Школьный библиотекарь активный участник учебно-воспитательного процесса
Школьный библиотекарь активный участник учебно-воспитательного процесса.
Выбор пути – вечная человеческая проблема, и роль школы в ее решении в настоящее время особенно велика. Обучение на старшей ступени решает вопросы подготовки школьников к осознанному выбору профиля обучения и в дальнейшем к осознанному выбору профессии.
Введение профильного обучения неизбежно привело к накоплению большого потока информации по данному направлению, и педагогам, строящим свою деятельность в рамках профильного обучения, так же как и учащимся, которые стоят перед выбором, трудно ориентироваться в перегруженной информационной среде.
На современном этапе выделяют два вида информации: полнотекстовую и библиографическую. Последняя служит навигатором в океане полнотекстовой информации, и обойтись без нее просто невозможно.
Работники библиотек лучше других научились собирать, хранить, систематизировать и предоставлять в пользовании документы и информацию, поскольку в условиях нарастания объема информации в электронной среде изменяются не просто функциональные потоки, но и сами способы отслеживания информации, систематизации, хранения; все больше информации существует только в электронном виде, создаются основные процессы библиотечной деятельности.
Основу деятельности любой библиотеки, в том числе и школьной, составляют информационные услуги, т.е. предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившими запросами или выявленной информационной потребностью.
Школьным библиотекам принадлежит особое место в образовательном пространстве. Прежде всего, это учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки (обслуживает педагогический коллектив школы) и публичной (предоставляет учащимся внепрограммные материалы, поддерживает внеклассную и внешкольную работу).
Деятельность библиотек по информационно-библиографическому сопровождению эксперимента по профильному обучению включает индивидуальное информирование, фронтальное информирование, использование автоматизированных информационно-библиотечных систем.
Индивидуальное информирование: составление планов, (самообразованием, выбором профессии).
Фронтально библиотечно-библиографическое информирование.
Библиографические обзоры – информационно-библиографическое сопровождение педагогов и учащихся в их деятельности. По мере поступления новых изданий создание «Бюллетеней новых поступлений».
Дайджест (краткое изложение) – цитаты, выдержки, конспекты.
Тематические подборки.
Школьная библиотека есть компонент педагогической системы образовательного учреждения.
Педагогическая система – сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога.
Таким образом, именно личность – цель, субъект, результат и главный критерий педагогического процесса. Концептуальная основа созидания и развития школьной библиотеки базируется на соответствующих этому принципах:
партнерства и приоритета интересов пользователей;
личностно-ориентированного, диалогового стиля обслуживания, проецирующего самореализацию, самоутверждение, творчество обучающихся;
формирование ценностных ориентаций, а отсюда – поискового поведения педагогических работников, осознанного читательского вкуса.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Библиотекарь – участник педагогического процесса, т.к. он взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, ставшим необходимым условием развития медийной компетенции педагогов, воспитания культуры.
Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности.
В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только метод, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Роль школьной библиотеки в создании условий реализации национально-регионального компонента стандарта заключается не только в профильном комплектовании фонда, привитии учащимся надпредметных, общеучебных умений и навыков, но и в постоянном общении с педагогами школы, сотрудничестве с методическими объединениями учителей. Выявляя и обеспечивая информационные потребности учителя, библиотекарь становится его консультантом при составлении учебно-методического обеспечения реализации ГОСа.
Взгляд на школьного библиотекаря как на пассивного поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и созидания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей библиотеки.
Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагает наличие следующих умений:
- конструктивных (умений анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности);
организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, управлять отдельными её технологическими циклами, умение включать детей в различные виды деятельности);
коммуникативных (умение устанавливать контакты с администрацией, педагогами, детьми, общаться, включая такт, правильную речь);
проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать её, использовать дидактические материалы);
гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование).
И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.
Все чаще рассматривают школьного библиотекаря как педагога и специалисты органов управления образованием. Свидетельство тому – участие библиотекарей в педагогических чтениях.
Все перемены в обществе, так или иначе, касаются библиотек, а точнее – бросают вызов современным библиотекам; Библиотека обсуживающая юных читателей, находится в постоянном поиске и совершенствовании своей деятельности.
Нашему обществу необходимы учащиеся, которые являются грамотными в полном смысле этого слова, то есть творчески созидательные личности, способные участвовать в процессе самоуправления умеющие управлять своей собственной жизнью и готовые принимать участие в жизни других людей.
Дети должны удовлетворять некоторые свои потребности с помощью взрослых и уметь удовлетворять свои остальные потребности самостоятельно.
Становится актуальным не освоение какого-либо объема знаний, а добывание знаний, умение найти нужную информацию, используя новые информационные коммуникативные технологии.
Большая роль в самообразовании, в непрерывном повышении знаний принадлежит книге. Главной задачей школьной библиотеки научить детей и подростков работать с книгой, пользоваться всей имеющейся информацией о литературе, вручить еще в детстве ключ от библиотеки.
Сохранение и закрепление престижа чтения – одна из задач, стоящих перед обществом, думающем о будущем, и на библиотекаря возлагается ответственность за чтение.
Забота о книге, о книжных ценностях хранящихся в библиотеках, - это забота о здоровом поколении.
Школьные библиотеки могут оказать огромное влияние на жизнь юной личности, так как у нас имеется открытый доступ к книжным фондам, что играет важную роль в обучении, а так же в удовлетворении личностных, рекрационных, информационных потребностей детей (возникающих при обучении).
Нужно сегодня говорить о том, как важно сохранить созданные культурные ценности и передать их новым поколениям. Библиотеки как раз те учреждения, которые, соединяя высокое и обыденное, учат творчеству, воспитывают самостоятельную личность, умеющую неординарно мыслить, тонко чувствовать и адекватно реагировать.
Творчески мыслить может, несомненно, только читающий ребенок.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Покажи мне, как ты читаешь, и я скажу, кто твои учителя».
Наступивший век – это, несомненно, время дальнейшего усиления внимания к тому, в чем человек нуждается. Но в еще большей степени – постоянный учет всех сторон и качеств каждой личности на основе новейших методов.
И образовательное учреждение и библиотека преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.
В педагогической сфере деятельности школьные библиотеки не теряют свои самобытности и решают свои специфические задачи:
сохранение историко-культурного наследия;
обеспечение доступа к информации;
развитие медийной компетенции обучающихся ;
документальное обеспечение учебного процесса.
В Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, а именно: личностно-ориентированный, гуманистический, демократический.
Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно-ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанными и понять реакцию на высказанное).
Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Образовательные и информационные потребности персонала обеспечиваются предоставлением большого массива материалов и информации. Учитель и библиотекарь сотрудничают, обеспечивая наиболее эффективное обучение. Информационные, учебные и гражданские навыки обеспечивают развитие каждого индивида. Помогая ему или ей осознать его ценность и быть готовым использовать информацию и знания в течение всей его жизни.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечно-библиографический урок, ставший необходимым условием развития учащихся, воспитания культуры чтения.
В Готовской школе класс – комплекта, читателями библиотеки являются все учащихся. Библиотека имеет читальный зал на мест. Школа работает над проблемой: «
План работы библиотеки составлен на основании плана школы. Вся работа ведется с учащимися по плану совместно с администрацией школы, педагогическим коллективом, родителями под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
В основном все мероприятия библиотеки проводятся в читальном зале. (Схема занятости читального зала прилагается рисунок №1.)
Участие школьной библиотеки в смотрах конкурсах возможно только при наличии в школьных библиотеках интересной разнообразной массовой работы. (Схема массовых мероприятий библиотеки прилагается рисунок №2.)
Для анализа состояния информационной культуры учащихся было предложено анкетирование. Анкетирование проводилось по возрастным группам. Анкета по изучению информационной потребности учителей. «Твой друг – библиотека», вопросы для интервью с учащимися 3-4 классов. «Роль книги в рациональном использовании свободного времени школьников», для учащихся 6-9 классов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной»
Красненского района Белгородской области
Школьный библиотекарь активный участник учебно-воспитательного процесса
Руководитель РМО
школьных библиотекарей
Красненского района
Дубовская Любовь Алексеевна
Красное,2011
страница 1
скачать
Другие похожие работы: