Сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8-9-х классов
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес
Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
• позитивными, то есть умножающими меру добра, а не меру зла;
• конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
• реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями — физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и пр. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы — цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
• ограниченными во времени («цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку»).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами — интересом, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними — деньги, связи, случай. При выборе профессии необходимо учесть следующие моменты:
1) главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2) цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
3) пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
4) внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
5) внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6) запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
• на какой уровень образования я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
• каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
• какой реальный минимум заработной платы я хочу получить за свой труд;
• какой образ жизни я хочу вести: напряженный, уделяя работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям;
• хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств — интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим эти условия в виде трех окружностей — «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» — и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1-й вариант. Возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2-й вариант. По мере освоения профессии возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3-й вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» — это слагаемые профессионального успеха.
Упражнение «За» и «против»
В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ — по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Этот метод помогает обобщить и проанализировать информацию для планирования профессиональной карьеры.
Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия — внешние, которые от вас не зависят.
Достоинства — это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.
Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.
Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.
Возможности — это благоприятные внешние условия.
Препятствия — неблагоприятные внешние условия.
К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и т.д.

Проанализировав свои записи, взвесьте все «за» и «против», чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.
ИСКУССТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
1 часть. Быть и/или казаться
Чтобы понравиться другим,
нужно говорить с ними о том, что их занимает,
уклоняться от споров о предметах маловажных,
редко задавать вопросы
и ни в коем случае не дать им заподозрить,
что можно быть умней, чем они.
Ларошфуко
Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле тридцати секунд», за которые формируется отношение к человеку. Но никто не берется учить, как сохранить это хорошее впечатление, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Потому что невозможно долгое время казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Навыки самопрезентации иногда помогают получить хорошую работу, но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.
Коснемся некоторых важных моментов самопрезентации.

Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.
Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. Большая часть информации воспринимается глазами, поэтому понятно, что от нашей способности владеть своим лицом зависит очень многое, если не все. На лице, пластичном и подвижном в молодости, с годами появляются следы характерных эмоций — так называемые мимические морщины. Лоб гневливого человека прорезает вертикальная складка, рот унылого становится похожим на висячий замок, и только лицо веселого, доброго человека с годами не теряет своей привлекательности.
Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.
Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект.
У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».
Также специфична и дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия.
Упражнение «Личное пространство»
Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп», когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство.
«Вторая кожа» — так модельеры называют одежду. К одежде делового человека предъявляются довольно жесткие требования. Платья, свитера, трикотажные кофты — все это прекрасно дома или на прогулке, но для деловой одежды неприемлемо. Покрой и цвет костюма выбирают с учетом фигуры, комплекции, цвета волос, возраста, рода занятий. Для делового костюма наиболее подходящими цветами являются оттенки темно-синего, темно-зеленого, серого, бордо. Блузку или рубашку подбирают в тон костюму или по контрасту. Ювелирные украшения и бижутерию принято носить после 19 часов. Они будут очень хороши с вечерним платьем, а в деловой одежде неуместны. Исключение — обручальное кольцо.
Туфли и сумка непременно должны сочетаться друг с другом и с костюмом. Деловая женщина не должна надевать туфли на босую ногу. В деловой одежде недопустимы просвечивающие ткани, глубокие вырезы и короткие рукава. Длина юбки подбирается индивидуально с учетом пропорций фигуры, однако не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Деловой стиль диктует требования и к верхней одежде: длинное пальто уместнее, чем куртка.
Все сказанное не относится к одежде представителей «свободных» профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов, спортсменов. И вообще, главное — одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу. Нередко человеку отказывают в приеме на работу только из-за того, что на нем вызывающе дорогой костюм или часы. А он, бедолага, взял их напрокат.
Один индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же самый доклад перед той же аудиторией. Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке.
Несколько слов о моде. Как говорил К.С. Станиславский, мода существует для тех, кто не умеет одеваться. Чем бесполезнее вещь, тем активнее ее вам навязывают. В сознание успешно внедряется стереотип: модно — значит, стильно и красиво. Против манипуляции такого рода может устоять только человек с развитым эстетическим вкусом.
Визитная карточка, которая всегда с собой
Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.
Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Упражнение «Работа над ошибками»
Прочитайте задания и выполните их самостоятельно.
Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Ниже приведены примеры паронимов. Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:
1. Представить_________ — предоставить _______
2. Освоить______________ — усвоить_____________
3. Командировочный____________________________
— командированный____________________________
4. Договор__________ — договоренность_________
5. Значение_________ — значимость _____________
При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.
Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов — слов, близких по смыслу. Например:
дефект — недостаток,
ритуал — церемония,
результаты — итоги.
В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами:
Подведем результаты встречи.
Недостатки конструкции обнаружились при первом испытании.
Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв.
В выступлении было много дефектов.
Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов, т.е. употребление нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например:
совместное сотрудничество (если сотрудничество, ясно, что не порознь)
биография жизни (биография в переводе означает жизнеописание)
реальная действительность (если нереальная, значит, это не действительность)
коллега по работе (коллега — означает сотрудник)
свободная вакансия (вакансия — свободное место)
в августе месяце (ясно, что август — это месяц, а не день недели)
ведущий лидер (лидер и есть ведущий).
Чаще всего эти ошибки допускают люди, смутно представляющие себе значение иностранных слов. В следующем предложении плеоназмы встречаются пять раз. Найдите и уберите их.
В конечном итоге ведущий лидер партии призвал коллег по работе к совместному сотрудничеству и рассказал о перспективах на будущее.
Повторение внутри предложения или в соседних предложениях одного и того же слова или однокоренных слов делает фразу неблагозвучной и затрудняет ее восприятие. Такой речевой недостаток называется тавтология. К этой же группе изъянов можно отнести многословие, или речевую избыточность.
В деловой речи широко используются устойчивые словосочетания (нанести визит, принять меры, играть роль, иметь значение, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе отчет и т.д.). Однако не все слова сочетаются друг с другом. Так, нередко можно слышать: «это не играет значения» вместо «не имеет значения» или «имеет роль» вместо «играет роль».
Соедините линиями глаголы из первой колонки с подходящими по смыслу существительными из правой колонки:
Играть | Решение |
Оказать | Внимание |
Принять | Попытка |
Оплатить | Недочеты |
Уделить | Проезд |
Предпринять | Ошибки |
Исправить | Меры |
Устранить | Роль |
Обосновать | Влияние |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: