Пояснительная записка Актуальность введения в школе курса "Принципы русской орфографии"
Принципы русской орфографии
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Принципы русской орфографии" по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа.
Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемно-поисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания.
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|   № п/п  |    Темы занятий  |    Количество часов  |    Краткое содержание  |    Знания, умения, навыки  |  
|   1.  |    Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.  |    2  |    Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.  |    Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.  |  
|   2.  |    Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.  |    2  |    Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные.  |    Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов. Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.  |  
|   3.  |    Правописание о/ё после шипящих в корне слова.  |    1  |    Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.  |    Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.  |  
|   4.  |    Правописание приставок на -з / -с.  |    2  |    Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.  |    Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.  |  
|   5.  |    Написание ы в начале корня после приставок на согласный.  |    1  |    Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.  |    Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.  |  
|   6.  |    Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.  |    2  |    Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.  |    Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.  |  
|   7.  |    Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.  |    1  |    Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.  |    Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.  |  
|   8.  |    Правописание чередующихся гласных в корне слова.  |    2  |    Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир--блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).  |    Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.  |  
|   9.  |    Разделительный Ъ  |    1  |    Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.  |    Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.  |  
|   10.  |    Правописание Ь как разделительного знака как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.  |    1  |    Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.  |    Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости. Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.  |  
|   11.  |    Употребление приставок пре- и при-.  |    2  |    Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.  |    Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).  |  
|   12.  |    Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.  |    2  |    Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.  |    Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.  |  
|   13.  |    Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).  |    2  |    Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).  |    Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).  |  
|   14.  |    Правописание суффиксов имён прилагательных.  |    1  |    Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных -к- (-ск-).  |    Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.  |  
|   15.  |    Правописание суффиксов глаголов.  |    2  |    Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.  |    Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.  |  
|   16.  |    Правописание суффиксов причастий.  |    2  |    Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.  |    Знать суффиксы причастий и условия их употребления.  |  
|   17.  |    Написание не с именами существительными, именами прилагательными.  |    2  |    Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.  |    Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.  |  
|   18.  |    Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.  |    1  |    Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.  |    Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.  |  
|   19.  |    Написание не с причастиями.  |    1  |    Формировать навык употребления н и нн в причастиях.  |    Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.  |  
|   20.  |    Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.  |    1  |    Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.  |    Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.  |  
|   21.  |    Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.  |    1  |    Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.  |    Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.  |  
|   22.  |    22. Употребление прописных букв.  |    1  |    Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.  |    Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.  |  
|   23.  |    Правила переноса.  |    1  |    Закрепить правила переноса слов.  |    Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.  |  
Итого: 34 занятия
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: