Сравнительный анализ европейского и американского поп-арта Агеева Ирина Васильевна, преподаватель бу спо хмао-югры
Сравнительный анализ европейского и американского поп-арта
Агеева Ирина Васильевна,
преподаватель БУ СПО ХМАО-Югры
«Югорский художественный техникум»,
г. Югорск
В конце 1950-х - начале 1960-х годов Западная Европа и Северная Америка переживали экономический подъем и сопровождавший его потребительский бум.
Молодое поколение, появившееся на художественной сцене выступило с критикой модернистского академизма, сделав массовую культуру предметом своего искусства. Новое движение получило название поп-арт.
Родиной поп-арта считается Англия, но наибольшего развития это движение достигло в Америке.
Поп-арт — это своеобразное «искусство вне искусства». Оно не является однородным в нем имелись свои школы и направления.
Первым шагом к поп-арту был дадаизм. Но искусство поп-арта вобрало в себя и другие направления и стили: сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, кубизм, графику заборов и граффити вагонов «подземки» и т.п.
Художников - «поп-артистов» привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, их интересовало все, что порождено современной цивилизацией, той, в которой «мы живем».
Вещь в поп-арте или изображалась, сама по себе. Натурой для картин поп-артистов служила реальность, уже опосредованная массмедиа. Если произведения поп-арта и можно назвать картинами, то это «картины картин». С этой точки зрения поп-арт выглядит первой манифестацией постмодернистского художественного сознания, оперирующего отчужденными изобразительными языками.
Американскому поп-арту начало положили Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. С 1952 года Раушенберг делает “грязную” живопись, вызывая этим скандал. Джаспер Джонс, представитель нью-йоркской школы, поставил перед собой цель овеществить изображение, сделав его неотличимым от объекта. Двигаясь с противоположных концов, оба художника пришли к одному – утверждению тождественности реальности и искусства.
Рой Лихтенштейн, живописец, график, скульптор, имитировал в живописных полотнах картинки комиксов, где какая-нибудь из деталей образа увеличивалась вместе с типографской сеткой до огромных размеров, разоблачая механизм действий художника, и, не переводя изображаемое в сферу высокого искусства. Клас Олденбург, живописец, скульптор и создатель хэппенингов, о которых будет говориться далее, изображал муляжи и выложенные в магазинах товары. Том Вессельман помещал силуэты нагих герлз среди стандартных предметов современных квартир. Джеймс Розенквист группировал на огромных холстах в произвольном порядке предметы роскоши и вещи массового потребления.
Признанным королем поп-арта стал американец Энди Уорхол, провозгласивший акт “превращения художника в ротационную машину” Постепенно американский поп-арт приходит к гиперреализму хэппенингу, перформансу и т.д.
Впервые о поп-арте заговорили в Британии. Несколько лондонских критиков, художников и архитекторов образовали в 1952 году при Институте современного искусства в Лондоне «Независимую группу», занимавшуюся изучением массовой культуры. В Англии поп-арт прошел три фазы развития:
Первая – 1953 по 1957 годы. В этот период развитее поп-арта было связано с технологическими темами.
Вторая - 1958 по 1961 годы. Поп-арт все глубже уходит в абстракцию.
Третья – 1961 году. Для нее характерна урбанистическая тема, которая раскрывалась художниками через изображение технических предметов и элементов средств массовых коммуникаций.
Важной особенностью английского поп-арта стало то, что его представители никогда окончательно не порывали с традиционной живописью. Тиражированные образы (фотография, реклама, этикетки) часто были для них лишь источником новых сюжетов - во многих случаях манера исполнения оставалась вполне «буржуазной».
В Европе поп-арт не был представлен в его классическом виде. Сходные по своему пафосу художественные направления возникли во Франции, Италии, Германии.
Таким образом, по сравнению с американским поп-артом европейский — «гештальт-форм» в Германии, «неофигуративизм» в Италии и Франции — носит несколько иной характер. Европейские пописты привнесли в свои комбинации элементы эротики, подчас банальности, а иногда и социальные тенденции, соединенные самым странным образом; в комбинациях мюнхенских попистов проявились традиционные черты экспрессионизма. Сами создатели поп-арта и его теоретики утверждают, что они своей деятельностью восстанавливают утерянный абстракционистами непосредственный контакт со зрителями, что поп-арт открывает выразительность и красоту, заложенную в случайных предметах.
Сравнительный анализ европейского и американского варианта поп-арта показал, что отличия, существующие в вариативности проявления поп-арта, зависят, прежде всего, от экономического и политического развития общества, его философии и вектора развития культуры в целом.
Список литературы
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Пер. С. А. Ромашко. М., 1996. – 241 c.
Кузьмина, М. Поп-арт. – В кн.: Модернизм. 3 изд./ М. Кузьмина. - М.: Искусство, 1980 – 96 с.
Маковский, С.А.: Силуэты американских художников / С.А. Маковский. – М.: Республика, 1999 – 204 с.
Модернизм: Анализ и критика основных направлений./ Под. редакцией В. В. Колпинского/. М.; Искусство, 1980. – 201 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: