NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска образована в 1969 году. Это одно из старейших коррекционных учреждений нашего города


Школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска образована в 1969 году. Это одно из старейших коррекционных учреждений нашего города. В школу - интернат принимаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеющие затруднения в обучении различной этиологии (экзогенной и генетической) с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования, воспитания и трудовой подготовки, а также социально-психологической адаптации и реабилитации. Предназначение школы заключается в создании условий для социализации ребенка с ограниченными возможностями и развития у него высоких нравственных качеств.Главным итогом деятельности школы-интерната является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни.

Школа-интернат является образовательным учреждением с гибкой структурой, предоставляющей образовательные услуги обучающимся, воспитанникам имеющим различные формы интеллектуальной недостаточности и реализует:

-учебный план для воспитанников с легкой умственной отсталостью подготовительного, 1-4 классов, обучающихся в условиях школы -интерната;

- учебный план для воспитанников с легкой умственной отсталостью 5-9 классов, обучающихся в условиях школы - интерната;

- учебный план для воспитанников с легкой умственной отсталостью 1-9 классов, обучающихся индивидуального обучения па дому;

- учебный план для воспитанников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости индивидуального домашнего обучения.

В рамках образовательной программы реализуется учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и содержание учебного плана обеспечивают освоение федерального; национально-регионального; школьного компонентов и позволяют реализовать преемственность содержательных линий образовательной программы: коррекционной; развивающей; общеобразовательной.

Содержание регионального компонента специального (коррекционного) образования Ростовской области реализуется в соответствии с примерными региональными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников отклонениями в развитии, утвержденных приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г№1277. Региональный компонент содержания образования реализуется посредством комплексного включения компонентов национальной культуры и культуры Донского края в различные образовательные области путем равномерного, в течение всего учебного года, распределения на уроках, что позволяет углубить содержание по предметам, выделяя при этом культурологический, нравственно- эстетический, историко-научный компоненты содержания образования и расширять сферу познавательных компетентностей.

В образовательной области «Филология» в рамках предмета «Чтение и развитие речи» изучаются народный эпос, фольклор жителей Донского края и произведения донских писателей. Обучение строится на принципах преемственности и уровневого подхода и представляется в виде пропедевтического (1-4 классы) и систематического (5-9. классы) этапов, каждому из которых присущи свои особенности (задачи, технологии, язык, методические приемы), учитывающие возрастную психологию и уровень мышления обучающихся, воспитанников направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности обучающихся, воспитанников. Специфика предмета русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми предметами, особенно с чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. В образовательной области «Физическая культура» при планировании учебных часов предмета «Физическая культура»учитываются географические и климатические условия региона, в связи с чем больше учебного времени отводится на занятия на открытом воздухе в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. На уроках физкультуры обучающиеся, воспитанники знакомятся с национальными играми и играми народов региона.

В образовательной области «Естествознание» при проведении учебных часов предметов «Природоведение», «Естествознание» и «География», имеющих краеведческую направленность, особое внимание уделяется изучению флоры, фауны и особенностей родного края; также формированию экологических понятий и ценностей обучающихся, воспитанников первичных понятий безопасного поведения человека в окружающем мире. В образовательной области «Обществознание» за счет учебных часов предмета «История» повышается интерес обучающихся, воспитанников к истории вообще и истории региона в частности, формируется гражданин не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, селян, на опыте участников ярких событий истории малой Родины. Региональная история является важным средством формирования исторического мышления обучающихся, воспитанников их национального самосознания и чувства дружбы народов.

В образовательной области «Искусство» учебные часы в рамках предмета «Изобразительное искусство» направлены на эстетическое развитие обучающихся, воспитанников, предусматривающее ознакомление с национальным прикладным творчеством Донского края, а также на развитие мелкой моторики рук.

В рамках учебного предмета «Музыка и пение» предполагается первичное знакомство с историей создания краевых музыкально-культурных центров, с музыкальными деятелями, стоящими у истоков музыкальной культуры края. Обучающиеся, воспитанники узнают музыкальные инструменты региона, местный музыкальный фольклор, песни, танцы, игры народностей края.

 В образовательной области «Трудовая подготовка» за счет выделения учебного времени предметов «Трудовое обучение» (1 -4 классы), «Профессионально-трудовое обучение» (5-9 кл.) происходит ознакомление обучающихся, воспитанников с национальным прикладным творчеством народов Дона. Особенно продуктивное внедрение национально-регионального компонента прослеживается при обучении по программе «Швейное дело и декоративно-прикладное искусство», где наиболее активным компонентом региональной культурной среды является народное искусство, выражающее духовный опыт народа, художественные идеи которого неотъемлемая часть культуры Отечества. Обращение к народному искусству - но возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом. Предмет «Профессионально трудовое обучение» (5-9 классы преимущественно ориентирован на формирование компетентностей, которые позволят обучающимся, воспитанникам ориентироваться на рынке труда, повысят уровень их социализации, дадут выпускникам знания и умения в области трудовой деятельности, а также расширят их возможности в обеспечении собственного быта и самообслуживания. Задача современной школы - обеспечить успешное вхождение обучающихся, воспитанников в современное общество, научить каждого школьника правильно распоряжаться заработанными средствами, планировать свой бюджет, рассчитать стоимость пользования современными средствами жизнеобеспечения, бытовыми электронными приборами. Это достигается за счет введения в 6- 9 классах Экономического практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по экономике актуальным предметным содержанием. Цель практикума- раскрытие индивидуальности, интеллектуального потенциала обучаемого посредством использования учебного материала с учетом особенностей региона проживания и народных традиций. Трудовые навыки, умение вести хозяйственные расчеты и прогнозировать возможные результаты экономической деятельности помогут обучающимся успешно войти во взрослую жизнь.

Для получения обучающимися, воспитанниками первоначального литературного образования в 8-9 классах введен факультативный курс «Писатели Дона», на котором школьники познакомятся с некоторыми литературными произведениями Донского края. Факультатив «Домоводство на Дону»в 6 классе (1 час в неделю) направлен на формирование у обучающихся, воспитанников практических навыков ведения домашнего хозяйства в традициях казачества. Региональный компонент содержания образования реализуется, как в урочное, так и во внеурочное время в процессе подготовки и проведения массовых мероприятий, акций, занятий, путем осуществления различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы-интерната.

Воспитательный процесс в школе-интернате регламентирован программой «Надежда», которая позволяет более глубоко реализовать задачи внедрения регионального компонента в систему воспитания и обучения. Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции воспитанника, создание условий для осознания себя частью родного края и страны. Программа включает в себя несколько направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России, в соответствии с которыми построен план воспитательной работы школы и планы классных руководителей.

«Краски Донской земли» - формирование у воспитанников школы-интерната целостного представления о малой Родине – Донском крае, а также элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, пробуждение интереса и уважения к традициям Донского края через создание казачьего музея, приобщение воспитанников к таланту и мастерству предков, ознакомление с православными традициями. В рамках данного направления воспитанники знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства Донского края. «Я – гражданин своей страны» -создание условий для воспитания патриотов России, толерантных граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

«Домоводство» – обучение воспитанников правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, формированию у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

«Мир профессий»– подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности через комплексное оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения, формирование представленийо профессиях родного края, правилах выбора профессии, а также выработка умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основной формой работы с детьми являются коллективно- творческие дела. КТД позволяют создать в школе широкое поле, которое заключается в том, что каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства. КТД имеет огромное влияние как на личность каждого воспитанника, класс, так и на весь большой коллектив школы – интерната. При подготовке и проведении общешкольных дел идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива и формирование личности воспитанника. При проведении традиционных школьных мероприятий у воспитанников формируются организаторские навыки, создаются условия для сплочения коллектива взрослых и детей, расширяются возможности совместной деятельности. Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию и развитие способностей учащихся, создание творческой атмосферы, формирование у детей общечеловеческих ценностей. Мероприятия охватывают различные направления воспитательной деятельности, используются различные формы и методы работы.

Развитие творческих способностей детей осуществляется через организацию часов детского творчества (ЧДТ). Участие в ЧДТ решает целый «веер» педагогических задач: происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Система часов детского творчества, коллективных творческих дел расширяет и дополняет базовый учебный план школы-интерната, помогает создать индивидуальную воспитательно-образовательную среду, направленную на формирование у обучающихся, воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

 

страница 1


скачать

Другие похожие работы: