NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Состояние и перспективы развития системы образования в районе


Состояние и перспективы развития системы образования в районе
Система образования в нашем районе, как и в республике в целом, претерпевает сегодня существенные позитивные изменения.

Основными задачами системы образования в Гафурийском районе являются:

  1. Повышение качества образования

  2. Работа с педагогическими кадрами: переподготовка, повышение квалификации, улучшение социальных условий;

  3. Дальнейшее внедрение современных образовательных информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий;

  4. Повышение уровня информатизации образования;

  5. Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений.

  6. Проведение реструктуризации сети образовательных с учетом условий местности, традиций, перспективности населенных пунктов, а также близлежащих сел и деревень.

  7. Оснащенность современным учебным, учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием и использование современных информационно-коммуникационных технологий являются главными требованиями развития современного образования.

Особую роль в обучении и воспитании играют педагогические кадры. Вследствие реструктуризации ОУ произошло уменьшение класс-комплектов на 33, соответственно изменился количественный состав педагогических работников, прошло частичное высвобождение рабочих мест, т.е. педагогических кадров. Возникла проблема с педагогической нагрузкой во многих ОУ района, педагогам не хватает часов, в связи с этим учителя преподают по 2-3 предмета, соответственно уменьшилось число вакансий.

Каждый год в район возвращалось порядка 30-35 молодых специалистов, заканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, и они трудоустраивались в общеобразовательных учреждениях. В связи с отсутствием вакансий в настоящее время стало проблемой трудоустройство молодых специалистов. Чтобы привести в соответствие этот вопрос, в ОУ района идет постепенное увольнение педагогов пенсионного возраста. Отдел образования ведет целенаправленную работу по трудоустройству молодых специалистов в ОУ, другие учреждения и организации района, особенно для имеющих целевое направление на работу. Молодым педагогам, устроившимся работать в школы, из районного бюджета выплачивается единовременное пособие, выделяются субсидии на строительство.

Всего в районе педагогических работников насчитывается 792, из них только учителя 715. 630 педагогических работников образования имеют высшее образование, что составляет 78%.

522 (82%) учителя владеют ИКТ, применяют на уроках – 415 (или 66%). Организуются курсы повышения квалификации в области ИКТ. На данный момент 215 педагогов имеют удостоверение, в дальнейшем все учителя должны пройти данные курсы.

Среднемесячная заработная плата учителей:

2009 – 9588 руб. 2010 – 13202 руб. .

Как видно, после реорганизации ОУ все цифры приближаются к средне республиканским.

Благодаря, кропотливой работе педагогов из года в год увеличиваются показатели успеваемости и качества обучения. Успеваемость по итогам 2010 – 2011 учебного года составила 99,3 %, качество – 53,4% (99,8 % , 52,5 % - 2008-2009 учебный год).

Повышение качества образования во многом зависит и от профессиональной компетентности педагогов. 87,9 % учителей имеют квалификационные категории, из них:

Высшая категория – 18,6 %

1 категория – 48,4 %

2 категория – 20,9 %

Не имеют категории – 12,1%

Творческому развитию педагогических кадров, повышению их деловой и социальной активности способствует профессиональный конкурс «Учитель года». Стало традицией в последние годы проведение этого конкурса по 4 направлениям: «Учитель года башкирского языка», «Учитель года татарского языка», «Учитель года русского языка» и «Учитель года». Победители – 4 учителя (Фокина И.В. – учитель истории МОБУ СОШ №3 с. Красноусольский, Мавлеткулов Ю.Р. – учитель башкирского языка МОБУ КБГИ, Бухарова Р.М. – учитель татарского языка МОБУ ООШ с. Утяково, Зайнуллина Р.Б. – учитель русского языка МОБУ СОШ с. Табынское) участвовали на республиканских конкурсах и, что показательно, в 2011 году, объявленном в Республике Башкортостан годом межнационального согласия, учитель башкирского языка Мавлеткулов Ю.Р стал лауреатом конкурса, а учитель татарского языка Бухарова Р.М. – номинантом в номинации «Формирование позитивного отношения к миру на классном часе» и учитель русского языка Зайнуллина Р.Б.– в номинации «Высокий уровень методического мастерства».


Сформировано систематическое повышение квалификации и переподготовки кадров. В 2011 году прошли курсы повышения квалификации 48% педагогов района;

  • повысилась поступаемость в различные вузы и ссузы, в этом году достигла до 66% против 61% в прошлом году;

  • количество награжденных выпускников медалями «За особые успехи в учении» остается стабильным. В этом году 4 выпускника были награждены золотыми , 13 – серебряными медалями.

Возникла вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей: в Красноусольской башкирской гимназии количество обучающихся достигло до 450. В профильных школах 45% обучающихся 3 ступени охвачено различными профилями.

Развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии, внедряются в образовательный процесс электронные учебно-методические комплексы.

Оснащенность современным учебным, учебно-лабораторным, компьютерным оборудованием и использование современных информационно-коммуникационных технологий являются главными требованиями развития современного образования.

Компьютеризация учебного процесса возможна при наличии достаточного программного и технического оснащения. Если судить по среднему количеству учащихся на один компьютер в районе, что составляет 21 (по республике - 19), техническое обеспечение ОУ очень слабое. Всего в школах - 298 компьютеров и 12 ноутбуков, в обучении используется 223 (из них устаревшей модели – 104 или 47 %) , плюс не работают – 39 (17 %). Общее число мультимедийных проекторов – 43, интерактивных досок – 15 и интерактивных устройств - 3. Здесь надо отметить, что в отличие от компьютерного парка ситуация лучше.

Что касается программного обеспечения школ. 1 января 2011 года срок действия лицензий, используемых компьютерных программ в школе, истек. Т.е. на сегодняшний день практически все школьные компьютеры работают на пиратском программном обеспечении. Встал вопрос о закупке лицензионного программного обеспечения, либо переход на свободное (бесплатное) программное обеспечение.

С 1 сентября 2011 года все компьютеры, используемые в обучении будут работать на свободном программном обеспечении, так как в настоящее время органами исполнительной власти усилился контроль над лицензионной чистотой программных продуктов, установленных на компьютерах ОУ и органов управления образования, а на административные компьютеры образовательных учреждений необходимо приобрести лицензионное программное обеспечение, так как многие программы, используемые в управлении школ, в том числе бухгалтерские программы, под операционной системой ЛИНУКС не предусмотрены.

Школьный сайт является важнейшим элементом современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач. На сегодняшний день по требованию Рособрнадзора каждая школа должна иметь действующий сайт. Пока имеют свои сайты 27 ОУ, что составляет 78% от общего количества образовательных учреждений, несмотря на то, что создание и реализация собственного школьного сайта не столь зависимы от материальной базы.

Происходят изменения потребностей родителей, требований школы к будущему первокласснику. Основной целью дошкольных учреждений является охрана жизни и здоровья дошкольников: это выполнение режима дня, полноценное питание, витаминизация блюд. В 6 детских садах для физического развития детей имеется физкультурный зал, который с каждым годом пополняется соответствующим спортивным оборудованием. На сегодняшний день в целях развития и совершенствования дошкольного образования в районе действует «Программа развития системы дошкольного образования в муниципальном районе Гафурийский район на 2009 – 2013 учебные годы», утвержденная решением Совета МР Гафурийский район от 28 мая 2009 года. В целях реализации данной программы в 2009 году на базе 7 ОУ открыты группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Они организованны в населенных пунктах, где ранее отсутствовали детские сады. За последние 2 учебных года были открыты дополнительные дошкольные группы в с. Саитбаба, Белое Озеро, д. Березовка с общим охватом 65 детей. Также в новом учебном году планируется открытие еще одной дошкольной группы при МОБУ СОШ с. Белое озеро с охватом 20 детей.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно ФГТ в дошкольном образовании на примерные основные общеобразовательные программы, утвержденные Министерством образования и науки, отводится не менее 80% времени, которое ребенок проводит в детском саду. Остальные 20% времени составляет часть программы, формируемая участниками образовательного процесса. Эта часть обеспечивает вариативность дошкольного образования и отражает специфику образовательного процесса в конкретном ДОУ. В настоящее время все учреждения дошкольного образования района разрабатывают эту часть общеобразовательной программы.

Современное образование – это не только овладение стандартными знаниями по школьной программе, но и обеспечение разносторонней компетентности выпускников, развитие их способности к познавательной социализации. Повышение качества образования немыслимо без перевода школьной жизни в прогрессивный, инновационный режим – режим непрерывного развития.

Каждая школа имеет свою Программу развития. В процессе реализации программы в рамках деятельности каждой школы предполагается развитие модели школы нового типа с профессиональной ориентацией в современных условиях, которая учитывает сущность содержания, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса.

В рамках реализации концепции модернизации образования на базе Красноусольской башкирской гимназии – интернат успешно действуют две экспериментальные площадки Института развития образования Республики Башкортостан по темам «Развитие интеллектуально-творческих способностей» и «Диагностика коррекционной системы обучения». Третья экспериментальная площадка на базе средней школы с.Белое Озеро по теме «Педагогические основы организации образовательного процесса в естественно- математическом профиле» вступила в завершающую фазу.

Обучение в ОУ ведется по программам начального, основного и среднего общего образования и на 3-х языках: русском, башкирском и татарском, и во всех организованно изучение башкирского как государственного. В тех ОУ, где есть дошкольные группы, дополнительно введено обучение по программе дошкольного образования. Из иностранных языков изучается только один: английский. По желанию родителей и обучающихся, инициативе учредителя в русскоязычных ОУ открыты башкирские классы; в четырех образовательных учреждения сохранили штат заместителя директора по родным языкам по 0,5 ставки: с. Белое Озеро, № 1, 2, 3 с. Красноусольский.

Результаты ЕГЭ-2011 показывают, что 100 % выпускников преодолели пороговые баллы по русскому языку и математике. При этом по русскому языку 11 выпускников пересдавали экзамен. Это учащиеся СОШ с. Зилим-Караново, с. Антоновка, с. Саитбаба, с. Инзелга.

Мониторинг по ЕГЭ:




Предметы

Минимальный порог

Районный средний балл

Республиканский средний балл

1

Биология

36

59

57,4

2

Информатика

40

69,4

66,1

3

Литература

32

52,7

57,4

4

Русский язык

36

58

60

5

Химия

32

69,4

64,5

6

Английский язык

20

54,7

63,1

7

Математика

24

58,6

55,47

8

Физика

33

68,8

61,98

9

История

30

70

58,04

10

Обществознание

39

61,3

57,71

11

География

35

58,3

61,34
Как видно из таблицы, районный средний балл выше республиканского по таким предметам, как биология, информатика, химия, математика, физика, история, обществознание.

Нас интересуют выпускники, получившие баллы выше 80 по двум и более предметам. Таковых в районе 15 человек. И если некоторые из них сомнений не вызывают, так как являлись медалистами и участниками олимпиад, конкурсов по данным предметам на районном и республиканском уровнях, (Фомин Владислав – МОБУ СОШ №1 с. Красноусольский, Давлетбаев Альберт – МОБУ СОШ №3 с. Красноусольский, Байбулдина Айгуль и Баймурзина Диана – МОБУ СОШ №2 с. Красноусольский), то у остальных полученные баллы вызывают недоумение – за 11 лет учебы никак не проявить себя в конкурсах и олимпиадах, и на ЕГЭ набрать 90 баллов, согласитесь, маловероятно. В основном, это выпускники Красноусольской башкирской гимназии, по одному выпускнику из СОШ с. Белое Озеро и с. Курорта.

Результаты экзамена двоих выпускников из МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат и МОБУ СОШ №1 с. Красноусольский были аннулированы в связи с выявлением их контрольно-измерительных материалов в сети Интернет.
В 2010 – 2011 учебном году в ГИА в новой форме участвовали обучающиеся 9 классов 24 ОУ из 32 средних и основных.

Предмет

Кол-во участ-ников ОУ

Обучающихся

Успеваемость

Качество

Подтвердили годовые отметки

Выше годовой

Ниже годовой

Математика

22

381

100 %

84,7 %

220

57,7%

154

40,4%

7

1,8%

Русский язык

24

380

96,3%

51,8%

269

70,8%

24

6,3%

87

22,9%

Биология

8

23

100%

65,2%

5

21,7%

0

0,0%

18

78,3%

Физика

6

13

100%

76,9%

8

61,5%

0

0,0%

5

38,5%

Химия

5

36

100%

94,4

25

69,4%

5

13,9%

6

16,7%

История

1

2

100 %

100%

1

50,0%

0

0,0%

1

50,0%

Обществознание

4

13

100%

69,2%

2

15,4%

0

0,0%

11

84,6%

География

4

9

100%

88,9%

4

44,4%

0

0,0%

5

55,6%

Литература

2

4

100%

100%

4

100,0%

0

0,0%

0

0,0%

Информатика и ИКТ

4

11

100%

90,9%

3

27,3%

0

0,0%

8

72,7%

Английский язык

2

2

100%

100%

0

0,0%

0

0,0%

2

100,0%

Результаты по русскому языку, биологии, физике, химии, истории, обществознанию показывают, что от 23% до 78% обучающихся получили отметки ниже годовой. Это говорит о том, что учителя завышают текущие отметки.

В настоящее время реализуется районная программа «Одаренные дети на 2009- 2014гг», которая является частью Президентской Программы «Одаренные дети». В ходе реализации программы создаются оптимальные условия для развития и обучения одаренных детей, их творческой реализации, формируется система работы с одаренными детьми. Поддержка одаренных детей осуществляется через организацию творческой учебно-познавательной деятельности учащихся в малых научных обществах, где обучающиеся привлекаются к научно- исследовательской работе, разработке проектов.

Муниципальный этап предметных олимпиад школьников ВОШ проводился с 18 ноября по 14 декабря согласно приказу отдела образования МР Гафурийский район от 27 октября 2010 г. № 245 «О проведении муниципального этапа ВОШ в 2010-2011 учебном году» и положению о проведении школьного и муниципального этапов ВОШ.

Муниципальному этапу предшествовал школьный этап, который проводился в октябре 2010 года, в котором приняло участие 2177 (всего -2953, что составляет 74% из общего количества обучающихся с 5 по 11 класс).

В прошлом учебном году участвовало 2734 обучающихся (3037 – около 90%). Уменьшение количества участников школьных олимпиад связано как с уменьшением общего количества учащихся, так и с тем, что в ряде школ по некоторым предметам олимпиады не проводились. Не представлены протоколы школьного этапа олимпиад по русскому языку ООШ д. Кургашла, по литературе ООШ д. Толпарово, Явгильды, Кургашла, Курмантау, по английскому языку СОШ с. Карагаево, Имендяш, Кургашла, Толпарово, Мендим, Тат-Саскуль, Архангелка.

Если говорить о качественных характеристиках, то можно отметить следующее:

Наибольшее количество участников было на олимпиадах

Биология

86

Технология

83

Математика

77

Литература

72

География

71

Русский язык

71

Наименьшее количество школьников приняло участие по:


Информатике

15

ОБЖ

34

Физкультура

31

Химия

34


Количество победителей всего -57, что составляет - 6%, призеров всего – 100 (11%), для сравнения в прошлом учебном году было 59 победителей, 117 призеров.

По результатам муниципального этапа предметных олимпиад количество учащихся, набравших 50% и более баллов за олимпиадные задания, высокое по следующим предметам: русский язык, литература, биология, технология, история, обществознание.

Ежегодно стабильные результаты почти по всем предметам показывают следующие школы: СОШ №с 1, №2, №3 , КБГИ, Б, Озеро, Табынское. Улучшили результаты СОШ с. Карагаево, Мраково.

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: