выбора. Направления можно сравнить с ветвями, на которых висят гроздья ягод — группы профессий.
Во-вторых, в учебных заведениях принято готовить специалистов не по конкретной профессии, а по направлению или специализации.
• Чем профессия отличается от специальности?
Например, вы хотите быть врачом. Профессия одна, а специальностей много — терапевт, хирург, рентгенолог, врач скорой помощи, нарколог, кардиолог — вспомните таблички на дверях кабинетов в поликлинике. Школьный учитель — профессия. Учитель русского языка, математики, физики, истории, информатики — это специальность. Всех этих специалистов могут готовить в одном институте, но на разных факультетах.
В-третьих, ваши знания о будущей профессии пока умозрительны, то есть оторваны от жизни. Даже если родители или знакомые много рассказывают вам о своей профессии, вы не можете влезть в их шкуру, почувствовать профессию изнутри. Знакомство с направлениями профессиональной деятельности дает возможность увидеть сходство и различие профессий одной группы, понять, что вам ближе.
Зная направление обучения, можно переходить к следующему этапу работы — выбору учебного заведения, где готовят специалистов этого профиля.
Пользуясь «Матрицей профессионального выбора», выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.
Уровни профессионального образования
Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?
• Решите, какое профессиональное образование вам необходимо и достаточно — начальное, среднее или высшее. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По неофициальным данным Министерства труда и социального развития РФ за 2004 год, более половины выпускников вузов не могут найти работу по специальности.
• Поинтересуйтесь лицензией на обучение по выбранной специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы.
• Ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации.
• Убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.
Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» — от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше — поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования, тем более что есть немало профессий, которые можно получить разными способами. Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации — начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну — главную — задачу: дать человеку профессию.
Начальное и среднее профессиональное образование
В учреждениях начального профессионального образования готовят не только рабочих. Для приобретения квалификации здесь необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане училищ и колледжей десятки предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Их выпускники способны самостоятельно осваивать новые технологии и виды работ, расти профессионально.
Среднее профессиональное образование можно получить в училищах и техникумах, на курсах дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» — бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования — показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.
В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.
Высшее профессиональное образование
В настоящее время в России существует более тысячи высших учебных заведений и около трех тысяч их филиалов. Правда, уровень обучения в них не всегда соответствует громким названиям.
По мнению экспертов, институты умело играют на несовершенстве законодательства. «Вузы могут легко менять названия факультетов и специализаций, — говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Случаются такие смены названий чаще всего тогда, когда специальность теряет популярность. Нередко получается так, что студентов привлекают востребованной специальностью, а потом выясняется, что лицензии у вуза на нее не было».
Многие абитуриенты не читают договор, который заключают с вузом. По мнению юристов, если в договоре указано, что плата за обучение и название специальности могут изменяться, то студент ничего не сможет сделать. Если вуз нарушает условия договора, студент вправе обратиться в суд. Правда, дело до суда обычно не доходит — руководство предпочитает восстановить прежнюю плату.
И все-таки наша государственная система высшего образования остается вполне конкурентоспособной. Это хорошо понимают за рубежом, поэтому иностранные фирмы устроили настоящую «охоту за головами» лучших студентов. Сейчас в США 50% физиков и химиков и 30% математиков — выходцы из России.
Матрица профессионального выбора
Если вы уверены, что для реализации ваших профессиональных планов необходимо высшее образование, вы должны знать, что государственный образовательный стандарт РФ предусматривает две системы высшего профессионального образования — подготовка специалистов и подготовка бакалавров. Для подготовки специалистов разработан классификатор специальностей по группам родственных специальностей. Для подготовки бакалавров разработан систематизированный перечень направлений базового высшего профессионального образования по отраслям знаний. Обе системы равноправны.
Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, преподаются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоззрение, расширяющие кругозор.
В творческих вузах готовят художников, актеров, режиссеров, музыкантов. Чтобы дойти до вступительных экзаменов, надо выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, сочинить, прочитать. Подготовиться к такому конкурсу можно в системе дополнительного образования и самообразования (секции, студии, клубы, центры детского творчества).
Профессиональное обучение дает только общую подготовку. Реальные профессиональные навыки приходится получать непосредственно на рабочем месте. Именно эти навыки ценятся работодателями при приеме на работу и дают возможность человеку, прошедшему несколько ступеней карьеры, претендовать на высокооплачиваемую должность.
Качественное образование дает преимущества на рынке труда в том случае, если оно базируется на профессиональных интересах, склонностях и способностях и подкреплено хотя бы небольшим, но успешным опытом работы.
Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения, и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: